Интервью с Еленой Черных, руководителем комитета экономики администрации Первоуральска

Елена Черных: "Если все будет развиваться в такой же динамике, как сейчас, то возвращение промышленности в нашем городе на уровень 2008 года произойдет только в 2012 году".
Елена Черных: "Если все будет развиваться в такой же динамике, как сейчас, то возвращение промышленности в нашем городе на уровень 2008 года произойдет только в 2012 году".

На антикризисной комиссии в городской администрации Елена Черных, руководитель комитета экономики, не раз сообщала о том, что спрос населения на ряд дорогих (деликатесных) продуктов и товаров длительного пользования неумолимо снижается. Причина — снижение средних зарплат, и как следствие — дохода на душу населения. Финансовый кризис напрямую коснулся потребительского рынка Первоуральска. Ведь чем меньше денег получают покупатели, тем меньше они оставляют в магазинах, переориентируя свои потребности на товары первой необходимости. По словам Елены Черных, острых всплесков негативных явлений на рынке пока не наблюдается. Однако в будущее заглядывать сложно.

— Елена Евгеньевна, Вы не раз сообщали о том, как изменяется потребительский рынок Первоуральска. Однако никогда не говорите о методах, каковыми можно поправить дела. Например, если растут цены. Почему?

— Мы не можем жестко регулировать взаимоотношения между продавцами и покупателями. На потребительском рынке (за исключением рынка коммунальных и жилищных услуг — они подчиняются другим законодательным нормам), все регулируется собственно рынком. Любое физическое или юридическое лицо имеет право торговать — если оно вписывается в рамки законодательства, оформило соответствующим образом все документы. Цены мы тоже не можем регулировать. Как они складываются? К цене продавцов (оптовиков либо производителей товаров) плюсуют торговые надбавки, размер которых опять же зависит от условий работы розничных продавцов и насыщенности рынка конкретным товаром. Рынок товаров у нас удовлетворяет потребителей как по ассортименту, так и по объемам, что и регулирует эту торговую надбавку. Мы не можем требовать ее изменения.

— Недавно на потребительский рынок вышла сеть магазинов-дискаунтеров «Пятерочка». Как Вы относитесь к появлению на рынке Первоуральска нового игрока?

— Это в первую очередь выгодно жителям. Сейчас любой может выбрать для себя из всех популярных сетевых организаций наиболее приемлемую. Есть ряд условий. Во-первых, жители чаще всего пользуются магазинами, которые рядом с домом. Во-вторых, ходят в те магазины, дисконтные карты которых они имеют. И, в-третьих, смотрят на уровень цен. В любом районе нашего города на достаточно небольшой площади можно встретить и магазины различных сетевых компаний, и небольшие магазины частников. Это выгодно, потому что если бы на рынке была фирма-монополист, торговые надбавки были бы больше. А если у покупателя есть возможность выбора, предпринимателям нужно решать проблему соответствия цены и качества. И я считаю, что здесь надо только не мешать — только корректировать в случае необходимости.

— У администрации есть рычаги воздействия?

— Да, например, в части налогообложения. Практически все участники нашего потребительского рынка платят в местный бюджет ЕНВД (единый налог на вмененный доход). Он имеет весомую составляющую — коэффициент к2, его размер определяется для каждого типа предпринимательской деятельности. Мы корректируем его в зависимости от того, какой вид услуг надо поддержать, а какой пока не трогать. Ну и для каких услуг этот коэффициент можно поднять — конечно, чтобы не навредить предприятию. Если обороты растут, почему бы не поделиться с бюджетом?

— Не секрет, что в экономике спрос рождает предложение. Однако на антикризисной комиссии Вы докладывали, что упал спрос на мебель, деликатесы… Это значит, что снизилась покупательная способность населения?

— Не совсем так. Просто люди переориентировали потребности. Если раньше мы примерно 50/50 тратили на продуктовые и непродуктовые товары, то сейчас около 60% — это продукты питания. Стали меньше покупать деликатесов. Снизились объемы потребления полуфабрикатов и готовых продуктов: салатов, например. В основном растет спрос на товары первой необходимости. Это продовольственные и непродовольственные товары, относящиеся к потребительской корзине. Увеличилось потребление хлебобулочных изделий, молока, масла, и как следствие — их стали больше производить.

— Однако каждую пятницу Вы сообщаете о снижении стоимости среднего чека…

— Да, но только по итогам недели: например, две недели назад средний чек был на сумму 159 рублей, сейчас — 156. Но это не так значительно, не в два-три раза.

— То есть, из-за снижения спроса на дорогие продукты и повышения спроса на более дешевые уравниваются средние стоимости чека до кризиса и сейчас?

— Можно так сказать, но здесь надо сравнивать удельный вес. Одно дело, когда вы покупаете 200 граммов деликатесной рыбы по 300 рублей за килограмм, и другое дело, когда ее заменяет дешевая рыба. Это сколько килограммов мойвы надо купить, чтобы покрыть эту разницу? Точно так же с тортами и крестьянским хлебом. К тому же, это не показатель, потому что люди все равно привыкли хорошо жить. Если у человека праздник — он купит и дорогую рыбу, и торт.

— То есть, рынок стабилен?

— Да, резких всплесков у нас нет. Это встречается только в отдельно взятых территориях, если там дает сбой предприятие, на котором трудится большая часть жителей поселка.

— Боюсь сглазить, но не ожидаете ли резких скачков?

— Уже официально озвучено, что кризис продлится дольше, чем ожидалось. По нашим прогнозам, если все будет развиваться в такой же динамике, как сейчас, то возвращение промышленности в нашем городе на уровень 2008 года произойдет только в 2012 году. Даже сами предприятия теряются в прогнозах. Они зависимы от государственной политики, от энергетики. Как будет дальше разворачиваться ситуация по ценам на тепло, электроэнергию? Посмотрим, что будет в конце года.

— Если все-таки будет плохо, какие предприятия выживут?

— Кризис обнажил слабые стороны некоторых фирм потребительского рынка, преимущественно небольших. Прежде, чтобы выжить, они делали максимальные торговые наценки, не очень грамотно выстраивали работу в части маркетинга. Сейчас они закрываются, будучи не в силах справиться с ростом сопутствующих затрат, со снижением оборотов… и с повышением требований к своим услугам. Люди более рационально стали подходить к вопросам потребления. Если вы сейчас покупаете мебель, она вам будет служить порядка 10 лет. А значит, должна быть надежной. Возить вещи с Таганского ряда для того, чтобы отгладить и повесить в магазин, тоже уже недостаточно. Сейчас люди не хватают все подряд, они ориентируются на качество. Если бизнес не способен переориентироваться — он не выживает.

— Для нашего бизнеса это реально?

— Ну а почему нет? Рынок в Первоуральске хорошо развит. Диктовать свои условия продавец может, только будучи монополистом, а этого у нас нет. Люди сейчас не просто идут в магазин, они идут в хороший магазин, с удобной выкладкой товаров. В торговый центр они ходят уже не только купить товар, но и отдохнуть. Кто все это учитывает, тот и выживает. Сетевикам в этом легче. У них настолько большие обороты, что они имеют возможность технологически расти. Они имеют возможность закупать большое количество товара оптом, чтобы делать на них минимальные торговые надбавки.

— Если падает спрос на дорогие товары, можно ли сказать, что снижается уровень жизни первоуральцев?

— Если широко подходить к этому понятию, то да, уровень жизни немного упал. Ведь он зависит от доходов. По итогам первого полугодия прошлого года средняя зарплата была 17 140 рублей, а сейчас — 15520 рублей. Раз упали зарплаты — упал и уровень жизни. Но не катастрофически, не в три-четыре раза. Люди просто начали более рационально подходить к своим тратам.

— То есть, кризис учит людей думать. Это плюс?

— Как и в любом явлении, в кризисе есть и положительные стороны. В смысле рационального подхода к тратам — да, плюс. Это позволит как-то дисциплинировать население. А если говорить о том, что мы в перспективе вообще-то должны жить лучше, то минус. Однозначно плохо, что падает средняя зарплата. При соотношении индекса роста цен (а они растут опережающими темпами по сравнению с плановыми показателями) и средней зарплаты трудно говорить о хорошем. Но средняя зарплата — это как средняя температура по больнице. Есть тот, кто получает много, а есть тот, кто имеет копейки. Конечно, неоспоримо, что руководители должны получать хорошо. Но за это они должны отвечать за тот сектор, который ведут. Если предприятие успешно, имеет большие доходы, то пусть руководитель получает заслуженные дивиденды. Но если предприятие убыточное, в предбанкротном состоянии, а руководитель назначает себе огромную зарплату, этого понять нельзя. Так что кризис в какой-то мере дисциплинирует и руководителей, которые начинают понимать, что зарплату надо не только получать, но и отрабатывать.