Первоуральский тренер Валерий Воробьев выступает против областной федерации тхэквондо

Уже почти год российское тхэквондо сотрясают скандалы. Во-первых, провал наших олимпийцев на Играх в Пекине, куда российские мастера не поехали в силу того, что не прошли квалификационный отбор. Во-вторых, конфликт в руководстве Союза тхэквондо России (СТР), который привел к полной бесконтрольности региональных отделений. Все это не лучшим образом сказывается на положении местных школ. Рыба гниет с головы, уверен заслуженный тренер России, старший тренер национальной сборной команды, руководитель первоуральской школы тхэквондо Валерий Воробьев.

 

«Очередная внеочередная»

С сентября прошлого года СТР возглавляет Владимир Шаманов. До этого организацией на протяжении многих лет руководил Евгений Ключников. Несмотря на его громкие заявления о путях выхода из кризиса, российское тхэквондо пришло к столь плачевным результатам. Кроме того, в структуре СТР началась управленческая неразбериха. Даже вмешательство руководства Министерства спорта, туризма и молодежной политики не сблизило две группировки. Внеочередная конференция Союза тхэквондо России, проведенная в конце апреля, по сути, превратилась в цирк. Сторонники Ключникова блокировали все важнейшие решения (для их принятия согласно уставу требуется решение двух третей делегатов), они даже отказались внести изменения в устав, указав в списке целей и задач «содействие в развитии олимпийского движения в России». Единственное, о чем договорились стороны, — это о проведении «очередной внеочередной конференции СТР».

— Работу федерации начало лихорадить, поскольку два человека не поделили власть, портфели и просто испортили друг с другом отношения, — рассказывает Валерий Воробьев. — И понеслось: стали всплывать разные факты, появляться параллельные организации  — когда возникает сверху какая-то ерунда, то внизу вообще бардак наступает.

 

Федерации по барабану

Смена руководства и аппарата СТР, считает Валерий Иванович, была вполне обоснованной — сейчас Шаманов пытается навести дисциплину. А вот почему этого до сих пор не произошло в областной федерации тхэквондо, с которой на протяжении нескольких лет первоуральская школа находится в состоянии конфликта, заслуженный тренер России не понимает. Федерация пытается диктовать свои правила спортсменам.

— В 2007 году произошел первый конфликт, когда мы приехали на областные соревнования, заплатили годовой взнос нашей федерации — это, как обычно, сделал Динасовый завод, — и организаторы вдруг заявляют: «Минуточку, нам же годовой взнос Динас заплатил, вот мы  динасовских ребят допускаем, а детскую спортивную школу — нет.  Это несправедливо и неправильно. Сколько лет мы платили таким образом и вопросов не было. В знак протеста я снял с соревнований и команду Динаса.

По словам Валерия Воробьева, есть непримиримые противоречия и по поводу бесплатности занятий в первоуральской школе:

— Директор ДЮСШ Валентина Иванова, очень объективный  и грамотный человек, говорит нам: никаких взносов и сборов, у нас государственная школа, дети занимаются бесплатно,  Мы говорим: есть! И не делаем никаких сборов и взносов. И опять натыкаемся на то, что областная федерация должна в вышестоящую российскую перечислять 700 евро ежегодного взноса, для того, чтобы иметь представительство на соревнованиях высокого уровня. Откуда их взять, если постоянных спонсоров у федерации нет, а государство занимает позицию невмешательства? Из-за конфликта сорвалось, например, участие первоуральских спортсменов, в одном из этапов подготовки в Южной Корее — два турнира и совместные сборы. Питание и проживание принимающая сторона брала на себя. Необходимо было найти деньги только на перелет — это порядка 35 тысяч рублей. А кто этим займется, когда федерации по барабану?

 

«Спорт-то не развивается»

Последний закон гласит, что представлять вид спорта в профильном министерстве и в вышестоящей общественной организации, может только одна федерация. И здесь очень большое значение имеет тот факт, кто является членами и входит в правление этой самой федерации. Но войти в правление не так просто.

— Чтобы войти в правление, тебя должны туда принять, выдвинуть, — говорит Валерий Воробьев. — То есть решение по твоей кандидатуре должны принять люди, которые уже юридически находятся у руля. И тут начинаются передергивания: захотим — примем, захотим — не примем. Я себя считаю человеком, состоявшимся в тхэквондо, и когда меня начинают дергать за какие-то места нежные, я начинаю возмущаться. А если ты принадлежишь к организации, которая не является официальной, для того, чтобы участвовать в официальных соревнованиях, должен поклониться в ножки.

По мнению Валерия Воробьева, такая ситуация делает общественные спортивные организации абсолютно бесконтрольными:

— Добиться того, чтобы действительно соблюдался закон, принципы демократии, практически невозможно. Обращаемся в областное министерство спорта, там ссылаются на то, что  государственные учреждения не имеют права вмешиваться в работу общественных организаций. Получается, проверить, например, финансовую деятельность я не могу, хотя любой рядовой член, согласно уставу, имеет право знать, что происходит в организации, и он же не может ничего сделать, потому что это же самое правление, определенный круг людей, ему просто не дадут этого сделать. Любое обжалование в суде ни к чему не приведет абсолютно.

Выходит, что организации призванные развивать спорт, просто его глушат, а государство не вмешивается никак. Хотя выделяет под это деньги.

— У меня возникает вопрос как у тренера и гражданина, зачем тогда государство финансирует эту деятельность, если это, как я понимаю, яма? — спрашивает Валерий Воробьев. — Потому что выдернуть эти деньги — раз плюнуть. И спорт-то не развивается…

 

Это беспредел

Сейчас на фоне российского конфликта, проводится российский турнир в Челябинске, где по звонку руководителя областной федерации к соревнованиям не допустили ДЮСШ Железнодорожного района Екатеринбурга, в силу личного конфликта с руководителем школы. Свое решение судейство же объяснило тем, что школа, якобы не является членом организации. Доказывать при этом что-либо бесполезно.

— Мы вынуждены были обратиться за помощью к депутату Госдумы Николаю Езерскому. Он написал письмо к Мутко (министр спорта, туризма и молодежной политики — ред.),  — рассказывает Валерий Воробьев. — Мутко сделал запрос Шаманову: почему эти факты имеют место быть, почему наших детей не допускают на наши соревнования. Шаманов признал, что это безобразие, беспредел и такого быть не должно. А если бы мы не обращались и пытались сами это как-то разрулить, Министерство спорта отошло бы в сторону и сказало бы: «Дела федерации, разбирайтесь сами».

Еще одна причина того, что руководство областной федерации ведет себя подобным образом, по мнению Валерия Воробьева, заключается в том, что тренеры, особенно на периферии, недостаточно образованные и решительные, не имеют связей, поэтому они самоустраняются от решения данной проблемы. И предпочитают терпеть беспредел. Валерий Воробьев — не из их числа. Недавно он зарегистрировал организацию, альтернативную федерации — «Региональную общественную организацию федерации тхэквондо Свердловской области».

—  Зарегистрировав организацию, я стал чувствовать себя несколько спокойнее, потому что знаю, что есть люди, которые разделяют мои взгляды. И еще неизвестно, с чьей стороны их больше — там или здесь, — говорит Валерий Воробьев.

Комментарий Валерия Воробьева:

— Я  приверженец старой советской школы развития спорта. Может быть, и говорили тогда, что ребенок с 5 лет ничего, кроме тренировок и соревнований не видит. Зато мы выигрывали Олимпийские игры. А сегодня мы едем на старых запасах, которые у нас скоро закончатся.