В прошлом году в первоуральский территориальный отдел областного Управления Роспотребнадзора обратилась жительница Первоуральска с жалобой на нарушение законодательства неким ООО, в котором она приобрела вертебрально-механический аппарат за 8,5 тысяч рублей. Продавцы гарантировали, что чудо-машина вылечит ее позвоночник, укрепит мышцы и вообще всячески поможет ослабленному здоровью. Но «техника на грани фантастики» оказалась обычным электромассажером. Разумеется, никакой пользы женщина не ощутила, поэтому обратилась в Роспотребнадзор и в суд с целью наказать злоумышленников. Суд постановил, что юрлицо должно выплатить пострадавшей 11 тысяч 370 рублей. Однако… таинственный продавец растворился в воздухе.
Дистанционная торговля (то есть, продажа товара по описаниям и фото — с помощью каталогов, интернета и телемагазина) — серьезная проблема современного мира. Куда как проще: увидел рекламу, сделал заказ по телефону, получил. Это и мелкая техника для кухни, и семена, и косметика, и одежда, и мебель. Ну и конечно, изделия медназначения — массажеры, стимуляторы и прочее, — и биологически-активные добавки (БАДы). Правда, мало кто знает, что продавать БАДы дистанционно запрещает закон.
— Существует перечень товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации, — говорит Татьяна Шулешова, и.о. начальника отдела экспертиз в области защиты прав потребителей Первоуральского филиала «Центра гигиены и эпидемиологии в Свердловской области». — В этом списке оружие, психотропные вещества, и так далее. К нему относятся также лекарственные средства (за исключением лекарственных трав). Соответственно, их нельзя продавать дистанционно. Реализация БАДов вне стационарных мест торговли также запрещена. То есть, продавая такой товар по каталогу или в интернете, фирма уже нарушает законодательство.
По словам Татьяны Шулешовой, в отношении изделий медицинского назначения законодательно таких запретов не устанавливает. А значит, у продавцов есть возможности нарушать закон.
А вы слышали про фирму «Заря»?
— Перед тем, как совершать покупку, поинтересуйтесь, что о данной фирме-продавце думают ваши знакомые, — советует Татьяна Шулешова, — приобретали ли они в ней те или иные товары, остались ли довольны покупкой.
Интернет также является незаменимым помощником в деле выявления недобросовестной компании. Найти информацию об интересующей вас фирме можно на форумах. Как и о нарушениях прав потребителей или случаях мошенничества на рынке дистанционной торговли.
По словам специалиста, особое внимание нужно уделять рекламе товара.
— Если товары медицинского назначения, их реклама не должна нарушать предписанные законом нормы, — рассказывает Татьяна Шулешова. — Она не должна содержать 100% гарантии выздоровления, ведь в медицинской практике никогда нельзя давать такой гарантии. Реклама не должна содержать конкретных ситуаций выздоровления. Если же вы читаете (слышите) это, — задумайтесь. Возможно, фирма ничего не смыслит в том, что продает. Изделия медназначения, в частности, регистрируются в Росздравнадзоре, и если вам про это не говорят, это изделие скорее всего не является медицинским.
— Не стесняйтесь показаться любопытным: добросовестный продавец сможет ответить на интересующие вас вопросы. Например, вопрос о юридическом адресе и государственной регистрации фирмы не должен застать продавца врасплох, — говорит Татьяна Шулешова. — И особенно внимательно читайте то, что написано мелким шрифтом.
Верните мне деньги!
Важно помнить: некачественный товар всегда можно вернуть.
— Покупатель вправе отказаться от товара надлежащего качества в любое время до его передачи, после передачи товара — в течение 7 дней, а если информация о порядке и сроках возврата не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара — в течение 3 месяцев с момента передачи товара, — поясняет Татьяна Шулешова. — Сумму, уплаченную за товар, за вычетом расходов продавца на доставку, обязаны возвратить в течение 10 дней с даты предъявления вами соответствующего требования. Правда, обычные телефонные переговоры в данном случае редко приводят к положительному результату. Лучше, если свои требования вы изложите письменно и направите их продавцу заказным письмом с уведомлением о вручении.
— Если вы столкнулись с такой проблемой, всегда можно написать жалобу в Роспотребнадзор. В случае мошенничества — обратиться в милицию, — поддерживает Наталья Дьяконошвили, главный специалист-эксперт первоуральского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области. — Если хотите вернуть деньги — нужно обращаться в суд. А если провести проверку субьекта — то к нам. Если в жалобе содержатся сведения о вероятной угрозе или вреда большому количеству людей — к примеру, потребитель жалуется на отравление продуктами, — мы реагируем, как того требует регламент: мы чуть ли не немедленно выходим на проверку. И не забывайте о своем неоспоримом праве заявить ходатайство о привлечении к участию в суде нашего специалиста, чтобы тот огласил заключение о проведенной проверке.
Где живет продавец?
По словам Натальи Дьяконошвили, в Первоуральске растет количество обращений по поводу купленной дистанционным способом некачественной мебели. Жалобы на косметику, купленную по каталогам, не поступают. Гораздо больше проблем с тушью, помадой и прочим, купленными в розницу. С товарами медназначения ситуация проще: три-четыре жалобы в год.
— В основном, таким образом медицинские изделия покупают инвалиды и пенсионеры, то есть, люди, которых проще всего обмануть. Когда человек в преклонном возрасте, понятно, ему хочется поправить здоровье, подольше пожить, — говорит Наталья Дьяконошвили.
Между тем, по интернету и по каталогам редко продают эксклюзивные медсредства, которые нельзя купить в аптечной сети. И если вам обещают нереальный эффект «всего за 10 тысяч рублей», почти наверняка это — уловка. По словам специалистов, чаще всего злоумышленники «разводят» людей на обычных электромассажерах, которые выдают за стимуляторы, позволяющие быстро поправить здоровье и восстановиться после операции.
— Я настоятельно рекомендую все, что связано с лекарствами и медицинской техникой, приобретать в стационарных аптеках и аптечных пунктах, — говорит Наталья Дьяконошвили. — В этом случае, если возникнут проблемы, вы можете предъявить свои претензии конкретному лицу.
Это немаловажно — знать, где находится тот, кого нужно привлечь к кответственности. Чтобы «прикрыть» такие учреждения, органы Роспотребнадзора должны работать совместно с милицией и прокуратурой, проводить совместные проверки, считает Наталья Дьяконошвили. Но работу очень затрудняет откровенная ложь продавцов, стремящихся сбыть некачественный товар или один продукт под видом другого: бывает, что обнаружить настоящее местоположение хитрого продавца не могут даже приставы, поскольку он часто предоставляет о себе недостоверную информацию.
Поэтому специалистам остается только просить граждан быть бдительными и не «вестись» на сомнительные предложения. Даже самые заманчивые.
На что обращать внимание
Информация о товаре, который вы приобретаете по описанию или фото, должна содержать следующие сведения:
- основные потребительские свойства товара и место его изготовления;
- адрес продавца и его полное фирменное наименование;
- данные о цене и об условиях приобретения товара;
- данные о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке.
- В момент доставки товара продавец обязан сообщить в письменной форме сведения:
- об обязательном подтверждении соответствия товара, его основных потребительских свойствах;
- о цене в рублях;
- об условиях приобретения товара;
- о гарантийном сроке (если он установлен), правилах и условиях эффективного и безопасного использования товаров;
- о правилах продажи товаров;
- о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества.
Информация о порядке и сроках возврата товара должна содержать:
- адрес (местонахождение) продавца, по которому осуществляется возврат товара;
- режим работы продавца;
- максимальный срок, в течение которого товар может быть возвращен продавцу (либо минимально установленный срок, который составляет 7 дней);
- предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу;
- сведения о сроке и порядке возврата суммы, уплаченной покупателем за товар.
Полный перечень можно прочитать в Правилах продажи товаров дистанционным способом.
Горячая линия
Любой вопрос, касающийся защиты прав потребителей, вы можете задать специалистам Первоуральского отдела областного Управления Роспотребнадзора и филиала «Центра гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» по телефону «горячей линии»: 24-46-17, с понедельника по четверг, с 10-00 до 17-00. В пятницу, 2 октября 2009 года, с 9-00 до 16-00 по тому же телефонному номеру будет открыта «горячая линия» по вопросам защиты прав потребителей, приуроченная ко Дню пожилого человека