Центр занятости помог открыть свой бизнес 29 первоуральцам

24-летняя хозяйка магазина Валерия Девятых деловито перебирает детские вещи на полках. Аккуратные, немного стоптанные сандалии, теплые синие и розовые комбинезоны, варежки, носочки… У Валерии — единственный в Первоуральске комиссионный магазин детских вещей. В июне девушка получила от городского Центра занятости субсидию на открытие собственного дела. Защитила бизнес-план и сразу же приступила к работе. Говорит, что продолжать работу не только можно, но и нужно: люди только входят во вкус.

Валерия Девятых, хозяйка комиссионного магазина: "Что самое трудно в организации бизнеса? Наша незащищенность от государственной бюрократии. Заплатите здесь одно, здесь — другое, здесь — третье… Законы меняются ежегодно. Даже несмотря на мамину помощь, в некоторых случаях я терялась. Прихожу в налоговую, задаю вопросы: на них никто не отвечает. В администрации разговаривают со мной чуть ли не с закрытыми глазами… Вот и получается, что о действиях спрашиваешь у знакомых, которые уже прошли все эти «круги ада».
Валерия Девятых, хозяйка комиссионного магазина: "Что самое трудно в организации бизнеса? Наша незащищенность от государственной бюрократии. Заплатите здесь одно, здесь — другое, здесь — третье… Законы меняются ежегодно. Даже несмотря на мамину помощь, в некоторых случаях я терялась. Прихожу в налоговую, задаю вопросы: на них никто не отвечает. В администрации разговаривают со мной чуть ли не с закрытыми глазами… Вот и получается, что о действиях спрашиваешь у знакомых, которые уже прошли все эти «круги ада».

Таких, как Валерия Девятых, в Первоуральске немало. Это те, кто уже получил от государства безвозмездную финансовую поддержку на открытие собственного дела. Сумма, в общем небольшая — 58 тысяч 800 рублей (это 12-кратный размер пособия по безработице без уральского коэффициента.). Каждый сам решает, как ею распорядиться: точных смет Центр занятости не требует: чтобы не отпугнуть потенциальных участников. Ведь правительство нацелено на то, чтобы снять напряжение на рынке труда.

План на год — 60 бизнесменов

Директор Первоуральского Центра занятости Людмила Брагина говорит, что в 90-х годах в России действовала подобная программа. Но тогда от соискателей требовали полных выкладок по будущим расходам. А значит, и отказов в выделении средств было больше. Сейчас же помогают едва ли не каждому. У Центра уже 33 договора с гражданами, из них 29 получили, а остальные скоро получат средства от государства. Работа продолжается: по плану, необходимо помочь открыть собственное дело 60 первоуральцам.

— В этом году на эти цели нам выделены 3,5 млн рублей, — рассказывает Людмила Брагина. — Изначально нам был установлен лимит в 20 человек на го, однако уже в первом полугодии мы выделили средства 13 гражданам. В результате план увеличили в три раза.

Вероятно, количество человек, которым нудно помочь открыть свое дело, зависит от ситуации на городском рынке труда. Для сравнения, в соседнем Красноуфимске из 40 тысяч населения местному Центру занятости нужно сделать 40 бизнесменов.

По словам Людмилы Брагиной, в этом году федеральный бюджет на «организацию самозанятости» (именно так это называется официально) выделил 43 млрд рублей — для всей страны. В будущем году на эти цели направят 36 млрд — сказался опыт этого года, когда далеко не сразу и не везде средства расходовались в полном объеме.

Есть детская одежда? Сдавай в комиссионку!

Владелица комиссионки Валерия Девятых — представитель тех, кто на стартовый капитал организует торговлю. Таких мало — очень уж много заморочек.

В дипломе у Валерии написано: «менеджер госуправления», но в крови и сердце — предпринимательство. Наследство от мамы, которая всю жизнь занимается бизнесом: говорит, было бы странно, если бы сама стала управленцем, а не пошла по ее стопам.

— Была в декрете, а когда ребенку исполнилось 1,5 года, я, в полной уверенности, что нам дадут детский сад, пошла в Центр занятости — вставать на учет, — рассказывает Валерия. — Через месяц вступила в эту программу.

Валерия вздыхает: у женщины с маленьким ребенком перспективы устроиться на работу нет никакой. Об этом ей, не скрывая, и в Центре занятости говорили. Муж Валерии работает на НТЗ, зарплату ему сократили в два раза. Поддерживать привычный образ жизни на эти средства, да еще и растить ребенка, семье было проблематично.

— Как я убедилась на собственном опыте, если есть ребенок, почти всегда в доме — склад детской одежды. Прошло два месяца, распашонка или ползунки стали малы. Куда их девать? — говорит Валерия.

С помещением помогла мама-предприниматель. На субсидию купила оборудование: компьютер, стеллажи, принтер… Первые два месяца, пока вставала на ноги, оплачивала на них аренду, коммунальные услуги и зарплату продавцу. Теперь раскрутилась: спасибо «сарафанному радио» и удобному расположению в городе.

— У нас уже много постоянных клиентов, поэтому планирую расширяться. В одном помещении много места занимают коляски и кроватки. Для чего-то другого места нет. Нам на реализацию предлагают лыжи и санки, я с ужасом думаю о том, куда их ставить. — Валерия по-хозяйски обводит свой небольшой магазин рукой.

Говорит, что своим успехом довольна. Только программа эта, по ее мнению, не идеальна: молодых предпринимателей никто не учит. Впереди у нее — ежегодные отчеты в налоговой, и слава богу, что есть помощники.

— Молодым предпринимателям дают деньги. А почему бы не научить их отчеты в налоговую сдавать? — недоумевает бизнесмен Валерия Девятых.

Любовь Артемова — закройщица. На субсидию от Центра занятости женщина купила дорогую ткань всяческих цветов и фактуры для пошива эксклюзивных автомобильных чехлов. На старенькой, но проверенной швейной машине она буквально творит чудеса: из ее рук выходят уникальные чехлы по спецзаказам.
Любовь Артемова — закройщица. На субсидию от Центра занятости женщина купила дорогую ткань всяческих цветов и фактуры для пошива эксклюзивных автомобильных чехлов. На старенькой, но проверенной швейной машине она буквально творит чудеса: из ее рук выходят уникальные чехлы по спецзаказам.

— Мне 52 года, найти работу уже невозможно. Даже техничками берут тех, кому еще нет 45 лет, — рассказывает Любовь Артемова. — А я долго работала в ателье, в Екатеринбурге шила чехлы на заказ. Но там работа была подневольная, особенно не пофантазируешь. Я шила и думала: «Вот здесь бы сделала иначе, вот здесь — по-другому».

Ноу-хау Любови Михайловны — карабины на чехлах вместо привычных завязок. Говорит, что они удобнее и практичнее. Женщина сама водит машину, и в ней тоже украсила кресла чехлами ручной работы.

— В основном заказывают чехлы на иномарки: не так-то просто подобрать в магазине чехол на какой-нибудь «Опель» или «Ниссан», — рассказывает Любовь Артемова. — Чаще всего приходят молодые люди. Заказывают чехлы с аппликациями, или из белой кожи — ну, где такой купишь? Одному шила чехол с шестью кармашками: для ножа, для страховки… и потайной — для заначки от жены.

Любовь Артемова говорит, что помощь от государства стала для нее серьезным толчком: прежде она общалась с заказчиками, но материала у нее не было. А сейчас развернулась: мечтает открыть свой интернет-сайт, давать рекламу в газеты.

— Дело прибыльное! — улыбается женщина.

Как получить субсидию?

Главное условие для желающего получить субсидию, — регистрация в Центре занятости в качестве безработного. Срок нахождения в этом качестве не обозначен, но Людмила Брагина говорит, что человек, пришедший со стороны и вставший на учет с целью получить деньги, не желателен. Преимущество — у тех, кто в течение определенного времени уже числится безработным, и не может подобрать себе работу, ведь эта программа направлена в первую очередь на снижение уровня безработицы.

— Должно быть желание заняться предпринимательской деятельностью, — рассказывает Людмила Брагина.  — В отделе профобучения и профориентации соискатель проходит тестирование. Там определяют его готовность заниматься бизнесом, склонность к той или иной сфере деятельности, уровень развития и социальной активности.

Затем соискатель составляет бизнес-план. Консультацию можно получить в городском Фонде поддержки малого предпринимательства. Центр занятости заключил с Фондом договор на проведение технико-экономической экспертизы бизнес-плана.

— Некоторые могут приходить с бизнес-планом 1,5 месяца, а некоторые завершают работу за неделю. А от этих сроков напрямую зависит, когда вы получите деньги, — объясняет Людмила Брагина.

Если Фонд поддержки малого предпринимательства дает положительную оценку бизнес-плану, безработного приглашают на заседание комиссии в Центр занятости. Там будущий бизнесмен должен защитить свой проект. Применяется все: наглядное пособие, доклады. По словам Людмилы Брагиной, за весь год, что действует программа, отказали всего паре человек — и то скорее по техническим причинам.

После утверждения бизнес-плана соискатель должен зарегистрироваться в налоговой инспекции в качестве индивидуального предпринимателя, открыть счет в банке, и — вуаля! 58 тысяч 800 рублей на вашем счете.

Законодательство не обязывает специалистов Центра занятости проверять тех, кто получил от государства финансовую помощь. Однако в договоре на перечисление средств есть строка «отчет по истечении года». По итогам 12 месяцев предприниматели должны принести в Центр свидетельство о регистрации в качестве ИП, декларации из налоговой инспекции. А пока, по словам Людмилы Брагиной, специалисты обзванивают новоиспеченных бизнесменов, чтобы узнать, как у них идут дела — не столько ради контроля, сколько из профессионального интереса. По словам Людмилы Брагиной, все, получившие субсидии, добросовестно работают.

Какой бизнес открывают первоуральцы

Популярно сельское хозяйство: одна женщина занялась разведением перепелов с целью реализации перепелиных яиц: «привезла» этот бизнес из Средней Азии, на субсидию запланировала приобрести инкубатор для выведения перепелов. Первый гражданин, получивший субсидию, взял средства на организацию пчеловодства. Буквально вчера перечислили субсидию безработному, который будет разводить кроликов. Еще один безработный получил субсидию на выращивание саженцев плодово-ягодных культур. 58 тысяч — стартовый капитал для тех, кто хочет оказывать парикмахерские и юридические услуги, фото-услуги, открыть мини-детсад, заняться грузоперевозкам, пошивом одежды, организацией досуга. Есть даже такие, кто мечтает заняться диагностикой автотранспорта и чип-тюнингом (оптимизация программы управления двигателя с целью повышения его мощности).

Безработица — почти 4%

По состоянию на 1 октября уровень безработицы в Первоуральске — 3,7% (на учете состоят 3060 человек). Средний уровень безработицы на протяжении этого года держится в районе 4%. За девять месяцев этого года с 78 предприятий были уволены 1300 человек. В вынужденных отпусках, на неполной занятости и простое находятся 3660 человек — это на 1000 меньше, чем в прошлом месяце.

По словам Людмилы Брагиной, пик безработицы в Первоуральске пришелся на кризисный 1995 год — 7300 горожан состояли на учете Центре занятости. За первые три квартала текущего года были зарегистрированы 5300 безработных. Специалисты не исключают, что в этом году по уровню безработицы мы можем «догнать» 1995 год.

По оценкам Центра занятости, до кризиса в Первоуральске на 1 безработного приходилось 6 вакансий. Сейчас пропорция обратная: 6/1. Поэтому, по словам Людмилы Брагиной, как никогда актуально участие предприятий города и самих жителей в государственных программах: общественных работах, поддержки самозанятости.

По оценкам специалистов, открыть свой бизнес решаются люди в возрасте 25-35 лет

Один из первых этапов получения субсидии для открытия своего дела — психологическое тестирование в отделе профобучения Центра занятости. Профконсультант Анастасия Ибрагимова, педагог-психолог по специальности, говорит, что едва ли не сразу может определить, ждет ли человека успех в этом деле. Но несколько тестов позволяют дать способностям соискателя объективную оценку. На своем опыте решила проверить: смогу ли открыть свое дело?

Прежде всего, нужно заполнить анкету о предоставлении государственной услуги по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. После перечисления сведений о себе, выбираю, зачем прохожу тест: из шести пунктов («выбор сферы деятельности», «трудоустройство», «профобучение», «удовлетворение потребности в профессиональном самоопределении», «выбор оптимального вида занятости», «развитие профессиональной карьеры») выбираю последнее.

— В первом тесте вам предстоит ответить на 187 вопросов, выбираете подходящий ответ, нажимаете цифру «1», «2» или «3». Долго раздумывать не нужно, лучше выбирать ответ, который первым приходит на ум, — объясняет задачу Анастасия Ибрагимова. — Начинайте!

Первый тест — тест Кеттелла — на определение личностных особенностей. Вопросы неожиданные, иногда даже странные: «Хотелось ли вам когда-нибудь выругаться?», «Вы умеете сдерживать свои эмоции?», «Какое слово здесь лишнее: кошка, солнце, близко?». Второй тест показывает, есть ли у человека способности к управленческой деятельности, а третий — в какой сфере стоит попробовать свои силы.

По результатам тестов мне программа выдала: «Вам вполне по силам вывести из прорыва отстающее подразделение, но трудно работать в «текучке». Вам мешает излишняя категоричность в оценках. Ищите острые ситуации, стремитесь к перестройке и преобразованиям». Анастасия Ибрагимова говорит, что подобный средний результат показывает большинство.

— Сколько человек просидит над тестом — зависит от уровня его образования, — говорит Анастасия Ибрагимова. — Если человек имеет диплом о высшем образовании, затратит времени меньше. Если только школа, сидят долго и задают много вопросов. В среднем человек тратит на тесты от 40 минут до часа.

Пока прохожу тест, к Анастасии на собеседование приходит невысокий грустный мужчина средних лет. Говорит, интересуется бизнесом. Она рассказывает ему о программе, он с опаской спрашивает:

— А если бизнес-план есть, а способностей нет?

Анастасия говорит, что программа содействия самозанятости — только ступенька. Проводив грустного мужчину, поясняет: у него — позиция протеста, ему, вероятно, трудно будет работать с людьми. Ведь предприниматель прежде всего должен уметь идти на компромисс.

— В день тест проходят примерно 5-7 человек (в основном, это те, кто претендует на профобучение), — рассказывает Анастасия Ибрагимова. — Из тех, кто претендует на получение субсидии, тест удачно проходят большинство. Люди обычно конкретно решили для себя, чем хотят заниматься. Средний возраст людей, желающих открыть собственное дело: 25-35 лет. Конечно, приходят и молодые, 18-летние, которые говорят: «Хочу открыть свое дело!». Но когда понимают, чего все это стоит, сразу идут на попятный.

КОММЕНТАРИЙ

Людмила Брагина, директор Первоуральского Центра занятости:

— Эта программа — однозначно успешный проект. Она призывает человека к каким-то действиям. Он не просто пассивно находится на учете, только два раза в месяц появляясь для перерегистрации. Здесь люди могут проявить свои возможности. Ведь далеко не каждый до увольнения был доволен своим трудом, местом работы. А сейчас у человека, возможно, есть шанс изменить свою жизнь, попробовать себя в другом виде деятельности. К тому же, имея стартовый капитал от государства. Только этими средствами нужно грамотно распорядиться.