113

Первоуральскому театру «Вариант» предложили отработать барщину

Муниципальному театру «Вариант», не имеющему своего помещения, предложили «осесть» в здании ТРЦ «Строитель», где есть настоящая сцена и где больше четверти века назад он, театр, то есть, и родился. По кризисным временам предложение шикарное: площади ТРЦ предоставляются труппе бесплатно, а взамен театр должен взять на себя проведение благотворительных мероприятий по выходным дням. Но руководители театра приняли решение отказаться от заманчивого предложения.

Сергей Губарь, худрук театра: "На самом деле это предложение сродни отработке барщины на хозяйском поле, прими мы его — надо ставить крест на развитии театра и сохранении труппы. Очень надеемся, что всерьез это «барщинное партнерство» никто не воспримет!"

Сергей Губарь, худрук театра: "На самом деле это предложение сродни отработке барщины на хозяйском поле, прими мы его — надо ставить крест на развитии театра и сохранении труппы. Очень надеемся, что всерьез это «барщинное партнерство» никто не воспримет!"

— На первый взгляд все здорово: несовершеннолетние заняты, у театра — крыша над головой, ТРЦ «Строитель» вроде бы проводит культурно-массовую работу, — говорит исполнительный директор театра Татьяна Агеева. — Но по муниципальному заказу мы обязаны давать 140 спектаклей в год и пополнять заработанными средствами бюджет театра. А выходных-то в году больше ста! В итоге мы должны увеличить нагрузку на актерский состав почти вдвое и одновременно сократить количество платных спектаклей, прокатываемых труппой на городских площадках,

— А если хотя бы раз в неделю? Не пробовали сторговаться?

— В любом случае своей вынужденной благотворительностью мы бы предоставили возможность посмотреть весь репертуар театра большинству наших зрителей бесплатно, — отвечает Татьяна Агеева. — А детских названий в афише всего 15. В разгар кризиса, когда все больше расходных статей находится в прямой зависимости от продажи билетов на спектакли, такая акция со стороны театра выглядела бы расточительством.

— А подменять выполнение муниципального заказа «партнерским» заказом ТРЦ «Строитель», согласитесь, не очень корректно по отношению к городу, финансирующему нашу основную деятельность, — добавляет художественный руководитель театра Сергей Губарь. — Муниципальный театр вместе с частным предприятием вдруг избирает основным видом уставной деятельности благотворительность, и занимается ею за счет средств городского бюджета? Нонсенс!

— Но зато вы всем театром работали бы в одном месте, весь ТРЦ «Строитель» в вашем распоряжении. От скольких бы проблем избавились!

— Ну, с чего вы взяли, что нам предлагалась и сцена, и репетиционные помещения, и мастерские для цехов, и офисы для администрации театра? — удивляется Сергей Губарь. — В «Строителе» давно уже нет таких площадей. Нам предлагалось оставить там, как и было, два офиса, брать сцену для репетиций между киносеансами и выступать благотворительно по выходным. База театра оставалась бы, как это продолжается уже несколько лет, в ДК имени Ленина. На каждую репетицию или спектакль декорации и костюмы надо привезти и увезти (грузового транспорта у театра нет, надо заказывать машину и оплачивать из заработанных прокатом спектаклей средств), перед сеансом всю декорацию приходится разбирать, на следующую репетицию снова монтировать. Все это дополнительные расходы. А если еще и спектакли показывать благотворительно, то убытков нам не миновать.

— К транспортным расходам прибавьте еще и отчисления в РАО (Российское авторское общество, — ред.)! — добавляет Татьяна Агеева.

— Так ведь выручки от бесплатного спектакля нет, какие могут быть авторские отчисления?

— Бесплатно или за деньги зрители смотрели спектакль, а профессиональный театр обязан заплатить отчисления в РАО, чтобы права автора текста, сценографа, композитора, художника по костюмам тоже были защищены. Вместо процента от выручки в случае бесплатного показа «авторские» насчитываются исходя из фонда заработной платы занятых в спектакле сотрудников. А обманутые театрами авторы очень любят подавать иски в суды.

— А если не спектакли показывать по выходным, а игровые программы или массовые мероприятия? Это менее затратно?

— Прежде чем отказаться от такого партнерства, мы же все не на один раз просчитали! — поясняет худрук «Варианта», — В игровой программе прибавьте еще расходы на призы для зрителей (какая же игра без призов?!) и на создание сценария (сценаристы должны получать гонорар). А вот массовыми мероприятиями, как правило, занимаются дворцы культуры, клубы, досуговые центры, которые имеют штатных специалистов массового отдела. Сегодня, когда оптимизируется уже и штат театра, ввести новые штатные единицы нам никто не позволит! Зачем подменять собой массовый отдел, который руководство «Строителя» почему-то не считает нужным создавать у себя?! А еще любое представление необходимо «одеть-обуть» и всем сотрудникам театра заплатить зарплату из городской казны.

— А «одеть-обуть» детское представление — это дорого?

— Дорого или дешево, но эти деньги надо сначала заработать. Постановочные расходы город всегда финансировал скудно, а в кризис театр имеет возможность тратить на эти цели только то, что сам заработал. И затраченные средства в течение проката спектакля должны окупиться. Такова экономика театра, и не мы ее придумали.

— А как же вы раньше умудрялись «осиливать» аренду площадей ТРЦ?

— Эту статью расходов финансировал городской бюджет, но оптимизация ее «съела». Город подыскал нам другое помещение, где теперь базируется администрация театра и есть комната для застольного периода работы над пьесой. Обходится это бюджету в два раза дешевле, да работы над пьесой. Обходится это бюджету в два раза дешевле, чем два офиса в  «Строителе». Цеха продолжают работать в ДК имени Ленина, там же проходят черновые репетиции. Арендовать для показов и генеральных репетиций площадки городских ДК мы будем и в этом сезоне, и в следующем, только на эти расходы театр теперь должен заработать платным прокатом.

— Словом, кризис. И театру не до благотворительности…

— Благотворительность долж-на соответствовать экономике предприятия! — поясняет Татьяна Агеева. — Театр по мере возможности дает бесплатные спектакли в Школе-интернате, в Центре «Росинка». Есть система благотворительной помощи, которая работает уже много лет. Каждый учитель, когда приобретает билеты для коллективного посещения класса, получает право бесплатно привести в театр детей из социально незащищенных и малообеспеченных семей. Есть и еще одна цивилизованная форма благотворительности, уже прижившаяся в нашем городе. Предприниматели, желающие подарить ребятишкам встречу с театром, оплачивают услуги театра, зрители же смотрят спектакль бесплатно.

А вообще очень грустно, если кто-то из чиновников и депутатов воспримет это предложение как панацею от всех бед театра. На самом деле это предложение сродни отработке барщины на хозяйском поле, прими мы его — надо ставить крест на развитии театра и сохранении труппы. Очень надеемся, что всерьез это «барщинное партнерство» никто не воспримет! — вздыхает Сергей Губарь.

Заработай на комуналку

Важнее  сегодня решить совсем другую проблему: изыскать средства на установку наружных сетей водопровода, канализации, теплоснабжения  здания театра «Вариант», иначе реконструкционные работы и потраченные на них деньги городского, областного и федерального бюджетов пропадут даром. В настоящее время здание не отапливается совсем. Цена вопроса – один миллион рублей.  Время выполнения работ – 1 месяц. Креатив — здание будет отапливаться, и внутренние отделочные работы не пострадают. Правда, театру придется до конца года самим заработать на оплату коммуналки, но на это зарабатывать стоит.

«Вариант» предпочел «ютиться»?

«ТРЦ готов не брать плату за использование сцены и зрительного зала: пожалуйста, репетируйте, устраивайте представления. Мы даже были готовы за свой счет установить на фасаде вывеску «Вариант» и делать театральную афишу. Взамен попросили об одном: театр должен взять на себя роль организатора детских мероприятий по выходным дням, которые мы собрались проводить бесплатно для того, чтобы несовершеннолетних привлечь к культурному времяпрепровождению. Руководители театра думали-думали и… отказались. То есть предпочли «ютиться», «скитаться», жить в состоянии урезанного бюджета. Трудно понять, почему так?»

Из открытого письма руководства
и коллектива ТРЦ «Строитель»

Театр за цивилизованную форму партнерства

«Театр готов предложить торгово-развлекательному центру одну из цивилизованных форм партнерских отношений. В тех случаях, когда театр будет осуществлять прокат своих спектаклей на сцене «Строителя», руководство ТРЦ может предложить нам «бесплатную» аренду зала в обмен на специально оговоренное количество «бесплатных» билетов. Эти билеты владельцы сценической площадки смогут подарить (отдать бесплатно!) по своему усмотрению нуждающимся детям, работникам своего предприятия, работникам дружественных предприятий или просто соседней школе. Такие партнерские отношения не будут накладны театру, не будут они накладны и ТРЦ «Строитель», а главное — руководство и коллектив «Строителя» сможет с гордостью сказать: «Мы оказали адресную благотворительную помощь конкретному детскому коллективу». Не менее существенно, что эта благотворительность уже не будет осуществляться за счет театра или за счет городского бюджета, и что такая форма партнерских отношений не подорвет экономику ни того, ни другого предприятия».

Из официального ответа театра на открытое письмо руководства ТРЦ

Комментарии 1

Внимание! Комментарии на сайте не премодерируются. Правила
Комментируя, вы даете согласие на обработку персональных данных.