Бывший начальник УЖКХиС рассказал, как на самом деле в Первоуральске проводили капремонты

В последнее время в городе появилось много слухов и информации в различных источниках по поводу увольнения с поста начальника Управления ЖКХиС Александра Макарова. Масла в огонь подлил и глава города Максим Федоров, который на последней пресс-конференции обвинил его в том, что он «смотрел с горящими глазами» на федеральные деньги, выделенные Первоуральску в рамках 185 закона («Городские вести» № 44 от 3 декабря). Чтобы развеять всякие домыслы, Александр Макаров решил дать официальное объяснение тому, что произошло на самом деле, и рассказал, какие события привели к тому, что он написал заявление об увольнении.

Это не команда

— Александр Васильевич, Вы были на посту начальника Управления ЖКХ и строительства всего 4 месяца. И, по-моему, на протяжении всего этого срока у вас были разногласия с руководителями администрации?
— Когда мне предложили пост начальника УЖКХиС, сказали — надо работать в одной команде. Но уже через две недели, я понял, что мои руководители вкладывают в понятие «работать в команде» несколько иной, от общепринятого, смысл: принимали решения они, а ставить подписи и отвечать за действия «команды» должен был я. По моему, такая работа направлена совершенно на иные цели. Поэтому уже на этом этапе у нас начались разногласия в открытой форме.

— Насколько мне известно, Ваше мнение шло в разрез с официальной точкой зрения и в отношении реализации программы капремонтов.
— Я заступил на должность в конце июня, а ремонты должны были начаться с 1 июля. Но по определенным причинам этого в срок не произошло. К этому времени не были полностью еще сданы все сметы. Также при проверке документации я выявил, что нет дефектных ведомостей. Сразу возникает вопрос — а на каком основании вообще была подготовлена сметная документация в Первоуральске? Я неоднократно на совещаниях в администрации поднимал эти вопросы. В результате дефектные ведомости предоставлялись нам до сентября, то есть когда ремонт уже во всю шел.

— Это касается всех компаний?
— Тех, которые работали по районам Хромпик, Чкалова и Кузино. Эти дома я не подписал, потому что у меня было масса замечаний. При этом подрядчики ежедневно присылали в УЖКХиС заявки с просьбой принять дома, мы регулярно выезжали — ошибки были одни и те же. Они просто игнорировали наши замечания. И здесь странная закономерность — почему-то представители управляющих компаний и ТСЖ принимали активное участие в защите подрядных организаций. Вам не кажется странным, что управляющие компании стали вдруг заинтересованы в сдаче объектов, которые выполнены явно не качественно. По идее, они должны быть, наоборот, заинтересованы в качественных ремонтах, потому что им обслуживать этот жилой фонд в дальнейшем. И они первое, что должны были сделать — контролировать качество работ. А, например, на Хромпике председатель ТСЖ ни разу не показала ни одного документа — то «я забыла», то «потом покажу». И как, в результате, я должен был принимать виды работ на этих домах? А самое главное нарушение, которые мы выявляли на перечисленных домах, были связаны с тем, что фактический объем выполненных работ не соответствовал на многих домах объему работ, который предъявлялся и был прописан в смете.

Элементарная требовательность

— Вообще капремонты в Первоуральске оставили много вопросов. Почему центр города был практически не охвачен? Почему 35% вошедших в программу домов принадлежат ТСЖ «Прометей», сформированному непонятным образом? Почему на Чкалова дома в программу попадали через один?
— Наводят на размышления и другие факты: почему средняя стоимость капремонтов практически на всех домах —1,5-2 млн рублей, а чкаловские дома обошлись в 4-5 млн. Дома не такие большие, как остальные, а сумма освоенных средств на порядок выше. Такие вопросы наводят на определенные мысли.

— А как жители проявляли себя?
— Очень пассивно. Покупая продукт, мы платим за него, только удостоверившись в его качестве. Здесь же почему-то жители заплатили деньги, но не проявили большого интереса к тому, за что заплатили. Правда, на первой стадии у них вроде бы было желание, и жители с нами соглашались, что ремонт произведен некачественно. Но потом вдруг в администрации мне стали показывать документы, что жители уже согласны и им все нравится.

— Общаясь с подрядчиками, мы слышали неоднократно такое мнение, что некачественные работы — это Ваше субъективное мнение. Подрядчики считали, что вы просто придираетесь. Они же в свою очередь сделали все, что было возможно в рамках выделенных средств…
— Сегодня 21 век и мы стремимся к тому, чтобы жить красиво. Мы выбираем дорогую технику, качественную одежду и еду, предпочитаем ездить не на чем попало, а на хороших машинах. Часть домов, которые попали в программу, были построены в 50-е годы, пленными немцами. Так вот они тогда построили дома лучше, чем 60 лет спустя, мы их отремонтировали. Притом, что тогда не было таких миллионов, не было таких материалов. И это называется предвзятое отношение? На мой взгляд, это элементарная требовательность. У меня вообще-то строительное образование, и я в этом тоже понимаю. Я подписал акты приемки в Доломитовом. Правда, подрядчики своевременно устраняли все мои замечания, доходило до того, что им приходилось по несколько раз снимать штукатурку с фасадов. Поэтому сейчас я считаю, что там одни из лучших домов. Кстати, там тоже подрядчики считали, что я  придираюсь. А потом даже благодарили, когда результат увидели. А то, что сегодня сделано на чкаловских, хромпиковских и кузинских домах, нельзя назвать нормальной работой. Там просто ничего не сделано. В Кузино на одном доме четыре стены покрашены разным цветом. И мне подрядчик говорит: «Для Кузино сойдет…» Как можно было такие дома принять? А сегодня они приняты. Практически ни одно замечание, которые я делал вплоть до октября, не устранено. Все так и осталось по-прежнему. Когда я задавал вопрос на чкаловских домах, просил подрядчиков привести в нормальное состояние фаски, карнизы, цокольную часть зданий, мне сказали: «А зачем? И пойдет…» Но существует определенная эстетика в работе. А о какой эстетической составляющей может идти речь, если фасад дома обрабатывался вручную наждачной бумагой? Это что, технологии в 21 веке такие?

Слово — за правоохранительными органами

— Тем не менее, в интервью нашей газете представитель «ЭкоСтроя», подрядчика самого проблемного нашего ТСЖ «Прометей», заявил, что «придет время отчитываться и Макарова заставят все подписать» («Городские вести» № 38 от 22 октября)…
— Когда я прочитал об этом в вашей газете, подумал, что существует, видимо, какая-то связь между подрядчиками и администрацией: первые уже ничего не делали, будучи уверенными, что администрация все равно подпишет, и администрация ничего не предпринимала, зная, что все равно найдет способ заставить меня пойти на компромисс. К середине октября программа была выполнена только на 30-40%. И большинство домов при этом не были готовы к сдаче, так как было много нарушений. Вот здесь и началось давление. Мне говорили: надо подписать, чтобы не сорвать программу, чтобы попасть в следующий транш. Я неоднократно докладывал в администрации о низкой исполнительской дисциплине, о том, что подрядчики не реагируют на замечания, говорил, что необходимо принимать экстренные меры для того, чтобы выполнить ремонты качественно. Но никаких мер предпринято не было. И когда мне открыто стали говорить, что надо принять эти дома в том виде, в котором они есть и перечислить деньги, то у меня и как у начальника УЖКХиС, и как у жителя города возник вопрос: как можно оплатить работы, которые выполнены не до конца и с явным браком? Это не деньги из моего кармана, это государственные деньги, которые были предназначены для улучшения условий жизни первоуральцев. Я понял, что мне будет тяжело в одиночку повернуть это решение, я видел, что администрация сделает все, чтобы подписать эти акты выполненных работ. Поэтому, чтобы в этом не участвовать, я написал заявление на увольнение.

— Обращались ли Вы в надзорные и правоохранительные органы?
— Еще летом я провел совещание с участием представителей прокуратуры, ОБЭП и УВД, где четко изложил те недочеты, которые выявил в первые недели своего пребывания на посту. После чего составил обращение в прокуратуру по фактам задержки и некачественного выполнения ремонтов. Отдал это обращение в администрацию, как того требует внутренний регламент, но администрация посчитала ненужным отправлять его адресату.

— Вас хоть и косвенно, но обвинили, что Вы как-то не так «смотрели на федеральные деньги». Что Вы можете сказать по этому поводу?
— Кто меня знает, наверное, просто посмеялись над этими словами. Я не останусь к таким словам равнодушным, обязательно обращусь в правоохранительные органы за разъяснениями — имел ли право мэр выдвигать подобные обвинения в мой адрес. Я считаю, что это неправильно. Но пусть сейчас это решают правоохранительные органы.

Беседовала Ольга ВЕРТЛЮГОВА

КОММЕНТАРИЙ

Александр Черных, замглавы Первоуральска по ЖКХ:
— Это был наш первый опыт участия в программе. Понятно, что мы допускали какие-то ошибки. Но это опыт, который мы непременно учтем, когда будем осваивать следующий транш.