В Первоуральске открылась фотовыставка Николая Криницына

В музее истории ПНТЗ начала работу очередная выставка фотографа-любителя Николая Криницына.

В музее истории ПНТЗ начала работу очередная выставка фотографа-любителя Николая Криницына. Она носит название «Там лапы у елей дрожат на весу». Так философ и поэт Криницын с какой-то своей целью перефразировал Высоцкого, который пел про лапы, дрожащие «здесь».

Фотограф не стал делать помпезное открытие с кучей гостей и речами высоких лиц. По словам директора музея Светланы Титовой, для Криницына подобное действо — акт скорее мучительный, нежели приятный. Он перерос необходимость в многословии так же, как малыши вырастают из шортиков. Просто выставил 70 работ и предложил каждому, кто пожелает, оставить комментарий в книге отзывов.

Экспозиция составлена из работ, скопленных Николаем Криницыным за несколько лет. Сюжет всюду разный, снимков одного и того же места нет.

— К сожалению, персональную выставку из новых работ составить накладно, — говорит Светлана Титова, директор музея ПНТЗ. — Затрат требует и печать фотографий, и покупка рамок. Но суть от этого не страдает. Экспозиция все равно пользуется спросом, ведь главное условие для персональной выставки — наличие постоянных поклонников.

Криницын — фотограф с именем. При том, что ценно, имя свое он прославил не халтурой на свадьбах и корпоративах, а мастерством художника. В его объектив чаще попадают не смеющиеся молодожены, а тонкие ветки яблони в нежной кипени цветов, бурлящий поток где-нибудь на склоне горы или просторное небо, щедро льющее солнце.

Собственно пейзажей в этой экспозиции немного. Она скорее фрагментарная, словно из целого выхвачены некие куски — и, надо сказать, удачно, поскольку все же каждый составляет завершенную картину. Криницын словно отсекает лишнее, приковывая взгляд к тому, на что сам обратил внимание.

Автор явно увлечен макросъемкой: в подборе есть и пучеглазая лягушка на ладони, и дрожащий на ветру листок, и засыпанная снегом еловая лапа. Это красиво и профессионально, но — обыденно, что ли. Сегодня каждый, купивший фотоаппарат и постигший азы макросъемки, имеет в своем архиве подобные фото.

Другое дело — простор, который на фото просто обязан наполняться свободой. В этом Криницын ас: присмотришься к полям, рекам, горам, на которые он смотрел через объектив, и с картины тут же накатит волна широкого воздуха, разрывающего грудь.

В подбор попали и снимки людей, но их — капля в море. Крупный портрет всего один — изображение неизвестной. Широкие черты лица, полуулыбка, пристальный и очень ласковый взгляд. Словно Мона Лиза, над загадкой которой искусствоведы ломают головы уже пятьсот лет. Криницын не подписывает свои работы, не раскрывает главного — идеи каждого снимка, он говорит: «Пусть каждый домысливает сам».

Выставка фоторабот Николая Криницына работает до середины февраля.

Об авторе

Николай Криницын, фотограф-любитель. 30 лет проработал конструктором на НТЗ, в настоящее время работает в ОАО «Уральский трубный завод». Увлекающийся человек, любит хорошую литературу, пишет музыку и стихи. Поет, играет на гитаре. Заядлый путешественник, увлекается водным, лыжным, велосипедным туризмом. Занимается фотографией с семи лет. Первая персональная выставка состоялась в 2002 году.