В Первоуральске не совсем честным путем на рынок заходит новая управляющая компания

Еще не успели в Первоуральске утихнуть страсти по проведенной с множественным нарушением закона кампании капремонтов, как жители части города оказались в эпицентре нового коммунального скандала.

Еще не успели в Первоуральске утихнуть страсти по проведенной с множественным нарушением закона кампании капремонтов, как жители части города оказались в эпицентре нового коммунального скандала. В МУП «ПервоуральскРемСервис», которое обслуживало микрорайоны Ново-Талица, Хромпик и Соцгород, началась процедура банкротства. На смену муниципальному предприятию довольно уверенно на рынок заходит новая управляющая компания «Уют». Уверенно — потому что процесс проходит по инициативе и полной поддержке городской администрации.

«Андриянов — не работник администрации»

Слухи о том, что в Первоуральск приходит управляющая компания из Екатеринбурга, появились еще минувшим летом. Уже осенью они обрели под собой реальную почву. О некой новой компании «Уют» заговорили как-то враз, хотя никакой конкретики на тот момент еще не было. Единственное, что было понятно — проектом прихода на первоуральский рынок новой компании руководит небезызвестный в городе политтехнолог Василий Андриянов, который входил в состав предвыборного штаба нынешнего мэра Максима Федорова.

Сам Василий Михайлович охотно шел на контакт с журналистами, а вот от связей с администрацией всячески открещивался. Как, собственно, и администрация отнекивалась от господина Андриянова. По крайней мере, мэр на ноябрьской пресс-конференции заявил:

— Андриянов — не работник администрации, свои действия с нами он не согласовывает. Когда он говорит, что хочет зайти сюда какой-нибудь компанией, я ему говорю — ради бога, приходите, доказывайте людям, что вы будете более качественно услуги оказывать, приносите рекомендации или мнения жильцов, где эти компании работают. Одно условие — регистрируйтесь здесь.

Тем не менее, уже в декабре на собрании с жильцами Ново-Талицы Василий Андриянов сообщил, что действует исключительно по воле администрации. Этот же тезис Василий Михайлович повторил и на встрече с жителями поселка Хромпик, которая состоялась в минувший четверг.

«Эти проблемы не нами созданы»

Забегая вперед, скажу, что после этой встречи у жителей поселка вопросов стало еще больше, чем до нее. «Нам рассказали сказки про белого бычка», — сказал один из участников встречи, выразив таким образом настроение всех жильцов.

Василий Андриянов предпочел ограничиться размытыми фразами. Он постоянно подчеркивал, что «не пришел сюда захватить рынок и сказочно обогатиться».

— Дома у вас старые, денег с них собирается немного. Мы идем управлять вашим жилым фондом, потому что это мера вынужденная, потому что нас попросила администрация, и если когда-то будет приносить прибыль эта управляющая компания, то это только в долгосрочной перспективе, через 2-3 года, и то только в том случае, если мы установим на каждый дом приборы учета, потому что если не будут стоять приборы учета, прежде всего на тепло, то управляющая компания вряд ли вообще сможет концы с концами сводить, потому что у нас нормативы на тепло немножко завышены, но поставщики тепла и электроэнергии, хотят все свои утечки, потери списать на УК.

Василий Михайлович отметил, что компания, директором которой он является, «будет по-новому подходить к решению вопросов»:

— Но нам необходимо конструктивно сотрудничать. Если вы будете только обвинять и только предъявлять нам свои проблемы, это ничего не даст, потому что проблемы эти не нами созданы, они копились десятилетиями. Мы тоже не волшебники, мы не можем достать из кармана миллион и сразу все отремонтировать. Поэтому надо искать путь конструктивным методом диалога, чтобы как-то эту проблему решить постепенно.

Единственное, что есть у новой компании, — 50 тысяч рублей уставного фонда. Ни основных средств, ни имущества, ни персонала нет. Если с последним все более-менее понятно — по утверждению Андриянова, часть лучших сотрудников МУП «ПРС» перейдет в ближайшее время в штат «Уюта» — то вот с первым как-то не все ясно. Василий Михайлович утверждает, что путем составления агентского или арендного договоров с «ПРС» легко справится с обслуживанием жилфонда. Однако на том же собрании прозвучала информация, которую донес до собравшихся нынешний директор «ПервоуральскРемСервиса» Михаил Лиходумов — о том, что долг его предприятия составляет 18 млн рублей. Процедура банкротства предполагает продажу основных фондов предприятия для погашения задолженности. Получается, что компании «Уют» в наследство может достаться только один персонал? Василий Михайлович сказал, что вопрос сложный, поэтому ответить что-то определенное он пока не может.

— Насколько я знаю, муниципальное имущество не так просто продать, — между тем утверждает Василий Андриянов. — Какую-то часть коммунальной техники за долги естественно придется продать. Но долги могут быть реструктурированы. Это ведь не значит, что выставили и одномоментно все долги погасили. К тому же новой базы здесь нет. База продана до нас, это вопросы другим людям, которые до нас руководили «ПРС», насколько я знаю, там идет уголовное разбирательство.

«Я плакать не буду»

На встрече выяснилась любопытная деталь — оказывается, все эти процессы идут в обход председателя ТСЖ «Прометей», куда входит значительная часть обслуживаемого «ПРС» жилфонда, Анастасии Нестеровой. Председатель «Прометея» на собрании заявила, что оно инициировано не совсем правильно.

— В ТСЖ «Прометей» нет никакого официального уведомления о том, что «ПРС» — банкрот. Они в свою очередь прислали дополнительное соглашение на продолжение еще на год договора обслуживания. Компания «Уют» никакого коммерческого предложения, своих учредительных документов нам не присылала. Если «ПРС» банкрот, мы в любом случае будем проводить конкурс среди управляющих компаний. Когда будет объявлен конкурс, заявится несколько управляющих компаний.

На вопрос, почему не было конкурса, Василий Андриянов ответил:

— Сейчас администрация готовит постановление о конкурсе, в котором могут принять участие и другие управляющие компании. Если вы выиграете конкурс, ради бога. Но по Жилищному кодексу  конкурс проводится только тогда, если жильцы не выбрали. Мы воспользовались этим правом и решили встретиться с жильцами. Если меня не выберут, я плакать не буду.

Андриянов тут же не преминул кинуть камень в огород «Прометея», мол, ТСЖ, в управлении которого находится 89 домов, вызывает у него подозрения, что создано явно с какой-то недоброй целью. При этом умолчав, что в создании этого ТСЖ накануне реализации программы капремонтов самое непосредственное и активное участие принимала опять же администрация, в частности, господин Лиходумов, который на тот момент руководил УЖКХиС. Логично было бы предположить, что гигантское ТСЖ перестало устраивать своих создателей в тот момент, когда, как сказал Василий Андриянов, «стало жить своей жизнью». В результате администрация, спустя год, с не меньшим энтузиазмом начала доказывать жителям необходимость смены формы управления жилфондом.

«Как доверять?»

Вопрос, почему муниципальные чиновники так усиленно лоббируют это коммерческое предприятие, так и повис в воздухе. Как объясняет Андриянов, администрация, как собственник муниципальных квартир, инициирует собрания, чтобы не возникла ситуация, что «ПРС» исчезнет в разгар отопительного сезона и дома останутся без обслуживания.

На встрече неоднократно звучало, что происходящее — не более, чем нормальная рыночная ситуация: уходит не справившаяся компания, ее место тут же занимает другая. Но о какой конкуренции может идти речь, если в помощь одной компании подключается практически ничем не ограниченный административный ресурс?

Василий Михайлович подчеркивает, что все эти собрания — не более, чем попытка развеять слухи, внести ясность в происходящие процессы, просто познакомиться. Хотя жители Хромпика и Ново-Талицы уже осознают, что выбора у них, собственно, нет. И в том, и другом районе — большой процент муниципального жилья. Не надо долго гадать, в чью пользу проголосует администрация. Найти же недостающие голоса для нужных 50% — дело техники. При этом, даже не дождавшись итогов голосования или конкурса, компания «Уют» уже заключает договоры на обслуживание.

Например, жители Ново-Талицы сообщили, что буквально на днях в их почтовых ящиках появились объявления о том, что срочно нужно прийти в «ПервоуральскРемСервис» для перезаключения договора с этой компанией.

— Когда нашим пенсионерам говорят — срочно, они именно так и делают, — говорит житель поселка Ольга Зимина. — А в «ПРС», представьте, стоит толпа народа, сотрудники предприятия подгоняют. И вот в таких условиях бабушкам дают подписывать договор на 4-х листах. Ну, неужели они его будут внимательно изучать? А вот те, кто присмотрелся, увидел, что это договор на обслуживание, который предлагается заключить с УК «Уют». Причем второй экземпляр на руки жильцам почему-то не выдается. То ли бумагу экономят, то ли от лишних вопросов страхуются… Вот как после такого обмана доверять этой компании?

Максим Федоров, мэр Первоуральска:

— Для меня самое главное, чтобы новые управляющие компании — не важно, какие они будут, свердловские, московские, тюменские, — зарегистрировались в городе и платили налоги здесь. Если проблем в Екатеринбурге намного меньше с УК, они действительно работают. Если они придут прозрачными, готовыми к диалогу с жителями нашего города, то почему бы нет? И качественные услуги жителям оказывали. А когда мы говорим о наших компаниях, то, извините меня, назовите хотя бы одну компанию, деятельностью которой жители удовлетворены полностью. У меня приходят на прием жители, которые говорят, что хотят уйти от компании ПЖК, потому что нет никакой прозрачности, непонятно, куда деньги уходят.

Руководитель компании, которой направляют  заявления о том, что они выходят, отказываются от дальнейшего сотрудничества, на их глазах рвет и бросает их в мусорное ведро. Я уже сказал жильцам, чтобы они обратились в прокуратуру.

Нареканий к управляющим компаниям уже столько, что даже областной прокурор сказал: пора брать под свой контроль деятельность этих УК. Сколько с «Уралагростроем» проблем у жителей.

А то, что на встречах с жителями льют грязь на нынешние компании, — это рынок. Ну, та компания может тоже грязь на них лить. Я не думаю, что это правильное средство — лить грязь на конкурентов. Доказывать, что эта компания не оказывает определенный вид услуг, так жильцы это и сами видят. Доказывать свои преимущества они должны делом.

Михаил Лиходумов, директор «ПервоуральскРемСервиса»:

— Я жителей прекрасно понимаю. Им главное, чтобы все было — тепло, вода, свет. Кто будет представлять их интересы, им по барабану. Главный вопрос в том, что сегодня жилфонд останется в обслуживании. Первое желание учредителей «Уюта» было такое, чтобы директором был я. Но на сегодняшний день на двух стульях я сидеть не могу. Поэтому пока я буду заниматься ликвидацией «ПРС». Потом уйду работать в «Уют». Доли в этой компании у меня нет, я буду наемный работник. А как муниципальный чиновник, я ничего не лоббирую. Просто программа по обслуживанию нашего жилфонда уже намечена на 2010 год, разработана совместно мной, учредителями новой УК и администрацией города. Но мы никому ничего не навязываем.

Михаил Морозов, пенсионер:

— В объявлении о собрании было порядка четырех вопросов. Вот то, о чем говорилось в этом сумбуре, там было подразделено. Но здесь-то ничего этого не прозвучало. Я когда сюда шел, то предполагал, что мы все по порядочку разберем, какие-то решения будут приняты, а на самом деле получился какой-то базар. Это не собрание, им никто не руководил. Если бы толком преподнесли, то люди бы поняли, что происходит. Понятно, что у каждого есть какие-то проблемы, тем более жилфонд нашего поселка очень изношенный. Ну и что толку спрашивать о проблемах, если их даже никто не фиксирует? Я пока в раздумьях, собираюсь повстречаться кое с кем, посоветоваться. У этой компании, как мы поняли, пока нет ничего.

Василий Андриянов, директор УК «Уют»:

— Я же уже открыл здесь тайну. Меня пригласили сюда как пожарника, чтобы не было вот этой зияющей дыры. Я не претендую, чтобы на базе УК «Уют» стать главной управляющей компанией в городе, как некоторые пишут в Интернете. Моя задача сейчас — спасти ситуацию, чтобы перемены для жителей прошли безболезненно, чтобы не было хаоса. Меня попросила администрация. Не Максим Сергеевич, а его заместитель.