Первоуральский Центр реабилитации наркоманов «Жемчужина» спасает жизни в долг

В центре лечат наркоманов и алкоголиков. Трудом и Библией

Самое трудное в центре — не работа, а способность найти в себе силы, чтобы справиться с собственной тягой к наркотикам. В этом помогают друзья, совместное чтение Библии

В центре лечат наркоманов и алкоголиков. Трудом и Библией. Срок реабилитации серьезный — год. Здесь не переламываются на лекарствах, чтобы отдохнуть и снова сесть на иглу. Кто уходит раньше срока, тому дорога в центр закрыта. Потому «Жемчужина» для ее обитателей — это действительно последний шанс завязать, то есть остаться в живых. Сейчас в центре спасаются от самих себя около сорока человек. «Жемчужина» развивается: недавно открыли банно-прачечный комплекс, в планах постройка женского корпуса. Но кризис «съел» многих спонсоров, и впервые за 11 лет центр вынужден работать в долг.

Наркоманов я презирал!

Евгению 25 лет, героиновый стаж четыре года, а начиналось все с травки. До этого парень четыре года занимался боксом, выиграл городские, потом областные соревнования, получил первый разряд. «Нариков» ненавидел и презирал. Но вместе с победами на ринге появились и новые крутые знакомые, которым Евгений не смог отказать.

— Страха не было: считал себя сильным. Пить начал, покурил раз, два, три, — вспоминает он. — Я тогда и подумать не мог, что от травы до героина меня отделяло меньше года. Героин предложили те же знакомые. Сначала я был против, а потом укололся из интереса. Первые несколько раз ничего не понял, дальше больше: понравилось. Ощущение: ты все можешь!

Затянуло. Через полтора года потребления героина начались проблемы: бросила подруга, пришлось уйти из родительского дома, а с боксом — завязать. Зачем готовиться к соревнованиям, если где-то твои друзья колются, кайфуют? Евгений считал, что может бросить в любой момент, а когда попытался — не вышло. А жизнь летела под откос. С работы на железной дороге уволили, друзья — торчки. Через месяц такой жизни бывший боксер приехал в «Жемчужину».

— Друг детства здесь проходил реабилитацию, — говорит он. — В будущем хочу наладить отношения с подругой, с родителями, устроиться на работу, учиться. Третий месяц не употребляю, в этом помогают друзья. Мыслей о героине нет. Здесь самый сложный первый месяц, наркотики тянут назад. Самое трудное не режим или работа, а себя сломать.

Запах лака перебивал пивом

Александру 19 лет. Он из благополучной семьи: мама, папа, брат. Но это не помешало ему пристраститься к лаку, который он начал нюхать в 14 лет. Поначалу никто ничего не замечал. Саша нюхал каждый день и ни по разу. От лака весело: дуреешь, галлюцинаций! Нюхал после школы, иногда прогуливал уроки. Родители стали догадываться, тогда запах лака школьник сбивал пивом. В прошлом году он начал колоться героином. Не работал, сидел дома, хотя закончил училище, имел профессию электрика. От армии отмазали родители, героин вытеснил все стремления. И только тогда мама спохватилась.

— В центр привел дядя, — говорит Александр. — Сложно было перебороть начальную тягу к наркоте, а работа — это легко: убрать, дров наколоть…

Пропил квартиру

Антону 35 лет, но выглядит он на все 40, потому что алкоголик. Пить начал четыре года назад, после смерти матери. Пил и раньше, но когда сдерживать стало некому, ушел в беспробудное пьянство. Жил один, работал слесарем. Пару дней походит трезвый, и опять несколько «синих» месяцев. Перед тем, как попасть в центр, пил подряд семь месяцев. В запой не уходил, а так — был регулярно пьян, ходил на работу, пока не выгнали. Выпьешь: все нормально, все хорошо, ты весел и полон сил. Друзей не стало, появились приятели-собутыльники. Кончилось тем, что пропил квартиру. Другого жилья нет.

— Случайно встретил друга, года три не виделись, он мне визитку центра дал. Думаю, Господь направил, мысли были выбраться из всего этого… — рассказывает Антон. — В центре я месяц, выпить не тянет, сам хотел избавиться, просто не знал как. Сложно было в городе, а здесь мне легче стало, умная книга Библия, на все вопросы может ответить. Хочу завести семью, встать на ноги, стать человеком.

Строительство женского корпуса под вопросом

В центре не сидят, сложа руки: здесь держат коров, свиней, кур, коз, хотят изготавливать на продажу срубы (уже обучили человека). Центр всегда жил на самоокупаемости. Проблемой стало решение жилищного вопроса. Для женщин нужно оборудовать не просто отдельное помещение, а строить новый дом. Третий год стоит вырытая яма под овощехранилище, но начать его строительство, нет средств. Требует ремонта второй этаж. Проблемы были всегда, но с кризисом они навалились.

За 11 лет работы через центр реабилитации наркозависимых «Жемчужина» прошло 600 наркоманов (обращавшихся больше, но многих отправляют в другие центры). 355 из них бесплатно прошли курс реабилитации, из них полноценными членами общества стали 160 человек. Более ста бывших наркоманов остаются «чистыми» более трех лет.

Зарегистрирован только каждый четвертый наркоман

По данным на 1 декабря 2009 года, на учете в Первоуральске состоит 615 наркоманов (в 2008 состояло 607). На 100 тысяч человек приходится 383 наркозависимых (2008 — 380). При этом средний показатель по области: 255 человек. Из 615 стоящих на учете наркоманов 80% — мужчины. Основная группа наркоманов это люди от 18 до 35 лет, средний возраст мужчин — 20 лет, женщин — 29. Из-за боязни быть уволенным, не получить права, равнодушия к собственной судьбе и т.д. наркоманы стали реже обращаться в клиники. Так, в 2006-м году впервые обратившихся было 40 человек, в 2007 уже 36, в 2008 — 35, 2009 только 20. Специалисты оценивают ситуацию как  стабильную, но напряженную. Официально зарегистрирован каждый четвертый наркоман. Реальное число наркозависимых — 2400 человек.

Средства можно перечислить на счет в ЗАО «Первоуральскбанк»

  • р/с 40703810900000021454
  • к/с 30101810800000000721
  • БИК 046524721, ОКВЭД 91.33,
  • ОКАТО 65480000007, ОКФС 53, ОКОПФ 83

Можно обращаться по адресу: Первоуральск, ул. Маяковского, 6. Тел.: 29-79-04, 8-922-204-86-20

КОММЕНТАРИИ

Владимир Валькер, депутат городской думы:

— Центр надо поддержать. Многих смущала их религиозная подоплека, но по мне так пусть хоть с чертом дружат, главное — есть результат. В прошлом году мы из бюджета выделили центру 135 тысяч рублей, которые пошли на завершение банно-прачечного комплекса. В этом году при дефиците бюджета мы не смогли выделить средств, но городская администрация и депутатский корпус продолжают помогать «Жемчужине». В январе отправили несколько машин дров через ПНТЗ, обратились с письмом к директору совхоза «Первоуральский» депутату Владимиру Кравцову, он выделил центру 1,5 гектара земли для ведения фермерского хозяйства. Мы за работу центра двумя руками.

Алексей Барбинов, заместитель руководителя центра:

— Кризис, многие люди, которые раньше помогали, сегодня отказывают в помощи. Сегодня мы не покрываем наши нужды. Не хватает не на развитие и строительство, а на элементарное — питание, налоги, кредиты. Сегодня у нас долги. Мы платим за коммунальные услуги, за дрова, раз в месяц выкачиваем шамбо. Прибыль от ведения хозяйства составляет 110 тысяч в месяц, нужно около 130. Зима холодная, топятся одновременно шесть печек. Лесовоз стоит 12 тысяч — уходит за две недели. Если бы нам помогли углем, просто замечательно было бы. Закрыться то мы не закроемся, но развиваться не сможем. Люди звонят каждый день, сейчас четверо готовят справки для прохождения годового курса, других отправляем в другие центры. Мы обращаемся к жителям, бизнесменам, к людям, у которых есть власть в городе, чтобы они помогли нам материально.