О себе заботься сам

Максим Кравчук, профессиональный фотограф и опытный зритель ралли:

— Впервые я попал на автогонки в 2003 году, это был дрэг-рейсинг, который проводили и проводят сейчас в Екатеринбурге на аэродроме Уктус. Тогда же познакомился с организаторами этих соревнований и начал регулярно ездить туда снимать заезды на 402 метра. Спустя два года меня пригласили для съемки ралли «Каменный пояс», с которого и началось увлечение этим видом автоспорта, то есть я вошел в ряды так называемых «овощей» (зрителей на ралли, на сленге автогонщиков, — ред.).

Со временем география соревнований, которые я посещал, разрослась. Я не стал ограничиваться соревнованиями только местного уровня. Старался выезжать и в другие города, иногда даже области: часто бываю в Тюменской, Пермской и Челябинской областях.

С годами у меня накопился немалый опыт, благодаря которому могу буквально с первого взгляда определить опасные участки на гоночной трассе. А так же выбрать те места, с которых можно спокойно следить за гонкой и делать качественные фотоснимки, ведь именно за этим я приезжаю на соревнования. Правила выбора мест очень просты, но выработались они не за один визит на гонку, а как минимум за 10-15.

Зимой все зрители на ралли пьют

Прежде чем отправиться на ралли, я внимательно изучаю имеющуюся о нем информацию. Как правило, она размещается в печатных и электронных СМИ. Оттуда можно узнать все: во сколько старт и финиш, где поедут гонщики, где будут организованы зрительские зоны и где можно будет, не подвергая себя опасности, фотографировать.

Не скрою, что выбираю самые зрелищные места, то есть повороты и трамплины, но и там всегда занимаю максимально безопасное место. Я никогда не стою на наружном радиусе поворота, потому что в 90% случаев гоночные автомобили вылетают именно туда. Да и вообще стараюсь держаться на безопасном расстоянии от трассы. Что же касается фотосъемки, то эффектные кадры с такого расстояния я делаю с помощью мощной оптики.

Немаловажную роль в безопасности зрителя играет алкоголь. Зимой на холоде, мне кажется, пьют все 110% зрителей. Не стал исключением и «Каменный пояс — 2010». Зритель, который был сбит, активно выпивал с другом, я лично это видел

Помню несколько случаев, когда машины вылетали с трассы и на абсолютно прямых участках дороги. Иногда даже бывало, что на таких «прямиках» не было никаких укрытий типа бруствера или заградительного вала, приходилось прятаться среди деревьев, которые практически всегда растут вдоль дорог.

Немаловажную роль в безопасности зрителя играет алкоголь. Зимой на холоде, мне кажется, пьют все 110% зрителей. Соответственно, чувство страха у многих притупляется, дистанция до трассы сокращается, а риск попасть под колеса увеличивается — формула очень проста.

Считаю, что большинство трагедий с участием зрителей происходят именно по этой причине.

Не стал исключением и «Каменный пояс — 2010». Зритель, который был сбит, активно выпивал с другом, я лично это видел. И, конечно же, когда они изрядно накачались, то уже просто неадекватно реагировали на все замечания, которые им делали как судьи, так и другие зрители. Их просили уйти с того места, где они стояли, но слушать они никого не хотели. Не зря ведь говорят: «Пока гром не грянет — толпа не перекрестится». Так что лучше не пить на ралли.

Про хорошие традиции и зевак

Касательно автоспорта в Первоуральске у меня тоже есть свое мнение, которое сформировалось исходя из опыта. Считают, что за последние несколько лет автоспорт в нашем городе хорошо развился. Соревнования, проходящие в Первоуральске, по качеству организации уступают лишь мировому или интернациональному Чемпионатам.

Ежегодно для участия в «Каменном поясе» сюда съезжается от 60 до 90 экипажей со всего Уральского федерального округа. У нас проводится несколько этапов Чемпионата России по автокроссу. Это говорит о том, что в Первоуральске знают и умеют проводить и организовывать подобного рода мероприятия.

Не стоит забывать и про то, что легендарное ралли «Каменный пояс» проходит у нас в городе уже более 20 лет, то есть у нас есть очень хорошие традиции, которыми мы можем по праву гордиться.

Что же касается трагедии на ралли «Каменный пояс — 2010», считаю, что это было стечение обстоятельств, но, несмотря на это, ничью сторону принимать не хочу. Та авария произошла буквально у меня на глазах, и я сделал для себя определенные выводы.

В частности еще раз убедился в том, что о себе нужно заботиться самому, а не надеяться на то, что о тебе позаботятся другие: я имею ввиду организаторов. Ведь я, помимо того, что просто наслаждаюсь зрелищем, еще и фотографирую происходящее, соответственно и требования к себе выдвигаю чуть завышенные, нежели простой зевака, к этому призываю и остальных.