На специалистов будет госзадание

Феликс Исламгалиев, директор Первоуральского металлургического колледжа:

— Я не соглашусь с тезисом о том, что специалисты у нас выпускаются одни, а работодатели ждут совершенно других. Наше учебное заведение очень тесно сотрудничает с предприятиями города, центром занятости и советом по профессиональному образованию при городской администрации. Мы регулярно проводим анкетирование руководителей, узнаем, какие специальности нужны и важны именно сегодня, — их и закладываем.

Проблема в том, что учебные заведения имеют как бюджетные, так и внебюджетные места. На «бюджет» существует определенный конкурс на областном уровне, и получить такие места достаточно сложно. То есть ежегодно нам необходимо доказывать, что потребность в обучении конкретных специалистов есть. А со следующего года эту систему планируется усовершенствовать и ввести, так называемое, государственное задание. Это цифры, которые закладываются по укрупненным группам специальностей на определенной территории. То есть появляется еще один фильтр — контрольные цифры получить смогут не все.

Но с другой стороны, в каждом учебном заведении существует еще и внебюджетная форма обучения. Это как раз те специальности, которые ориентированы на спрос потребителя, то есть абитуриентов и их родителей. И вот тут зачастую ребята выбирают такие популярные профессии, как бухгалтер, экономист или юрист. Мы ничего не можем поделать, поскольку обязаны предоставить весь спектр услуг. Но в то же время, очень важно довести информацию до будущих студентов, что рынок труда будет не готов принять, например,  всех управленцев и экономистов. И этим необходимо заниматься даже не нам, а на уровне государства. Для примера: третий год подряд мы не можем набрать студентов на специальность «Экономика и бухгалтерский учет», то есть о проблеме трудоустройства ребята все же задумываются и уже не идут на эти программы.

ПМК ежегодно выпускает около 500 человек, и большинство наших ребят трудоустраивается по специальности. Ежегодно после летних каникул каждый классный руководитель выпускной группы отчитывается, указывая места работы своих ребят. И если норма по области — 60 процентов трудоустройств, то у нас этот процент гораздо выше.

Что касается открытия в городе филиалов и представительств разнообразных учебных заведений, то зачастую этот процесс носит неконтролируемый характер. В практике первоуральского совета по профессиональному образованию были случаи, когда приходилось отказывать учебному заведению в открытии филиала. Другое дело, что по закону, запрещать мы не можем, и некоторые представительства открывались без учета мнения территории.

Я все же думаю, что определенные рычаги будут разработаны, и процесс подготовки кадров регулировать станет легче. Тем более, что о проблеме говорят уже на федеральном уровне. Мы находимся в такой стадии, когда после хаоса наконец-то происходит систематизирование всего того, что наработано.