Какой фаркоп поставить, чтобы в дальней поездке прицеп не начал жить своей жизнью

Лето, как известно, горячая пора отпусков, но далеко не все проводят отведенные по закону четыре недели отдыха на даче. Многие отправляются в путешествие на личных автомобилях и нередко перед отправкой сталкиваются с такой проблемой, как транспортировка багажа. Ладно, багаж, а что делать, когда с собой хочется взять лодку, любимый квадроцикл или вообще дачу на колесах? Решение одно — покупка прицепа и установка на авто устройства с иностранным названием «фаркоп».

Самоделки

Те, кто жил в Советском Союзе, помнят, что тогда автомобильный прицеп был большой роскошью и фаркопы к ним изготавливались знакомыми токарями и сварщиками вручную на заводах и по большому блату. Попадаются такие сцепки-самоделки и в наше время, правда, распространены они уже не так сильно, как 15-20 лет назад. Довольно часто обладателями таких фаркопов становятся владельцы праворульных автомобилей. Дело в том, что найти качественный фаркоп для этих машин на нашем рынке — серьезная проблема. И даже если речь идет об автомобиле, который выпускается и с правым, и левым расположением руля, далеко не всегда тягово-сцепное устройство, разработанное, к примеру, для Toyota RAV4 с левым рулем, подойдет к аналогичному праворульному автомобилю.

Прежде чем купить фаркоп для своего автомобиля, убедитесь, что для марки и модели вашей машины, соотвествует установленным стандартам (большинство фаркопов известных производителей имеют международные сертификаты соответствия), ведь автомобиль с прицепом представляет собой средство повышенной опасности.

В некоторых случаях проблему можно решить с помощью дополнительных отверстий, но нередко случается и такое, что подобрать ТСУ для автомобиля с правым рулем невозможно. Именно поэтому владельцы «японцев» охотно клюют на предложения «мастеров на все руки» сварить фаркоп под заказ. К подобным предложениям следует относиться с огромной осторожностью и скептицизмом. ТСУ — это ответственный узел, который должен отличаться прочностью и коррозионной стойкостью. «Хлипкий» фаркоп, «сляпанный» из тонкостенных труб, без каких-либо испытаний, с тонким кронштейном, может развалиться уже при первой же поездке. Если это случится на дороге, то последствия для окружающих могут быть самыми печальными. А виноватыми окажетесь вы.

Как выбирать?

Выбирать фаркоп не сложно. Каждый тип фаркопа рассчитан на определенную нагрузку. Эта нагрузка указывается во всех каталогах. Обычно там указано два числа через дробь: максимальная масса прицепа/максимальная нагрузка на шар. Самое главное — это выбрать фаркоп, который будет выдерживать нагрузку прицепа.

Некоторые автовладельцы из желания сэкономить устанавливают на свои «Лэнд Крузеры» самые легкие версии фаркопов, которые рассчитаны на вес, допустим, в 1,5 тонны, и на такой фаркоп вешают потом катер, который весит в полтора раза больше. Не удивительно, что на первом же крутом склоне этот катер «догоняет» машину, попутно выламывая тягово-сцепное устройство. Таков результат экономии.

Последствия могут быть намного тяжелее, если прицеп оторвется при подъеме на гору — можно повредить чужие машины, которые идут за вами следом. Так что самая главная задача — правильно оценивать нагрузки. Все остальное — это уже нюансы.

При выборе фаркопа надо принимать во внимание, как долго вы собираетесь ездить на своей машине. Если через год-другой вы планируете ее заменить, то, может быть, и не стоит покупать очень дорогую модель. Ведь универсальных фаркопов не бывает, и снимать его с машины перед продажей не имеет смысла — придется продавать машину вместе с тягово-сцепным устройством. Все остальное — это уже мелочи: дизайн, наличие декоративных пластин из нержавеющей стали. Можете выбирать любую модель, которая вам больше нравится и подходит по деньгам.

Почему фаркоп должен быть съемным?

Во всем мире запрещено ездить с торчащим из-под заднего бампера крюком, если вы едете без прицепа. Таковы правила безопасности. У нас пока такого запрета не приняли, но, тем не менее, лучше покупать фаркопы с легкосъемными крюками. Сегодня в ассортименте ведущих производителей фаркопов есть такие модели, которые снимаются простым поворотом. Есть и более демократичные «условно-съемные модели», снять которые тоже не так уж сложно — нужно лишь открутить два болта, которыми он крепится к основному корпусу фаркопа.

Привычку снимать фаркоп, если вы едете без прицепа, лучше выработать до автоматизма. Если, не дай бог, случится столкновение и удар придется по тягово-сцепному устройству, то повреждения кузова будут намного сильнее, чем если бы вас ударили в бампер. Дело в том, что фаркоп крепится к силовым элементам кузова, и даже при небольшом ударе по нему может произойти смещение геометрии кузова, а это уже намного серьезнее, чем помятый бампер.

Возможные трудности

Основная масса фаркопов разработана специально для транспортных средств, предназначенных для европейского рынка. Если вы владелец японского автомобиля с правым рулем, то изготовитель не может вам гарантировать отсутствие определенных трудностей, даже если транспортное средство очень похоже или является аналогом европейской модели. У них нередко не совпадают точки крепления. Также возникают трудности с креплением тягово-сцепных устройств на автомобили, имеющие нестандартную комплектацию. Они рассчитаны на стандартный бампер, заводскую подвеску, выхлопную трубу, колеса и шины. Обвес и прочие элементы тюнинга могут стать серьезным препятствием для монтажа фаркопа. Поэтому прежде чем покупать фаркоп (а стоит качественное изделие не так уж и дешево), обязательно проверьте, подойдет ли он к вашему автомобилю по точкам крепления.

Многие новые транспортные средства имеют установленные датчики парковки. Эти датчики улавливают присутствие препятствия непосредственно позади транспортного средства и издают соответствующие сигналы. Некоторые датчики парктроников идентифицируют шар фаркопа как препятствие и будут постоянно указывать вам на наличие препятствия позади машины. Поэтому при установленном фаркопе рекомендуется отключать парковочные радары.

Установка фаркопа

Установку фаркопа следует производить согласно правилам, описанным в паспорте (руководстве по установке и эксплуатации), который прилагается к каждому фаркопу. Различные модели ТСУ могут крепиться к кузову автомобиля через кронштейны бампера или непосредственно к силовым элементам кузова и полу багажника. Среди отечественных автомобилей предусмотренные места крепления ТСУ имеют только семейство ВАЗ-2108-2115. При установке фаркопов на прочие автомобили предполагается самостоятельная разметка и сверление крепежных отверстий. На многих автомобилях перед установкой ТСУ, как правило, приходится снимать задний бампер.

Общие рекомендации по установке и обслуживанию фаркопа

  • Обработать отверстия под его крепеж антикоррозийным составом.
  • Смазать сцепной шар пластичной смазкой (это нужно делать регулярно, чтобы продлить срок его службы).
  • Закрывать сцепной шар колпачком, чтобы оградить его от грязи, да и самому не замараться, загружая или разгружая багажник автомобиля.
  • Всегда очищать шар перед тем, как надеть на него прицеп. Песок и мелкие камни, попадая между шаром и сцепным устройством прицепа, действуют как очень качественная наждачная бумага. Очень быстро шар потеряет свои начальные размеры, и в сцепке образуется люфт, который очень сильно влияет на плавность хода вашего автопоезда.