Первоуральский депутат Владимир Кучерюк предлагает совершенствовать действующую систему управления городом

Владимир КУчерюк предлагает смело увольнять несправляющихся замглавы

В последнее время дискуссия о необходимости введения в Первоуральске системы сити-менеджмента набирает обороты. На каждой пресс-конференции губернатору задают вопрос — будет или нет в Первоуральске смена системы управления? Cегодня к разговору эту тему присоединился  председатель комитета по бюджету, финансам и налогам гордумы Владимир Кучерюк.

Есть сомнения

— Владимир Данилович, разговоры о том, что Первоуральск нуждается в кардинальной смене системы управления идут уже на самых различных уровнях — от правительства области до медийного пространства.

— Эта дискуссия возникла не на пустом месте. Она заложена в 131 федеральном законе, где пропагандируются две модели муниципального управления. Насколько я знаю, уже более двух десятков городов нашей области имеют такую систему управления. Далеко ходить не надо — Ревда. Насколько успешно или неуспешно там работает данная система — оценивать жителям или руководству области. Я же придерживаюсь такой точки зрения: в городах дотационных, которые живут на то, что получают из бюджетов других уровней, сити-менеджер должен быть однозначно. Там за государевыми деньгами нужен строгий догляд. А вот что делать с городами-«донорами» — здесь есть необходимость серьезной, вдумчивой работы городской элиты.

— В области, как я понимаю, пока также не сформировано единого мнения по поводу сити-менеджмента…

— Вот передо мной статья из «Областной газеты» «Система сити-менеджмента и бизнес — кто в выигрыше?» Эту тему обсуждают главный редактор журнала «National Business» Александр Василевский, директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин, советники губернатора Свердловской области Роман Чуйченко и Вадим Дубичев, депутат областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области Евгений Артюх, член Общественной палаты Свердловской области Георгий Белозеров, политологи Константин Устиловский и Андрей Русаков, глава Березовского Вячеслав Брозовский и многие другие. Так вот в этой дискуссии есть такие фразы, которые заставляют задуматься: «Может быть, имеет смысл попробовать…», «Есть смысл поэкспериментировать…», «Я не знаю, не понимаю, как мотивировать на эти вещи…»  То есть у людей, которые, можно сказать, профессионально этим делом занимаются, есть серьезные сомнения.

 

Сити-менеджер — не панацея

— Вы хотите сказать, что в Первоуральске экспериментировать не имеет смысла?

— На такой крупной территории как Первоуральска пробовать и экспериментировать вообще опасно. Я был и остаюсь сторонником совершенствования системы управления. Прежде всего, нужно задать себе вопрос — ситуация, в которой мы находимся, уровень жизни в Первоуральске нас устраивает? Таких катаклизмов, как нет годами воды или тепла, мы захлебнулись нечистотами или близки к эпидемии —  у нас нет. Но поскольку мы живем рядом с мегаполисом, то имеем возможность сравнивать.

— Уровень требований у жителей Первоуральска очень высок.

— И это, на мой взгляд, справедливо. Но давайте посмотрим, почему у нас не получается повысить уровень жизни? В первую очередь, потому что область нам оставляет очень мало денег. Получается, полномочия территориям отдают, а деньги отбирают. И этот клубок проблем одним административным решением — введением сити-менеджера — просто не решить.

Сейчас многие видят панацею в том, что придет какой-то нормальный руководить, например, с Новотрубного завода, и все нам тут отладит. Я вас уверяю — этого не будет. Потому что бюджетирование крупной компании и бюджетирование муниципального образования — две разные вещи. В бизнесе есть доходы, которые нужно умно распределить. В муниципалитете этого делать нельзя: если написано «на медицину», а  потратил «на зарплату», обвинят в нецелевом использовании бюджетных средств. 

— Нынешний глава не может выстроить нормальные отношения с правительством области. Насколько данный факт влияет на развитие территории?

— В областном бюджете тоже сформировался профицит. Я спрашиваю у нашего депутата Заксобрания Мелика Мори: «Поделили профицит, 14 млрд рублей. Нам что-нибудь достанется?» Молчит.

— Получается, под Федорова никто не хочет давать деньги?

— Скорее всего, да. Поэтому для привлечения бюджетных денег мы должны пользоваться всеми каналами. Не может глава найти общий язык с правительством области? А где представители наших партий? Почему бездействуют победившие в Первоуральске коммунисты? Почему у нас до сих пор нет никакой ясности с той же программой «Чистая вода», которая является партийным проектом «Единой России»? Иногда складывается такое ощущение, что многим из тех, кому жители доверили руководить городом, просто на все наплевать — вроде что-то потихоньку движется и пускать так и будет.

«Избирателей облапошить сложнее, чем 20 депутатов»

— Многие эксперты признают непрофессионализм нынешней команды управленцев города. Прошло два года — по-моему, первоуральцы просто жаждут каких-то перемен.

— Сейчас либо нынешние руководители признают, что они неэффективны и их надо менять, либо они говорят, да, мы видим свои ошибки, но мы над ними работаем.

— А могут ли они объективно оценить свою деятельность?

— Ну, «удовлетворительно» же поставили депутаты после того, как весной глава отчитался…

— Перед этим, я так понимаю, всех депутатов обзвонили…

— А вы думаете, глава администрации, когда будет отчитываться, не будет их обзванивать? Каждый нормальный руководитель высокого ранга переживает за свою должность. Давайте мы, как в шахматах, будем смотреть на три хода вперед. Сняли. У меня возникает вопрос — кто войдет в конкурсную комиссию, которая будет выбирать сити-менеджера? Сколько там будет депутатов, и будут ли они вообще? Вот выберем модель, по которой живет Серов — все депутаты избираются, потом из их числа выбирается глава городского округа. Мне трудно с моим опытом сказать, что лучше: пока кажется, что 150 тысяч избирателей сложнее облапошить, чем 20 депутатов. Мы должны выстроить такую модель, которая не будет зависеть от фамилий и персоналий. Она должна работать и через 10 лет.

— На что нужно будет обратить внимание в первую очередь?

— Муниципальное образование — это многоуровневая система управления. Чтобы ее разделить на две ветви, надо очень грамотно, умно, рационально делегировать полномочия. Если два человека — глава и сити-менеджер — не найдут взаимопонимания, то нам будет еще хуже. Потому что глава городского округа — это, получается, «свадебный генерал». Мы, как депутаты, будем долбать только сити-менеджера. Прошло три месяца, ничего не получилось, не убедительно он нам это все рассказал и доказал, мы его снимаем. И кто остается? Снова конкурсная комиссия? А кто в это время исполняет обязанности? Первый заместитель? Так передайте сейчас первому заместителю главы Несмеянову все властные полномочия, и мы с него будем спрашивать.

Систему управления городом нужно совершенствовать. Заместителей главы, которые откровенно не справляются, надо смело менять. К тому же городу просто необходим человек со светлой головой, который будет обладать масштабным мышлением, видеть перспективу, сможет здраво оценить последствия тех или иных действий. К сожалению, пока такого человека у руля города нет. А новая система управления должна отвечать реалиям времени.