Нужно было вовремя искать компромисы

Игорь Кетов

Игорь Кетов, директор «Информационно­расчетного центра ЖКХ»:

— Переход управляющих компаний в новый расчетный центр, о котором было объявлено на минувшей неделе, у меня, как у человека знакомого с этой темой, вызывает целый ряд опасений.

Во­первых, происходит все как­то слишком стремительно и скомкано. Во­вторых, было бы более логичным, если бы первоуральский центр зашел на территорию Краснотурьинска — все­таки уровень городов несколько разный, также как масштабы и опыт работы в этой сфере совершенно другие.

Кроме того, заявленных десяти пунктов приема платежей для такого города, как Первоуральск — это категорически мало. А если нет договоров с банками и почтой, тогда вообще непонятно, как они справятся с принимаемым объемом платежей. Может, нет пока понимания, что Краснотурьинск и Первоуральск — это два разных города?

Конечно, со стороны ЕРЦ есть определенные недоработки. Но если сегодня отдать все на откуп одному поставщику ресурсов, завтра все остальные поставщики начнут возмущаться. Проходили это уже, когда в Первоуральске был ДЕЗ (дирекция единого заказчика — ред.). ЕРЦ создался после того, как со стороны всех поставщиков ресурсов начались обвинения в том, что это предприятие закрывает свою услугу в первую очередь, им же отдает деньги по остаточному принципу.

Новый центр будет подконтролен также только одному поставщику тепла. И, вполне вероятно, что уже скоро тот же «Водоканал» не будет видеть прозрачности расчетов, которая там складывается.

Я не сторонник таких действий, должны быть рыночные регуляторы. Понятно, что администрация города не всегда себя корректно ведет. Хотя ее тоже можно понять — нужен некий контроль над всем этим процессом, потому как с нее и спрос по 131 Федеральному закону. И стараться удержать управляющие компании в ЕРЦ — это в интересах администрации. Недавно Счетная палата выявила массу нарушений в деятельности ЕРЦ и сейчас прокуратура проводит проверку. Тут опять возникает вопрос к администрации — если у вас есть договор по сбору средств за найм, а это бюджетные средства, почему их сбор вы вообще никак не контролируете? На поверхности же все лежит.

В свое время управляющие компании принудили обслуживаться в ЕРЦ. На это принуждение СТК ответила гораздо большим давлением. Понять УК можно — они взвесили все и выбрали тот вариант, который будет интереснее им.

Причина недовольства может еще и в том, что руководитель ЕРЦ не идет на компромисс, есть в нем некоторая закрытость. Городу давно уже стоило задуматься о структуре ЕРЦ и некой пресловутой «прозрачности». В любом случае, компромиссы искать надо было.

Главный минус, который может возникнуть в этой ситуации — невозможность контролировать качество услуги. Поэтому очень важно, на каких условиях будет заключен договор, чтобы у УК была возможность не платить 100% за некачественную услугу.

Такой ситуации можно было избежать, если бы у нас в городе была решена проблема с приборами учета. Стоят внутридомовые счетчики — все вопросы и по методикам, и по расчетам снимаются автоматически. На сегодняшний день картина парадоксальная — нет никаких точных данных, актов сверки, ничего. Первоуральск в этом направлении у нас отстал.

Что касается основной «страшилки», которую администрация рассказывает сейчас жителям — о проблемах с начислением льгот по монетизации. Это не совсем так. ЕРЦ обязан предоставить список льготников управляющим компаниям или новому расчетному центру. Главное — состыковать две базы данных и две программы. Этот вопрос довольно длительный. Льготники — категория серьезная: только кому­то что­то не дали, какой­то сбой прошел, сразу начинают звонить. А ошибки в данном случае неизбежны.