В Первоуральске назревает очередной транспортный коллапс

Обслуживанием на городских маршрутах довольны не все пассажиры. Но они еще не догадываются, что ситуация может только ухудшиться.

Администрация не может разработать новую единую маршрутную сеть. У нее нет денег, а перевозчики платить отказываются

30 ноября истекает срок действия положений, утвержденных конкурсом по распределению маршрутов среди пассажироперевозчиков. Администрация города планирует заказать разработку новой схемы единой маршрутной сети, после чего объявить о проведении очередного конкурса. Для того, чтобы навести порядок в транспортной сфере, чиновники просят существенно потратиться самих предпринимателей, которые уже восприняли «заманчивое» предложение в штыки. По мнению некоторых перевозчиков, действия власть предержащих могут привести к коллапсу, который выльется в борьбу тех, кто готов ринуться на маршруты и заполучить место под солнцем.

«Вестись на это не надо»

— Сейчас на маршруты один хлам выходит — старые ПАЗы и ГАЗели, — говорит водитель микроавтобуса «Пежо», следующего по маршруту №23. — Чужих на линию никто не пустит, мы просто их задавим. Сейчас ситуацию должны контролировать администрация и лично Болышев.

Замглавы по благоустройству и строительству городских объектов Константин Болышев, курирующий также рынок пассажироперевозок, на прошлой неделе весьма озадачил местных предпринимателей, рекомендовав «скинуться» на разработку новой маршрутной сети.

— Болышев предложил заказать проект в Тюменском институте промышленных технологий и инжиниринга, который рассчитает у нас в Первоуральске пассажиропоток, — рассказывает индивидуальный предприниматель Александр Бронников. — Данные будут сводиться в определенные таблицы. Я так понял, что планируется сократить количество маршрутов в городе. То есть, сделать, как в Тюмени. Там было 96 маршрутов, а сделали 48, — в два раза меньше. Но Тюмень — город большой, дороги у них не такие, как у нас, и Тюмень уменьшила число маршрутов, изменив дорожную сеть.

— На разработку потребуется порядка 4 миллионов рублей, администрация сможет выделить 500 тысяч, недостающие средства предполагается собрать за счет заинтересованных лиц, то есть самих перевозчиков, — заявляет Константин Болышев.

В среду пассажироперевозчики должны были дать ответ — согласны ли они внести «добровольные пожертвования». Но уже в пятницу от такого предложения многие решили отказаться.

— Если мы оплачиваем сейчас, то какая гарантия, что мы будем потом работать? Никакой. Тогда зачем платить? Предыдущий мониторинг, который проводился администрацией, во многом сделан неверно, — считает предприниматель Татьяна Алёхина.

— Болышев нам сказал, что если какие-то гарантии нам пообещают, то антимонопольная комиссия поднимется, что это незаконно. А требовать деньги на мониторинг, который никому не нужен, это законно? Мы тут причем? — задается вопросами пассажироперевозчик Наталья Батарлыкова. — Нам не нужна новая разработка единой маршрутной сети. Она есть. Город не вырос, не расширился, ничего не изменилось. Новых развязок не появилось. Тогда они на это вывалили деньги, сейчас они снова предлагают вывалить деньги, предлагают нам опять участвовать в конкурсе, но мы в нем уже участвовали. На это были затрачены деньги. Я считаю, вестись на это не надо. Если у города нет денег, надо исходить из реальных условий сегодняшнего дня.

«Мы, конечно, сами дураки»

Наиля Ведерникова, обслуживающая маршруты №6 и №6 «У», напротив, уверена, что в соответствии с пожеланиями пассажиров какие-то маршруты можно дополнить, поэтому мониторинг и пересмотр нынешней маршрутной сети необходимы. Но тратить деньги предприниматель, работающая на рынке перевозок 10 лет, тоже не готова:

— Почему администрация решила, что мы должны эти деньги собрать, если им надо? У меня лицензия есть, я ее получала, чтобы оказать услугу по перевозке пассажиров. В мои обязанности никак не входит, чтобы я сдавала деньги на разработку маршрутов. Они проводят конкурс, им нужно это, так пускай разрабатывают и проводят конкурс. Буду ли я участвовать или не буду, а деньги отдай. Сейчас мы решили отказаться, потому что это незаконно.

— Отдавать разрабатывать единую маршрутную сеть Тю-менскому институту неправильно, — говорит Александр Бронников. У нас маршрутная сеть корректируется, прежде всего, предпринимателями, которые занялись пассажироперевозками. Предприниматель действует на свой страх и риск — получит он прибыль или не получит. То есть, он сам зарегистрировался и сам должен работать.

Наталья Батарлыкова свой пассажиропоток уже изучила — вплоть до того, что знает, где и когда забирать последних клиентов, в какое время отправлять ГАЗель в последний рейс.

— Вот у нас есть маршруты, у каждого свой, дайте нам спокойно работать. Пока город не растет, новые маршруты не нужны. Какие-то мелкие изменения могут вноситься, но на это у нас есть местная власть. Не надо для этого собирать вот этот сарай и не надо тратить бешеные деньги, — уверена предприниматель. — Небольшое изменение произошло, коснулось кого-то, порешали этот вопрос указом местной власти. Власть не погулять туда зашла. Вот власти местной, прежде всего, я считаю, надо советоваться с перевозчиками. Будем спокойно работать тогда, когда все договорятся. Мы, конечно, сами дураки, что не умеем договариваться, но нас надо заставить договариваться. Если мы не будем договариваться, вот так с нами и будут поступать, пинать нас будут туда-сюда.

«Работать вы там не будете»

Возможно, слова перевозчиков и будут услышаны. Недавно глава Максим Федоров решил разобраться с нерадивыми предпринимателями и в очередной раз показать, кто в городе хозяин:

— Поступает большое количество звонков по 5-му маршруту. Честно говоря, все это бе-зобразие уже начинает надоедать. Я дал поручение заместителю главы по благоустройству Константину Викторовичу разорвать, расторгнуть договоры с теми перевозчиками, которые обслуживают 5-й маршрут и в срочном порядке провести там новый конкурс на обслуживание этого маршрута. Надоело, когда люди жалуются, что не могут уехать с работы, потому что приезжают ГАЗели и набиваются туда, как селедки в бочку. В принципе, очень хороший поселок, гордость Первоуральска, маленький уголок такого социализма, где все нормально работает и функционирует. И мы себя «прославляем» безобразным движением этого маршрута. Перевозчикам я просто хочу сказать, я уже преду-преждал неоднократно по этому маршруту: не исполняете условий договора — до свидания! Работать вы там не будете.

Правда, грозные заявления мэра вызвали негодование у предпринимателей. Как можно провести конкурс по отдельно взятому маршруту, предположить сложно. На сегодняшний день чиновники не в состоянии-то найти средства, чтобы разработать новую маршрутную сеть, хотя об этом — считают пассажироперевозчики — надо было думать заранее, а не сейчас: за месяц до истечения срока действия положений, утвержденных конкурсом трехлетней давности.

На разработку новой маршрутной сети понадобится 4 млн рублей. Из них 500 тысяч готова выделить администрация. 3,5 млн чиновники просят у пассажироперевозчиков

«Два зайца сразу»

По словам Александра Бронникова, на совещании у Константина Болышева только один, поддерживаемый чиновниками, пассажироперевозчик согласился выделить деньги на разработку единой маршрутной сети — ООО «Транс-Сфер». Это предприятие, которое не участвовало в конкурсе 2007 года, но заключило договор с администрацией. Причем, по документам, руководство этой компании имеет право на обслуживание населения до момента проведения нового конкурса. Уже в понедельник генеральный директор «Транс-Сфера» Валерий Андриященко заявил, что его предприятие также отказывается от предложения, озвученного Болышевым:

— В принципе, финансово мы готовы проплатить. Но гарантий никаких нет по поводу того, что в перспективе конкурс выиграем. По большому счету, финансовое подразделение города Первоуральска могло бы выделить ту сумму, которая сейчас озвучена. С техзаданием мы ознакомились, прочитали его. В принципе, грамотная и нужная вещь. Мониторинг подразумевает расчет, насколько я понял, до 2020 года, то есть, с условием развития города, того же генплана и все остальное. То есть, что для перевозчиков, что для администрации — это все очень интересно. В перспективе еще планируются дотации на социально значимые маршруты, поэтому здесь убивается, так скажем, два зайца сразу.

По мнению Валерия Андрия-щенко, тех маршрутов, которые есть на сегодняшний день в единой сети, вполне достаточно, однако она утратила свою значимость и силу, потому как данные, ставшие ее основой, собирались со слов предпринимателей, при этом они либо завышались, либо занижались.    

«Начнется коллапс»

— С 30 ноября на любом маршруте сможет ездить любой перевозчик, имеющий соответствующую лицензию, — говорит Александр Бронников.

Его опасения разделяют и другие предприниматели. Валерий Андриященко боится прогнозировать дальнейшее развитие событий. По его информации, есть заинтересованные граждане, готовые уйти с екатеринбургского рынка перевозок (их оттуда вытесняют) и работать в Первоуральске.

— Они хотят пригнать сюда больше 10 единиц транспорта. В принципе, сказать «нет» им никто по большому счету не сможет. Рычагов нет, ничего нет. Надеемся, что со стороны администрации либо будут пролонгированы договоры, либо это как-то будет оговорено соглашениями. Надо найти юридическую сторону. Чтобы хотя бы на том уровне, который сейчас, все осталось. Иначе начнется коллапс, — предостерегает Андриященко.

По словам Натальи Батарлы-ковой, письма с просьбой пролонгировать действующий договор и Максиму Федорову, и Константину Болышеву уже отправлены, но, похоже, на уступки чиновники идти не собираются.

— Пролонгировать договор? На какой срок? На 3 года однозначно нельзя, — рассказывает Болышев. — Маршрутная сеть не соответствует современным требованиям. Необходимо проводить конкурс. Когда? Как только появится предмет конкурса. То есть, когда появится единая маршрутная сеть.

— Они сказали, почитайте внимательнее договор трехлетней давности — нельзя пролонгировать. Так внесите пункт, — недоумевает Наталья Батарлыкова.

По некоторой данным, в планах администрации — провести конкурс в феврале 2011 года, только как пройдет соответствующая процедура, если денег не будет, и как до этого времени будут работать перевозчики, остается загадкой.

«Я складываться не собираюсь»

Александр Бронников, предприниматель:

— Тюменский институт предложил свои услуги за 4 миллиона рублей. 500 тысяч выделяет городская администрация, остальные деньги хотят разделить, чтобы пассажироперевозчики вложились в эту тему и заказали данный проект. Это неправильно со стороны администрации. Если у нас 18 пассажироперевозчиков, то каждому надо выделить по 200 тысяч рублей. Я складываться не собираюсь. Это, получается, добровольные пожертвования. Если ты вложишь эти деньги, можешь не получить от этого никакой прибыли. Вложил, отдал и все. Возвращать деньги никто не собирается. Хотя обязанность по разработке единой маршрутной сети лежит полностью на администрации, она это все должна делать.

«Проблема в администрации»

Наталья Батарлыкова, предприниматель:

— Нас 14 перевозчиков, мы и так худо-бедно между собой разберемся. А сейчас мы не успели голову поднять от тех проблем, от тех забот, на нас сейчас новые скидывают. И давят, и давят, и давят. Нигде по стране вот такой ерунды не происходит. У нас не те мозги? Почему нельзя это спокойно сделать? Значит, кому-то это надо. Кому-то хочется войны и всплеска эмоций? Проблема не в мониторинге и не в нас, проблема в администрации, так, может, там поменять прокладки между столом и креслом кому-то? В России больше нигде таких конкурсов не проводится. Первоуральск выпендрился. Над нами просто посмеялись и все. И потрачены лишние бюджетные деньги. Некуда девать?

«Мы не благотворительная организация»

Валерий Андриященко, генеральный директор

ООО «Транс-Сфер»:

— Сейчас те маршруты, которые есть в сети, их достаточно. То есть, мониторинг нужен новый. У перевозчиков с учетом кризиса, с учетом некоторых моментов, не такие доходы, чтобы такими суммами оперировать. Мы же, скажем, не благотворительная организация такая. Не до такой степени благотворительная, чтобы найти деньги и проплатить. Мы не готовы дать денег городу.