«Для нас выставиться в Уфе — большая честь», — с гордостью говорит Вера Тумакова, директор первоуральской художественной школы. Возможность показать свои работы в другой области появилась у преподавателя Ольги Маглиевой. Она работает здесь второй год: учит детей живописи, рисунку, композиции. По программе батик они изучают только на втором курсе — эта техника сложная, требует базовых знаний, определенных умений. Процесс создания работы в этой технике не прост: это и большая подготовительная работа, тщательный подбор цвета, поиск композиции, продумывание границ контура — они должны быть замкнутыми, чтобы краска не растекалась… Сама Ольга знает все эти тонкости от и до — смотря на любую работу в технике батика, определяет, каким образом она была создана, тогда как ее работы вызывают интерес и восхищенное недоумение даже у опытных критиков: «А как это сделано?».
Потомственный художник
Ольга Маглиева родилась в семье художников: ее родители познакомились, вместе учись в Нижнетагильской социально-педагогической академии, которую Ольга впоследствии тоже окончила. Рисовала с детства: в творческой семье, кажется, даже воздух был пропитан вдохновением. Рисовала карандашом и гуашью — всем подряд — и где угодно: на стенах (родители разрешали — специально натягивали на обои бумагу для рисования), в тетрадях у сестры (она, кстати, тоже художник). Однако в семье Маглиевых на одаренных детей не давили: выбор будущей профессии целиком лежал на самих девочках. Ольге помимо рисования нравились иностранные языки. Некоторое время решала, кем стать: переводчиком или художником. Выбор со временем пал на «семейное» дело. Когда Ольга училась на первом курсе художественно-графического факультета, ее сестра предложила ей попробовать поработать в батике: натянули ткань, впервые расписали кистью шелк… И тогда младшая Маглиева поняла, что это то, чем она хочет заниматься ближайшие несколько лет.
— Поначалу это были скорее коммерческие работы: расписывала на заказ платочки, блузки, юбки, шарфики — все, что касалось одежды, — вспоминает Ольга. — Таких работ в свое время продала немереное количество. И, видимо, мои работы разошлись и за пределы нашего города. Однажды случай был: иду по Екатеринбургу, а мне на встречу — мой батик! Не знаю, откуда у той девушки был шарфик, мною расписанный, может быть, подарил кто-то, я ведь в Екатеринбурге бываю редко. Муж потом сказал — он тоже художник — что мне пора уже посерьезнее работы делать. Картины писать. Я решила попробовать, и теперь работаю только с большими форматами — маленькие «холсты» мне кажутся уже тесноватыми, негде там разгуляться. А тут уж сделать работу, так сделать: самая большая у меня — площадью 140 на 110 сантиметров.
Сказки о русалках и правда о Древней Руси
В технике батика Ольга Маглиева рисует на разные темы: нравится изображать природу, цветы, морские мотивы — рыбки, русалки, сказки… У раковины, например, совершенные, по мнению Ольги, формы: ее можно рисовать хоть сколько — и каждый раз она будет получаться по-новому. Есть символические работы — в них кроются переданные художником ощущения, мысли, размышления. Также Ольга рисует людей — хотя в батике это редкость. Ведь для того, чтобы нанести на ткань силуэт человеческого тела, нужно быть предельно осторожным и умелым батистом — лишней детали, ненужного контура уже будет не убрать. В дальнейшем художница планирует расширить тематику своих работ.
— Я сейчас читаю очень интересную книгу Светланы Левашовой — «Откровение», — рассказывает Ольга Маглиева, — Ее работа произвела на меня сильное впечатление. Светлана вместе с мужем занимается историей Руси — настоящей, не переписанной. Они такие факты открывают… Хочу когда-нибудь сделать серию работ на эту тему.
Несмотря на то, что создание картины в батике — процесс трудоемкий, Ольга признается, что она совсем не устает, рисуя по ткани. Наоборот, пребывает на особом энергетическом подъеме. Так как дома рисовать неудобно и практически нереально, Маглиева, как и многие художники, творит вне стен своей квартиры: в художественной школе для ее увлечения есть все условия — даже плитка для того, чтобы топить воск. Ольга с радостью ждет каникул в школе — потому что появится время делать новые работы. Эскизов множество, некоторые ждут своего воплощения на ткани уже давно.
— Я все свои работы люблю, ведь каждая из них — это моя маленькая жизнь, — признается Ольга. — Сложно представить, что мне с ними придется расстаться. Стараюсь об этом не думаю: как от сердца отрывать буду? Пока я не спешу с этим, хотя предложения были. Мне сложно продавать свои работы. Может быть когда-нибудь и продам, но пока мне еще выставлять их нужно.
Картины на ткани Ольги Маглиевой видели в Первоуральске, Перми, Уфе. Яркие полотна Ольги хорошо сочетаются со скульптурными формами: супруги Маглиевы выставляются вместе. Говорят, в книге отзывов потом очень много теплых слов написано — с благодарностью от восхищенных зрителей. Среди них и те, кто знает толк в художественном ремесле: члены союза художников в Уфе признались, что были приятно поражены работами Ольги: ведь техника работы у нее своя, с секретами и находками.
А как это сделано?
— Раньше батик был только горячий: заливали контуры воском, и по очереди лоскут ткани обмакивали в емкости с различными красками. Обычно три цвета получалось. Затем воск вываривали в большом чане, — рассказывает Ольга. — Холодный батик — это уже современный способ. Контуры обводятся уже специальной краской, фон заполняется специальной краской по ткани. Я пользуюсь смешанной техникой: границы заливаю воском, смешанным с парафином. Натирать ткань акрилом придумала сама. У меня есть свои секреты работы. От них работа смотрится необычно, поэтому и не совсем понятно, как она сделана. Воск я убираю при помощи утюга — проглаживаю через газету.
Сейчас у Ольги Маглиевой около десятка больших работ в технике батика. Эти работы, как и новые творения Ольги, можно будет увидеть в нашем городе, Екатеринбурге, и еще раз в Перми. И, возможно, в Уфе, но Маглиева не загадывает. Хотя предложение принять участие в еще одной выставке от Союза художников уже поступило — а это многое значит. Просто так ведь не позовут, приглашение еще заслужить нужно.
Комментарий
Ольга Маглиева, батист:
— Лучше всего для росписи подходит натуральный шелк, но он очень дорогой. Можно работать по крепу, на хлопчатобумажной ткани, рисовать по бязи. На шелке, конечно, другое звучание: краски ярче, переходы мягче, смотрится богаче. Подходящую ткань ищу у нас в городе, в Екатеринбурге. Прихожу в магазин с пипеткой, полной воды: если капля растеклась по ткани, ее можно брать для работы.