Почем нынче бренды?

Константин Дрыгин, предприниматель, депутат первоуральской Думы

Константин Дрыгин, предприниматель, депутат первоуральской Думы:

— На мартовском заседании городской Думы на обсуждение депутатов был вынесен вопрос о приобретении дорогостоящей холодильной установки для стадиона «Уральский трубник», реконструкция которого включена в областную строительную программу. Может быть, не все знают, но главным условием участия в программе любого уровня — хоть областного, хоть федерального — является муниципальное софинансирование. На первом этапе реконструкции стадиона город вложил 31 миллион рублей бюджетных средств. На втором этапе софинансирование должно быть выдержано в пропорции: 30% — Первоуральск, 70% — областной бюджет, что в денежном выражении соответственно составит: 39 миллионов и 91 миллион рублей. То есть область готова вложиться, если присутствует «встречный шаг» со стороны муниципальных властей. Иждивенчества здесь никто не потерпит!

На первый взгляд, казалось бы, отличный проект! Современный стадион для развития спорта в городе — условие не просто необходимое, а первостатейное! К тому же, региональная поддержка имеется. Перспективы, опять же, заоблачные открываются на предмет проведения в «родных пенатах» разного уровня чемпионатов и спартакиад, хотя наличие искусственного льда — еще не самое главное для этого условие, нужны гостиницы, рестораны, дороги и прочая инфраструктура. Одним словом, «Уральский трубник» — forever, у народных избранников — всеобщая эйфория и т.д. и т.п.

Не стану возражать против того, что «Уральский трубник» является для Первоуральска устойчивым брэндом. Трубник — главная профессия бывшего градообразующего предприятия (Первоуральск — не моногород, и, увы, сегодня ПНТЗ уже не главный здесь завод, как во времена легендарного «красного» директора Федора Александровича Данилова). У нас есть улица Трубников, которую, искренне надеюсь, никто никогда не будет переименовывать. У нас еще сохранилась заводская многотиражка «Уральский трубник» (правда, в настоящее время — корпоративное издание Группы ЧТПЗ). У нас есть стадион «Уральский трубник», в настоящий момент находящийся в стадии реконструкции. И у нас есть, наконец, хоккейная команда «Уральский трубник», за которую лично болел Федор Александрович Данилов, которая была предметом его «великодержавной» гордости, и, естественно, стопроцентно находилась на содержании завода. Даже один из депутатов действующей городской Думы Евгений Модестович Злоказов был когда-то центральным нападающим этой команды.

Только новым хозяевам завода хоккейная команда стала не нужна и тяжелое, аж в целых 15 миллионов рублей, бремя по содержанию ХК «Уральский трубник», замечу, в нелегкий кризисный год легло на хилые плечи муниципального бюджета.

Но прежде чем взвалить на город это непосильное бремя, ПНТЗ отказался от еще одного исторического брэнда — перестал содержать стадион «Уральский трубник», также спихнув его на городской бюджет. Как видите, сегодня легко расстаются с брэндами.

Скинув стадион с заводского баланса, ПНТЗ еще какое-то время продолжал тянуть хоккейную команду, но при этом ничего не платил городу за аренду льда, раздевалок, за освещение во время тренировок и матчей.

Далее новые владельцы предприятия — Группа ЧТПЗ — сбрасывает с баланса еще одну гордость легендарного директора Федора Александровича — Ледовый дворец, продолжая при этом бесплатно эксплуатировать лед в самое удобное для команды «Уральский трубник» время. Ну, а потом новые хозяева «сбросили с плеч» и саму команду.

Но здесь считаю себя обязанным напомнить всем, что ПНТЗ сохранил за собой один из важнейших социальных объектов Первоуральска — Дворец водных видов спорта. Надеюсь, что и в дальнейшем его не постигнет участь Ледового дворца.

По моим подсчетам, после ввода в эксплуатацию холодильной установки на стадионе «Уральский трубник» дополнительная нагрузка на муниципальный бюджет составит еще 10 млн. рублей. А всего в купе, по моим оценкам, нам, первоуральским налогоплательщикам, бывший «новотрубновский» брэнд — «Уральский трубник» — обойдется около 30 миллионов рублей.

Безусловно, муниципальные власти должны поддерживать и всячески популяризировать спорт на своей территории. И, на мой взгляд, здесь есть два пути:

1). Создать все необходимые условия для занятий спортом детям, подросткам и молодежи. Но если мы живем в Первоуральске, городе с развитыми хоккейными традициями, то это еще не значит, что все подрастающее поколение должно играть в хоккей с мячом. Тут, уж извините, у кого к чему душа лежит.

2). Целенаправленно вырастить одного чемпиона-суперпрофессионала в своем виде спорта и создавать ему «теплично-оранжерейные условия», напрочь забыв про всех остальных.

По какому же пути пошла администрация Первоуральска? На мой взгляд, по второму. И причина тому — недальновидность отдельных чиновников и некоторых моих коллег-депутатов.

А теперь предлагаю поговорить о преимуществах первого пути развития.

Строя лыжные трассы, беговые дорожки, теннисные корты, легкоатлетические залы и другие объекты спортивной инфраструктуры, мы тем самым создаем условия для занятий детским, подростковым, юношеским спортом. Выделяя средства для выездов на спортивные сборы, для участия первоуральских команд в различного рода соревнованиях, спартакиадах, мы воспитываем в детях, подростках желание побеждать и добиваться успехов на самом высоком уровне, гордиться этими успехами и держать равнение на лучших.

А когда львиная доля городского спортивного бюджета тратится на единственную хоккейную команду, что остается делать всем остальным? Или заниматься этим же, кстати сказать, не олимпийским видом спорта, но уже за собственные деньги. А тем, кто мечтает об олимпийских достижениях в других видах спорта, — уезжать тренироваться в другие города.

Разумеется, я не против строительства стадиона, я как раз, наоборот, «за». Но при условии, что городской бюджет должен взять на себя строительство и реконструкцию всей спортивной инфраструктуры и содержание детского, любительского спорта.

А содержание же профессиональной хоккейной команды, которая на протяжении долгих лет являлась социальным проектом конкретного предприятия, должно лечь на плечи тех, кого эта команда рекламирует. И если бы, например, московский бюджет мог позволить себе содержать столичную футбольную команду, то она называлась бы не иначе как «Футбольный клуб Москва». Кстати, такого клуба больше не существует. Дороговато, наверное.