На Первоуральской ТЭЦ отрабатывались действия по ликвидации аварии

Впервые в учениях для спасения людей и оборудования в условиях ЧС привлекли пожарный поезд станции Кузино

Пожарный поезд со станции Кузино прибыл на место "аварии" спустя два часа
Пожарный поезд со станции Кузино прибыл на место «аварии» спустя два часа

Впервые в учениях для спасения людей и оборудования в условиях ЧС привлекли пожарный поезд станции Кузино. А потому журналистам пообещали зрелищную акцию: общая тревога, взрывопожароопасные объекты, оперативные действия пожарных в соответствующем камуфляже, дым, сигналы, разворачивание оборудования вагонов пожарного поезда и т.п.

Но экшена так и не произошло. Общую тревогу мы, судя по всему, пропустили, потому что когда к журналистам вышли сотрудники ТЭЦ в касках и с противогазами на плечах, то выяснилось: аварийную ситуацию обнаружил персонал цеха мазутного хозяйства, и уже даже прошло заседание комиссии по ЧС и промышленной безопасности.

— Персонал уже отработал свою часть, — объявил зам главного инженера ТЭЦ по эксплуатации Александр Возжаев. — Сейчас идет дальнейшее развитие ситуации. Должны прибыть силы 10го пожарного отряда, то есть 47ая пожарная часть. Но они участия в ликвидации аварии принимать не будут, так как все завязано на  пожарный поезд станции Кузино. В 11.31 мы отправили вызов. С момента получения его они должны прибыть на место в течение часа. Норматив — 40 минут.

И все мы стали ждать. В это время Александр Возжаев более подробно обрисовал тактический замысел: при осаждении вагонов на железнодорожных путях первоуральской ТЭЦ перед сливной эстакадой центрального мазутного хозяйства произошла разгерметизация сварного шва котла цистерны с мазутом. Нам было предложено представить все последствия этого: утечка мазута, опасность его возгорание, остановка ТЭЦ — единственного источника тепла в Первоуральске.

— Ситуация ожидаемая, — отметил Александр Сергеевич. — Но с пожарным поездом мы проводим учения впервые.

В это время к «аварийной» цистерне подъехали две машины 47ой пожарной части. В разрез нашим ожиданиям, что вот сейчас начнется действо, ситуация не изменилась.

— Учения с 10ым пожарным отрядом у нас обязательно проводятся раз в год и намечены на май, — пояснил журналистам технический директор ТЭЦ Сергей Ивонин. — А вот как работает пожарный поезд, — мы не знаем, хотя договор три года как заключен, и оплату мы ведем. Самое главное сейчас проверить, уложится ли поезд в норматив прибытия, чтобы приступить к ликвидации аварии.

40 минут прошли, но поезда все не было…

— Вообще таких аварийных ситуаций, какую мы разыгрываем сегодня, на ТЭЦ не было, — заполнял время ожидания Сергей Ивонин. — У нас хорошая система обнаружения, контроля и пожаротушения. Договор с пожарным поездом — мера обязательная, поскольку предприятие входит в группу повышенной террористической опасности. Даже губернатор Мишарин, как бывший железнодорожник, поставил работу этих поездов на контроль.

Пожарный поезд прибыл в 13.37, то есть спустя более чем два часа после решения комиссии по ЧС его вызвать и отправки сигнала на железнодорожную станцию Первоуральска.

— В два раза превышен норматив, грустно это, — произнес Сергей Ивонин.

— За это время весь мазут выльется, и все сгорит, — добавил один из рабочих.

Надо отметить, что после прибытия бригада пожарного поезда сработала оперативно. Сначала была подана водяная завеса, на пробоину в цистерне был наложен специальный магнитный пластырь, после чего приступили к пенотушению.

После локализации «аварии» персонал ТЭЦ пригласили совершить экскурсию по поезду. Пять ярко-красных вагонов, казалось, для этого и приехали: чистые, недавно покрашенные, — с трудом верилось, что они бывают в горячих точках.

— Это аварийно-спасательно формирование, — прокомментировал старший инспектор по пожарному надзору Свердловского региона Михаил Буторин. — Мы не только тушим пожары, но и ликвидируем аварии, устраняем утечку железнодорожных цистерн. По прошлому году поезда Екатеринбургского отряда выезжали более 30 раз на тушение лесных и торфяных пожаров. Кузинский поезд в 2010 году выезжал на реальную ликвидацию аварий два раза.

По словам Михаила Буторина, с места дислокации пожарный поезд был снят в начале первого. Почему сигнал вызова шел так долго, — для журналистов осталось загадкой. А вот почему не уложились в норматив прибытия, нам пояснили.

— Это не автомобиль, который едет по дорогам. Все зависит от поездного диспетчера, потому что движение поездов завязывается в графики. И вклиниться в него  не столь просто.

Как правило, пожарным поездам дают зеленый свет. Но в этот раз, по словам работников поезда, слышались такие слова: «У вас, говорят, все равно только тренировка»

— Поезд оснащен всем необходимым оборудованием. Используются новейшие стволы подачи воды и пены. Две цистерны по 60 тонн воды. И 5 тонн пенообразователя. Есть магнитные пластыря и сорбирующие вещества для нейтрализации опасных веществ.

Михаил Буторин, старший инспектор по пожарному надзору Свердловского региона

— Эффективность тушения мы увидели. Но меня смущает только одно — время прибытия. В 11.31 мы сообщили на железную дорогу об аварии, и в 11.35 поезд был снят. Это все зафиксировано. Будем собираться и решать.

Сергей Ивонин, технический директор ТЭЦ

 

О том, какие выводы будут сделаны по результатам учений, читайте в «Городских вестях» 21 апреля.