Первоуральск наводнят «мерзавчики»?

Побежденный «фунфырик» берет реванш под флагом хозтоваров

Несколько лет назад эту беду как бы победили — сначала в аптеках настойки боярышника, перцовые и прочие спиртовые растворы стали продавать по штуке в руки, потом власти велели разливать это дело в более мелкую, по 25 мл, тару.

И вот зеленый змий пошел в контратаку: на пузырьках слово «настойка» заменено на «тоник», и вместо аптек алкаши теперь ходят в обычные магазины. И никому дела нет — перцовый тоник в список алкогольных напитков не входит, а потому и борьба с ним не предусмотрена. Поэтому «фунфырики» продаются без всяких ограничений и по бросовой цене — 18 рублей. Может так случиться, что в скором времени пойло потечет тоннами, пока пустыми «фунфыриками» снова не будут усыпаны все скверы и дворы.

 

Гляжу: фунфырики!

Тревогу забили сами жители города. В конце мая в редакцию буквально прибежала взволнованная пара, обескураженная увиденным на прилавке магазина №40 «Продукты» по ул. Советская, 20 «б»:

— Раньше такого товара на прилавках не было, — негодовал мужчина, который представился Олегом. — Я говорю жене: смотри фунфыриками в открытую торгуют! Решили сфотографировать. Рядом — супы быстрого приготовления. Ну, ладно настойка «Наполеон Бонапарт», супруга мне объяснила, что это для тортов. Но тоник с экстрактом красного перца! Это излюбленное пойло алкоголиков!

«Городские вести» в прошлом номере опубликовали фотографию «мерзавчиков». Через несколько дней после выхода газеты, тоник с экстрактом красного перца с прилавка исчез.

— Мы продавали тоник только один раз и больше этот товар не продаем, — заверила старший продавец магазина №40 Ольга Васильевна.

Справедливость восторжествовала? Как бы не так. Оказывается, в универсаме «Самобранка» на ул. Ленина, 154 (владелец ООО «Самобранка», которому и принадлежит магазин №40 «Продукты» на Советской, 20 «б») торговля «мерзавчиками» идет полным ходом.

 

Косметическое средство

В универсаме «Самобранка» на тоник смотрят по­другому:

— Это для волос. Для втирания в кожу головы, — говорит заместитель директора универсама Светлана Сафронова. — Стоит у нас на полке рядом с шампунями, с другими хозтоварами. На товар есть сертификат соответствия, он в отделе, каждый покупатель его может посмотреть: «Тоник с экстрактом красного перца. Изделие косметическое жидкое для ухода за волосами».

«Фунфырики» по 100 мл. В Интернете предлагают их оптом, минимальная партия — 250 штук. Неужели в Первоуральске столько желающих втирать в кожу тоник с экстрактом красного перца? А может, расчет у продавцов на покупательную способность алкоголиков?

Только за период с 1 января по 31 мая этого года в Первоуральске зарегистрировано 30 отравлений некачественной алкогольной продукцией, из них с летальным исходом — 16. За аналогичный период прошлого года алкоголем и его суррогатами отравилось 42 человека, из них умерло 23. Это данные эпидмониторинга острых отравлений в быту среди первоуральцев. Мониторинг проводился силами лечебно­профилактических учреждений и Роспотребнадзора.

— Суррогатный алкоголь приводит к тяжелейшему воспалительному заболеванию печени — острому токсическому гепатиту, — говорит главный специалист­эксперт первоуральского отдела Роспотребнадзора Наталья Дьяконошвили. — Клиническая картина развивается быстро: характерны желтушное окрашивание кожи и слизистых оболочек. К этой картине присоединяются симптомы общей интоксикации, поражения других органов — сердца, почек, головного мозга. Часто острый гепатит переходит в хронический, а затем и в цирроз печени. При тяжелом течении развивается дистрофия печени с острой клинической печеночной и почечной недостаточностью, что приводит к гибели больного.

 

Дело спасение жителей…

Первая мысль: куда смотрит полиция?

— С 31 марта 2010 года полномочия по составлению административных  протоколов, связанных с нарушениями правил продажи отдельных видов товаров, касающихся розничной продажи продуктов питания, парфюмерной и косметической продукции  лежат на специалистах Роспотребнадзора, — говорит начальник отдела по борьбе с преступлениями в сфере потребительского рынка Евгений Игушкин. — Сотрудники органов внутренних дел на постоянной основе проводят мероприятии по выявлению фактов нарушений правил продажи алкогольной  и спиртосодержащей продукции,  в том числе парфюмерной, но материалы проверок по нарушениям, входящим в компетенцию Роспотребьнадзора для принятия решения направляются именно в этот орган. Таким образом, мы со своей стороны можем данные нарушения  выявить, задокументировать и направить для принятия решения в Роспотребнадзор.

 

А что городская админи­страция?

— Сами мы проверки не проводим, — говорит ведущий специалист отдела торговли Администрации Тамара Шакирова. — Можем только рекомендовать. Раньше проверяли частный бизнес, а сейчас этой возможности нас законодательно лишили. Этим занимается Роспотребнадзор.

— По закону допускается продавать непродовольственную продукцию в организациях, которые продают продукты питания, — говорит специалист­эксперт первоуральского отдела Роспотребнадзора Татьяна Шулешова. — Однако, при этом должны соблюдаться все обязательные требования законодательства РФ, регулирующего данную сферу деятельности: санитарные правила и нормы, нормы законодательства о защите прав потребителей, в частности, правила товарного соседства, требования к оформлению ценников, наличию необходимых сопроводительных документов. Соблюдения  требований невозможно оценить без соответствующей проверки, которую органы Роспотребнадзора могут провести, в том числе, по письменному обращению потребителя, чьи права нарушены. Письменное обращение должно содержать сведения о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, который осуществляет реализацию данной продукции. Поскольку речь идет о спиртосодержащих парфюмерно­косметических средствах, административным законодательством предусмотрены специальные, достаточно жесткие меры ответственности в случае несоблюдения правил их продажи, в том числе, конфискация спиртосодержащей продукции по решению суда.

 

Мы — первые!

Как раз факт нарушения правил «товарного соседства» в магазине №40, где «мерзавчики» стояли с квасным суслом и супами быстрого приготовления, в ООО «Самобранка» признают. Во всем остальном…

— Мы продавали и будем продавать данную продукцию, — говорит директор универсама «Самобранка» на ул. Ленина, 154 Елена Васильева. — Это не лекарственное, а косметическое средство. Мы проводили экспертизу, нас проверяла прокуратура. Продаем в нашей сети. Легально, со всеми документами. В скором времени тоник с экстрактом красного перца будут продавать во многих городских сетях. Просто мы первые заключили договор.

 

На «горячую линию» жалуются охотнее

Наталья Дьяконошвили, главный специалист­эксперт первоуральского отделения Роспотребнадзора:

— Письменных заявлений с жалобами на реализацию хозяйствующими субъектами некачественного алкоголя ежегодно поступает незначительное количество, например, за прошлый год к нам от потребителей поступило пять письменных обращений. Охотнее граждане и хозяйствующие субъекты  Первоуральска обращаются к нам на «горячую линию». Вопросы различные. Какие сопроводительные документы, подтверждающие качество и безопасность алкогольной продукции, может потребовать потребитель у продавца? О необходимости лицензирования розничной продажи алкогольной продукции? Какая информация должна быть нанесена продавцом на ценник, оформленный на реализуемый алкоголь? Куда обращаться в случае нарушения правил продажи алкогольной продукции несовершеннолетним?

 

Каждые десять дней от отравления суррогатным алкоголем умирает один житель Первоуральска

Органы Роспотребнадзора могут провести проверку по письменному обращению потребителя, чьи права нарушены. В письме необходимо указать юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, который реализует продукцию.

Телефон «горячей линии» Роспотребнадзора — 24-­46-­17.