Новый руководитель СТК считает, что сворованные деньги — это проблема жителей и власти

Илья Николаевич Моклоков родился в 1979 году. Окончил современный гуманитарный институт (Москва) по специальности «Юриспруденция». До настоящего времени занимал должность руководителя ОАО «Нижегородские коммунальные системы».

В начале июля в руководстве СТК произошли изменения: вместо Сергея Ефимова на должность заместителя директора по продажам тепловой энергии филиала ОАО «ТГК-9» «Свердловский» — исполнительный директор ООО «Свердловская теплоснабжающая компания» был назначен Илья Моклоков. «Городские вести» первыми из первоуральских СМИ познакомились с человеком, призванным решать проблемы с теплом в нашем городе.

 — Илья Николаевич, ситуация в Первоуральске не из легких. Как вы ее оцениваете, с кем из представителей города, имеющим отношение к нашим проблемам со снабжением теплом и неплатежами, вы уже встретились?

— Сам факт, что из восьми городов Свердловской области, которые обслуживает СТК, в Первоуральске я уже был — это уже показатель. Мы встречались с руководителями Администрации и главой города. Буквально только до вас я встречался с руководителем компании ПЖК Сергеем Куртюковым. Первоуральск, как мне и рассказывали, это проблемная территория. При этом некоторые проблем характерны исключительно для Первоуральска.

— Что вы имеете в виду?

— Во-первых, у вас там власть сменилась — положительный или отрицательный это фактор, я не знаю, и комментировать не готов. Во-вторых, отношения с управляющими компаниями. Специфика вашего города такова, что их много — 18. Как правило, в городах области, даже в Екатеринбурге, есть район — есть одна управляющая компания. А в Первоуральске три компании, в управлении которых находится 80% жилфонда. В-третьих, большая разбалансировка города. Получается, те дома, которые ближе к станции, там, как я предполагаю, зимой «перетоп» — +29-30 градусов в квартирах, те, которые дальше от станции — «недотоп»: люди мерзнут, жалуются. Это называется разбалансированные системы, нужно просто правильно посчитать гидравлику, правильно выставить шайбы, и тогда произойдет декомпенсация. Из технической части — это одна из самых первых задач. Потребитель страдать не должен.

— У руководителей наших УК сложились непростые отношения с руководством СТК.

— Это больше похоже на какие-то личные отношения. Я считаю, это неправильно. Сейчас мы постепенно найдем общий язык с управляющими компаниями, я все-таки очень надеюсь на это. Мне показалось, что администрация города сегодня готова помогать в разрешении проблемы. Со своей стороны мы готовы сделать все, чтобы эту ситуацию как-то «разрулить».

— Как вы видите это «разруливание»?

— Нужно уходить от отношений, когда управляющая компания управляет тепловыми деньгами. Мне это знакомо, потому что в городе Дзержинске, из которого я приехал в Свердловскую область, на прямые расчеты мы перешли в 2006 году. Когда я пришел туда, там было все тоже самое — у меня реально дежавю. Когда мы ушли на прямые расчеты, каждый стал получать свое — вся эта история прекратилась. И, самое главное, всем сразу же захотелось заниматься техническими вопросами. Сейчас все занимаются политикой и финансами, хотя проблема лежит в плоскости состояния сетей, гидравлики, наладки… Понятно, что нельзя без денег эти вопросы решать, но вообще-то потребителям все наши взаимоотношения — без разницы: разбирайтесь между собой, мне тепло дайте.

— В начале лета СТК уже предприняла неудачную попытку перейти на прямые расчеты.

— Вообще правильных схем две. Сегодня мы эту тему проговорили и с руководителем ПЖК и Администрацией. Либо проводить общие собрания и уходить на непосредственное управление, тогда не нужен никакой договор энергоснабжения — СТК становится исполнителем коммунальной услуги, и спокойно выставляет счета напрямую. Либо, если УК согласна на прямые расчеты, то мы просто в договоре энергоснабжения меняем схему оплаты. Мы также отгружаем тепло, исполнителем услуги также остается управляющая компания, но в договорную конструкцию встает расчетный центр. Управляющая компания говорит, что отношения по поставкам тепла остаются между СТК и исполнителем, а финансовые отношения переходят на расчетный центр, который собирает деньги с жителей и напрямую перечисляет их СТК. Эта конструкция тоже правильная и тоже применяется в некоторых городах. На какую конструкцию мы выйдем в ходе переговоров — мне все равно.

— Илья Николаевич, перевод на прямые расчеты коснется пока только трех УК, которые имеют самую большую задолженность перед СТК. Но в настоящее время они активно переводят свой жилфонд во вновь созданные компании. Не может ли получиться так, что все усилия с переводом на прямые платежи будут тщетны?

— Тут развитие событий может пойти по нескольким сценариям. Первый — если администрация города действительно захочет, то она может организовать собрания — такие полномочия у нее есть — и просто всех перевести на непосредственное управление. В этой ситуации позиция УК уже неважна, они становятся просто обслуживающей организацией. Но это длинная история — это собрания, выступления, не все согласятся… Если же УК скажет, что не хочет переходить на прямые расчеты, там сценарий может развиваться так — мы просто начнем банкротить эту компанию, потому что других способов взыскания денег не вижу. Банкротство — это крайняя мера, не очень хорошая для нас, но мы на нее пойдем.

— Сколько вы им времени даете?

— На начало сезона эту ситуацию надо разрулить. Я так понимаю, что денег у них нет. Что касается перевода жилфонда в другие компании. Перевести в другую компанию активы — столы, стулья, — это они могут, но перевести договоры управления можно тоже только через общие собрания собственников.

— Вот чем они сейчас и занимаются…

— Здесь должна принять участие Администрация, у которой есть примерно 25-процентный пакет муниципальной доли. Не уведомить Администрацию о проведении собрания — это значит, провести незаконное собрание. Времена, когда создавали управляющие компании, насобирали денег и потом сваливали, прошли. Сейчас уже законодательство определилось в отношении таких УК. Знаю точно, что готовится закон об акционерных обществах, об ООО, где будут более жесткие требования к юридическому лицу. Его невозможно будет создать за 10 тысяч рублей, как сейчас. Если не ошибаюсь, минимальный уставный фонд будет 500 тысяч рублей. Это уже какой-то финансовый риск.

— Какая задача поставлена перед вами?

— В течение 3-5 лет отстроить правильно ситуацию по всем городам нашего присутствия. Это отстроенные отношения с потребителем: там, где это возможно, управляющая компания, там, где УК не готова брать на себя эти риски — прямые расчеты. За это время нужно отстроить и техническую политику. Потому что заниматься только деньгами можно долго, но трубы, к сожалению, не молодеют. Нужно просто брать и делать.

— Сейчас Администрация декларирует, что есть договоренность со всеми ресурсниками, чтобы переводить прямые расчеты в муниципальный ЕРЦ. В прошлом году СТК завела на территорию Первоуральска свой расчетный центр — УЦРО. С каким из расчетных центров вы все-таки предполагаете сотрудничать?

— Я вообще пока не понимаю, УЦРО — холдинговая это компания или нет? Мне надо здесь разобраться. То, что на территории города действует несколько расчетных центров — это в принципе неправильно с точки зрения потребителей: мне за газ сюда нужно прийти заплатить, за тепло — в другое место, за жилищную услугу — в третье. Правильно создавать в городе расчетный центр, который будет осуществлять операции по всем ресурсоснабжающим услугам. В ряде городов это решалось следующим образом — создавалось совместное предприятие, доля платежей равна доле в этом предприятии, нанимался единый управляющий, единый совет директоров. Никто из ресурсников не хочет взять себе чужое. Все говорят — нам наше отдайте! Поэтому здесь нужно просто банально доверие к этой компании. Если бы на территории Первоуральска это могло бы получится, думаю, никто бы против не был. Но это опять же власть, договоренность, время, доверие.

— Получается, пока вариант с муниципальным расчетным центром вы не рассматриваете?

— Рассматриваем. Для меня непринципиально, чтобы это был наш расчетный центр. Принципиально, чтобы он был прозрачный и неаффилированный каким-то непонятным людям. Понятно, почему не стали работать с муниципальным расчетным центром — боялись аффилированности управляющих компаний предыдущему руководству города.

— Долги предыдущего периода — сколько времени вы даете компаниям рассчитаться?

— У нас нет цели посадить кого-либо в долговую яму. Моя задача следующая — чтобы в перспективе этих проблем не возникало. Думаю, это гораздо важнее, чем те долги, которые есть на сегодняшний день. Второе — развязать узелок с предыдущей задолженностью. Насколько я услышал, там куча вопросов, связанных с методиками расчетов. Я спросил у Куртюкова — сколько вы признаете? Давайте начнем с этого. К примеру, из 170 млн рублей вы признаете 100 — заплатите их. 70 вы не признаете. Давайте разбираться, почему. Его логика мне тоже понятна. Если договоримся — хорошо, не договоримся — есть суд. Это цивилизованный путь. Например, сегодня есть факт, что 50 млн рублей мы проиграли одной из первоуральских компаний в суде. Кто-то из умных людей сказал: многих споров можно было бы избежать, если бы правда была где-то в одном месте. Но часто бывает так, что у каждой стороны своя правда. Поэтому надо разобраться. Сейчас в конце текущей недели мы должны наши договоренности с руководством ПЖК облечь в цифры и уже пошагово расписать — кто чего должен сделать.

— Дай бог, чтобы все было нормально. Переход на прямые расчеты невозможен без проведения общих собрания. Вы сегодня готовы помочь Администрации в их организации? Обойти жилой фонд, который предполагается перевести на прямые расчеты, быстро очень сложно будет. У Администрации может просто не хватить специалистов.

— Мы договорились, что на все собрания даем своих специалистов, которые будут объяснять — что мы хотим. Ответственным назначен руководитель первоуральского филиала Аркадий Спевак. Ему даны полномочия, он будет этим процессом управлять. Конечно, мы не будем за Администрацию организовывать собрания — у нас нет полномочий. Но совместно будет в этой конструкции участвовать. На самом деле, я Администрации предложил следующее — найдите себе нормального оператора, кто на жилом фонде умеет и может работать. Ситуация, когда у вас 18 компаний работает — неправильная. Вы для себя, как Администрация, определитесь, с кем вы. Потому что если мы сейчас разведем ситуацию с теплом, тогда управляющая компания — это хороший бизнес, это нормальные деньги, если правильно выстраивать отношения и снять с себя эти все риски, связанные с небалансом и неплатежами. Думаю, найдутся люди, которые захотят этим заниматься.

— Одна из «пугалок», которые рассказывают жителям домов, которые предполагается переводить на прямые расчеты — жильцам свои частные проблемы, касающихся поставки нормальной услуги, будет решать гораздо труднее, если УК не будут отвечать за тепло.

— Если житель выбирает форму управления — управляющая компания — это означает, что он выбирает себе одного оператора на все коммунальные услуги: управляющая компания отвечает перед жителем за все. С учетом проблем, которые сегодня есть в вашем городе, мы говорим: давайте переходить на непосредственное управление. Это когда житель сам идет в ресурсоснабжающую организацию, от своего имени заключает договор. У него нет единого оператора. С такой точки зрения, эта «пугалка» юридически правильная. С другой стороны, если мы говорим о риске непуска тепла, воды или ограничений по электричеству, то это более правильная конструкция. Если я работаю напрямую с жителями, то дом ограничить по теплу уже не могу, если у меня есть хоть один плательщик. Управляющую компанию могу, как единого оператора. Получается, это более надежная схема. Здесь уже «аргумент рубильника» не работает при непосредственном управлении. Администрации города, наверное, выгоднее выбрать непосредственное управление. Проблема еще и в том, что потребители, по большей части, не активные. Они не отстаивают свои права, не ходят на собрания, за 200 рублей протоколы подписывают о выборе управляющей компании… И чего мы хотим?

— Что касается перерасчетов — насколько реально их можно будет делать, когда жители перейдут на прямые расчеты с СТК?

— Я не вижу, в чем здесь проблема. А когда мы поставим приборы учета, проблем в принципе не должно возникать! И никаких перерасчетов делать не надо — за основу берутся показания приборов и все.

— Вы готовы начать уже ставить приборы на наших домах?

— Мы обязаны это сделать по закону. По заявкам управляющих компаний мы должны в рассрочку на пять лет их установить. Проблема в том, что на сегодняшний нет источника финансирования. По идее, это должно попасть в тариф. Но в тарифе этого нет и если и будет, то только в 2012 году.

Приборы однозначно надо ставить, потому что они снимают все разногласия. Потому что сегодня все споры с управляющими компаниями лежат в плоскости количества потребленного тепла.

— В Первоуральске есть компании, которые заявляют, что готовы установить счетчики за свой счет, например, ПЖК, «Альтернатива».

— Пусть ставят, мы их примем и будем по ним рассчитываться.

— Если по долгам управляющих компаний вы все-таки не придете к компромиссному решению, не лягут ли они в очередной раз на плечи жителей?

— Я же вас тоже не могу обманывать. За все платит потребитель. Вы поймите — энергетикам обанкротиться не дадут. Это безопасность государства. Никто и никогда не доведет энергетическую компанию до банкротства. При неплатежах один только способ вернуть деньги — включать в тариф. Здесь никто ничего нового не придумал. И если кто-то думает, что вся эта история с разворованными деньгами, это проблема СТК — неправда. В тактике — да, в стратегии — это проблема властей и потребителей. Что мы можем сделать в рамках нынешнего правового поля? Мы будем отключать горячую воду. В нынешней модели меня не интересует, платят жители или нет — до нас деньги не доходят. Поэтому чем быстрее они придут к осознанию, что все в их руках и будут ходить на собрания, будут принимать правильные решения, будут тщательно читать все документы, тем быстрее ситуация разрулится. Ну, и плюс порядочность руководителей, собственников управляющих компаний. Мой прогноз, если мы с вами через три года встретимся, будем разговаривать совершенно в другой плоскости. Потому что сейчас пройдут выборы президента — закончится политика. Надо ведь сегодня понимать и проблему управляющих компаний — они есть и мы должны с ними считаться. Это неплатежи населения. Тот же Сергей Куртюков сегодня говорит: «Я ведь сколько собрал, могу отдать, а то, что не собрал, где возьму? В банке кредит брать?» Надо менять законодательство. Как в Литве, например, разрулили ситуацию — приняли закон, по которому можно отключить дом от тепла, если там есть хоть один неплательщик. Что произошло? 1 января, когда закон вступил в силу, отключили всю страну. Это надо пережить. Зато через две недели все включили, потому что люди все пошли и заплатили.

— В этом году в Первоуральске отопительный сезон наступит вовремя?

— Будем надеяться, что да. Если удастся решить все наши проблемы. Завтра меня вызывают в Правительство области по ситуации с долгами в Первоуральске. Я скажу, что тепло мы не дадим, если проблема не решится.

— Но вы же сами говорите, что перед выборами не дадут обострять ситуацию.

— Пусть мои руководители примут это решение по политическим соображениям. Но моя позиция жесткая.