Сразу три гончарных круга появились в Первоуральске. Фото

…в художественной школе, в Кузино и в Новоуткинске

Новый инструмент для творчества — подарок одного из областных депутатов. Керамика для нашего города, наверное, нетрадиционна, но как художественное направление — интересна и перспективна. Тем более, что вместе с кругом подарены три печки для обжига готовых изделий. В Новоуткинске и Кузино на гончарном круге смогут работать дети на базе поселковых досуговых центров, а в городе создавать глиняную утварь уже начали ученики детской художественной школы.

Ученица Ольга Сарапулова и преподаватель художественной школы Алексей Золотов вместе осваивают гончарный круг.

Дорастем до мастерской?

— Вот так круг раскладывается, делается табуреточка, есть специальная педаль для ноги, — преподаватель художественной школы Алексей Золотов показывает нам новый инструмент. — Прибор электрический, он появился у нас чуть больше недели назад, и мы еще пока сами к нему привыкаем.

Я, видевшая гончарный круг только на экскурсиях в русских глубинках, даже удивилась, увидев небольшой столик с кругом посередине. В моем представлении, гончар всегда был сильным мужчиной в грязном фартуке, который создает невероятной красоты посуду, сидя за большим деревянным станком, вращая его круглое основание ногой.

— Электрический — намного проще, — улыбается Алексей Георгиевич. — Хотя у самодельного деревянного круга все же есть одно неоспоримое преимущество — он вечный. На работу нашего электрического инструмента тоже дают, в принципе, неплохую гарантию. Его разработал керамист­предприниматель из Новгорода — предусмотрел все, модернизировал даже мотор. И наша задача, думаю, заинтересовать город — показать, что это нужно. Может быть, это вообще будет отдельная школа в дальнейшем, первоуральская гончарная мастерская.

Алексей Золотов

Любопытно же!

Алексей Золотов сам далек от гончарных дел, он — скульптор по образованию. Его основное направление работы — камнерезное творчество. В школе детям преподает скульптуру — предмет творческий и многогранный. Но, чтобы он развивался, нужен не только специалист, но и все необходимое оборудование.

— С глиной мы работаем давно. Но мы ее никогда не обжигали, лишь сушили и пытались имитировать под обожженную глину с помощью разных красок, разных способов их нанесения. За счет этого и поддерживался интерес у детей. А то это сначала кажется, что интересно, а к четвертому курсу если все одно и то же, то ребятам надоедает, и они посылают, так сказать, «в баню».

Гончарный круг внесет разнообразие и интерес, считает преподаватель. Хотя сам Алексей Георгиевич на гончарном круге никогда не творил и за неделю изучения нового направления убедился — в два счета сотворить что­то стоящее на круге сложно. Нужен опыт. Набираться его приходится вместе с ребятами — параллельно.

— Любопытство — двигатель всего, — смеется Алексей Золотов. — А гончарный круг — это любопытно. Думаю, если вам предложу, то тоже не откажетесь попробовать. Но мастерство надо нарабатывать. С гончарным кругом в комплекте шел диск — так там все так лихо получается, что диву даешься. Как сделать тарелку, горшок, кувшин — все проговаривается, показывается. Единственное, что заметил, глядя на диск, — не все инструменты у нас сегодня есть. Но и без них можно начинать творить. Пойдемте, буду пробовать, пока перерыв.

Первый блин

Желающие слепить пробный горшок уже томились в коридоре. Гончарный круг, и правда, вызвал интерес у учеников. Лепка на нем — пока не более чем факультатив. По словам Алексея Золотова, чтобы проводить урок, потребуется 16 таких кругов. Это затратно.

Оля Сарапулова надевает фартук и садится к кругу. Опыта у девушки, как выяснилось, чуть побольше, чем даже у преподавателя — на экскурсии в Невьянске Оля лепила горшок в настоящей гончарне.

— Надо же хорошую глину, наверно? — интересуюсь я.

— Да, это я предчувствую, — задумчиво произносит Алексей Георгиевич. — Сам я пробовал лепить из серой глины — непросто это. Сейчас отрежем кусок глины, которая шла в комплекте с кругом, она красная и более пластичная…

Пока он набирает воды в тазик, Оля разминает глину — «дает ей пощечины». Такие комочки глины в старые времена назывались захлопушками. Когда глина готова, ее с силой кидают в центр вращающегося круга и начинают выравнивать обеими руками. Когда смотришь, кажется, что нет ничего проще, но одно неловкое движение — и изделие может сорваться. Тогда процесс надо начинать сначала.

— Если ручки высохли, тут же их смачивай, — дает советы Алексей Золотов. — Вооот! Быстро с этой глиной получается! Теперь пальчиками отверстие пробуй… так­так… правильно, пробуем загибать…

— Ты у нас мастер по горшкам что ли? — заглянула в кабинет сотрудница школы и, уже обращаясь к нам, добавила: — Оля у нас еще и валенки катать умеет.

Все заулыбались, и в эту секунду горшок слетел с основания.

— Вот, нельзя мастера отвлекать. Процесс тонкий! — сделал вывод Алексей Георгиевич, соскребая остатки горшка с круга.

Сейчас у нас две печки

То, что хорошие горшки или тарелки пока не получаются, преподавателя не расстраивает. На то круг и подарен — чтобы учиться.

— Раз начали, будем продолжать. Лишь бы электричество не подвело, — говорит Алексей Золотов. — У нас ведь одна печка для обжига в школе уже стоит, но мы ею так и не пользовались. Когда она появилась, грянул кризис, электричество стали экономить. Сейчас у нас две печки стоит. То есть одна, будем считать, — на подстраховке. И круг, и печка электричества «кушают» прилично. Но надеюсь, это не станет помехой.

По словам Алексея Георги­евича, керамика вообще не предполагает экономии. Инстру­менты, материал, энергозатраты — все это надо осознавать.

— Пока подарок поставил перед нами ряд проблем, — говорит преподаватель. — Для печки требуется отдельное помещение, изолированное от детей. Оно должно быть проветриваемое, соответствовать пожарной безопасности, что тоже — вопрос в условиях нашего полудеревянного здания. Но, вроде, комнату в подвале уже нашли. Думаю, все наладим со временем. Дело­то, действительно, нужное и хорошее.

«Спокойствия не ищем»

Владимир Тумаков, директор детской художественной школы:

— Все, что ни делается — все ради детей, которые у нас очень талантливые. Получить такой подарок нам лестно и приятно. Электричества новое оборудование потребляет много, но если уж заимели такую школу в городе, то надо стараться ее содержать. Сегодня во всех художественных школах области, а их вместе со школами искусств 147, гончарное мастерство преподается везде. Мы в этом плане немного «скисли».

Зато сейчас мы богаты на печки. Они небольшие, с маленькими окошечками — как раз для небольших детских творений. Сейчас мы оборудуем для печи помещение в подвале, решаем вопрос с вытяжкой. То есть проблемы решаются по мере поступления. Нам сказали, что должен быть третий туалет в школе — он стоит, сказали, что нужны дополнительные раковины — мы сделали. Так что, думаю, очередная проблема не будет являться таковой. И, несмотря на все издержки, мы рады тому, что сможем полноценно работать с глиной.

Что касается материала — это еще один вопрос. Не всякая глина устраивает качеством. Думаем обратиться на фаянсовый завод в Екатеринбурге и на «Динур». То есть если говорить, что нам без гончарного круга было спокойнее — это да. Но мы спокойствия не ищем.