Обучение сразу в нескольких школах города может стать платным

В ближайшем будущем конкурентоспособным абитуриентом можно будет стать только за деньги.

Грядущие перемены в российский системе образования уже вызвали волну народного протеста по всей стране. В 2010 году было создано движение «Гражданская инициатива за бесплатное образование». В него вступили те, кто желает сохранить качественное и доступное образование для своих детей. Минувшим летом движение провело в Екатеринбурге митинг, в котором приняли участие студенты и представители различных общественных сил. Участники акции поставили министру образования Андрею Фурсенко «незачет» в огромной «зачетной книжке». Но эти действия общественников не остановили начатую министром реформу образования, и в 2012 году Закон №83 должен вступить в силу.

Первоуральское Управление образования уже  подготовилось к реализации на территории нашего города норм, определенных Законом. Во время последнего заседания городской Думы прозвучала информация о том, что 12 школ города получат статус Бюджетных учреждений. А значит, это повлечет за собой изменения в структуре финансирования данных учебных заведений. Депутат Валькер попытался заострить внимание коллег на том, что благодаря такой реформации на территории округа может возникнуть очередная социальная проблема. Но в ходе заседания обсуждения проблемы не получилось.

Поэтому «Городские вести» попросили председателя думского Комитета по социальной политике Владимира Эрнстовича Валькера дать развернутый комментарий к возможному варианту развития событий, связанных с изменением статуса городских школ.

Владимир Валькер, председатель Комитета по социальной политике городской Думы:

— С первого января 2012 года будет введен Федеральный Закон №83, он несколько меняет правовой статус бюджетных учреждений. Отдельно то, что касается школы. Сегодня все школы разделены на три типа образовательных учреждений: бюджетные, казенные и автономные. «Автономия» нашего города не коснулась. У нас только два типа — бюджетные и казенные учреждения. 24 школы делятся на 12 казенных и 12 бюджетных. Что касается казенных учреждений, то у них ничего не меняется: они как получали 100% денег из различных источников, так и будут получать. Другое дело бюджетные. Им 80% необходимых средств будет гарантированно поступать из различных источников, а 20% школы должны заработать сами.

Естественно, что сегодня способ «зарабатывания» может быть только один — платные занятия. Объясняю почему. Вот базисный учебный план для среднего (общего) образования. Вот школьные курсы: русский, литература, иностранный язык, математика, история, обществознание, включая экономику и право,  естествознание, физическая культура, ОБЖ. В естествознание входят такие предметы, как элементы географии, биологии, физики, химии, астрономии. На это отводится 3 часа в неделю в 10 классе, и 3 часа в 11 классе. В старшей школе один вот такой интегрированный курс естествознания. Естественно, что когда ученик оканчивает школу и сдает ЕГЭ, то он не сдает ЕГЭ по естествознанию, а сдает конкретный ЕГЭ, например, по физике. Что получается? Три часа всего на этот интегрированный курс. В то время как я вспоминаю 70-е годы, где только на физику было пять часов, не считая факультатива. Это в обычном классе. Ни в каком-то профильном с углубленным изучением физики, математики. Пять уроков, плюс шестой — астрономия. Представляете, какой объем можно было дать за это время? Я прикинул по остальным предметам, и получилось в сумме, что на естествознание было 14 часов, не считая факультатива.

То есть человек, оканчивая школу, был подготовлен к тому, чтобы идти в университет, в политехнический институт, спокойно тестироваться и показать нормальные знания. По этому базисному плану есть предметы по выбору, но на физику отводится лишь  два часа в неделю, на химию один час. Этого недостаточно. Интуитивно чувствую: чтобы эти 20% финансовых средств получить, директору школы ничего не остается, как только эти предметы выставлять за счет платных услуг. Понятное дело, что многие родители сегодня неплатежеспособны. Поэтому им ничего не остается, как остановиться на этих трех часах интегрированного курса естествознания. Значит, равные возможности получения высшего образования, закрепленные в Конституции, теперь не срабатывают. Те, кто много зарабатывает, естественно, найдут репетиторов. Если школа предложит платные услуги по этим предметам, они будут ходить. Элемент платного образования будет присутствовать. Это мое мнение. Но директора школ сегодня обеспокоены, каким образом эти 20% зарабатывать. Надо ведь понимать, что платно не на каждого учителя пойдут — проблема возникнет.

Когда я задал на Думе вопрос замглавы по экономике и финансам Михаилу Попову по этому поводу, он вдруг объявил то, чего не знают ни директора, ни депутаты. Оказывается, если эта схема не сработает, то можно перейти обратно в казенное учреждение. А зачем туда-сюда переходить? Были бы хотя бы разъяснения сверху, как зарабатывать. В аренду помещения, что ли, сдавать? Но это тоже не дело, если в школе будут арендаторы бродить. Федералы хотели, чтобы этот закон вступил в силу с 1 января 2011 года. Мы уже 2011-й доживаем, и видимо, в связи с выборами 4 марта введение Закона оттягивают еще — до первого июля. Хотя, формально школы уже называются Муниципальными бюджетным образовательным учреждениями (МБОУ).

Моя интуиция подсказывает, что после выборов все это свернут. Пока Фурсенко был, все это рассматривалось. Мне кажется, и Фурсенко уберут, и народ успокоится, и все будет нормально. Школы будут казенными учреждениями, как прежде.

Мне кажется, это отложат

Раиса Чижевская, директор школы №5:

— Мы конкретно этот переход к Бюджетному учреждению еще не обговаривали, но считаем, что это невозможно. Мне кажется, это отложат. Сегодня наше население не привыкло, да и не обеспечено настолько финансами, чтобы платить за образование. Мы не Москва и даже не Екатеринбург. Мы 20% не потянем.

Нам зарабатывать очень сложно

Татьяна Ржанникова, директор школы №7:

— У нас пока переходный период. Изменения грядут в 2012 году. Голова болит по одному вопросу — где будем зарабатывать? Если, конечно, в законе не будет изменений, а, я думаю, они будут. Такой школе, как наша, зарабатывать сложно. У нас обучается 1600 человек, работаем в две смены. Чтобы оказывать платные услуги, нам необходимо учиться в одну смену. Тогда в освободившееся время мы могли бы предоставлять платные образовательные услуги и зарабатывать. А пока готовимся к переходу в новый статус, все прикидываем и просчитываем. Но, надеюсь, что в законе изменения обязательно будут. Мы, как истинно русские люди, ждем перемен только к хорошему. А сейчас у нас хорошо. Все образовательные услуги предоставляем бесплатно, наполняемость классов хорошая, что положительно сказывается на зарплате учителей.

Мы завалимся бумагами

Людмила Демакова, директор Лицея №21:

— Мое личное отношение к предстоящим изменениям отрицательное. Чего жду? Введения платного образования. Переход в новый статус ведет к муниципальному заказу, а это увеличение отчетности. Мы завалимся бумагами. У нас и без того отчетности хватает. Сейчас предполагается, что школы должны самостоятельно зарабатывать не менее 30% своего бюджета. Могу сказать, что мы одно из немногих учебных заведений, которое уже оказывает платные услуги, и мы получаем за них всего 3% от необходимого финансирования. Я не представляю, сколько услуг необходимо оказать, чтобы покрыть эти 30%. Если взять опыт автономных школ, то деньги они собирают за счет пожертвований родителей и спонсоров. Но, возможно, все останется так же, как сейчас, только вал бумаг увеличится. Но это мое личное мнение.

Наша школа к этому не готова

Елена Стахеева, директор школы №32:

— При реализации  закона 83, на мой взгляд, возникнет два нюанса. Первое, готовы ли материально и морально родители к получению дополнительных платных образовательных услуг. Второе, это касается непосредственно школы и непосредственно реализации. Мы — школа, которая работает в две смены. У нас нет условий, которые позволили бы соблюсти требования пожарных и санитарных норм при реализации платных услуг. Предположим, с 13 до 14 часов, когда у нас пересменка, будет работать платная секция баскетбола. Но по СанПиНу у детей должен быть перерыв 40 минут при переходе к следующему виду деятельности. Это требование соблюсти невозможно. Наша школа к этому не готова.