— Еще будучи выпускником архитектурнохудожественной академии, я задумался над тем, какой материал выбрать для воплощения своих творческих идей, — рассказывает первоуральский скульптор Алексей Золотов. — Глина и бронза — банально, из них много кто скульптуры делает, а вот камень — это интересно, мастеров камнерезного искусства не так много. Я попробовал — и камень меня заворожил! Даже не знаю, хорошо это или плохо, но вот уже 16 лет я вырезаю скульптуры из камня, и каждый раз открываю этот материал для себя с новой стороны.
Кому — булыжник, а кому — произведение искусства
Истинную красоту минералов дано увидеть далеко не каждому. Бывает, подберешь камень, смотришь: булыжник булыжником, да и отшвырнешь его подальше, чтоб глаза не мозолил. Зато в руках мастера даже невзрачный минерал способен обрести изящную хрупкость, легкость, расцвести во всем своем каменном великолепии и заиграть новыми яркими красками.
— Свою первую работу я как раз и сделал из такого неприметного на вид камня, — объясняет Алексей Золотов. — В то время я оканчивал академию и случайно попал в геологическую экспедицию в Новоалексеевку. Там велись серьезные разработки, и я впервые увидел огромное разнообразие поделочного камня. У меня буквально глаза загорелись, как захотелось попробовать поработать с ним. Есть такой минерал, разновидность талька, который называют мыльным камнем. Он очень мягкий, его даже ножом резать можно. Так вот именно он мне в руки и попался. И когда я его рассматривал, показалось мне, будто это старичок сгорбленный. И будто стоит он на коленях и ищет на земле чтото, пропажу какуюто. Захотелось мне вырезать из камня такого вот старичка. В то время у меня не было ни своего инструмента, ни опыта работы с камнем, но я решил: попытка — не пытка. Получилось неплохо, хотя, конечно, сейчас я бы сделал лучше.
«Красиво и символично»
В числе минераловфаворитов Алексея Золотова — агат, сердолик, кварц и хрусталь. Последний, по признанию мастера, самый сложный для обработки: одно неверное движение — и по хрустальной друзе идет паутина трещин, спасти работу становится невозможно. Алексей признается, что у него есть мечта — сделать скульптуры из лунного камня. Можно было бы развить волшебные темы и на языке камня поговорить о самых светлых чувствах, на которые способен человек: о любви, о радости, о счастье.
Вообще тема чувств и нравственных исканий в творчестве Алексея Золотова занимает отдельное место. Большинство его работ посвящено именно духовной составляющей жизни человека, поиску смысла существования, собственного пути, а также внутренней борьбе, которая заставляет людей сделать для себя выбор, что есть добро, что есть зло.
— У меня есть скульптура, где я изобразил в камне человека, за спиной которого стоят ангел и бес, — рассказывает скульптор. — Бес побуждает человека к действию, вызывая в душе напряжение, поэтому одна рука у человека сжата в кулак. Ангел же ни к чему не побуждает, он успокаивает и смиряет страсти, поэтому вторая рука у человека спокойно опущена… Или, к примеру, тема одиночества и душевного холода. Почему мы иногда мерзнем, когда вроде бы все во внешнем мире располагает к теплу? Может, оттого что у нас в душе холод и мрак? Размышляя об этом, я вырезал из дымчатого кварца фигурку девушки, которая, замерзая, прижимает к себе руки. Дымчатый кварц интересен тем, что цвет кристалла плавно углубляется от прозрачного до темнобурого. А чтобы усилить эффект холода, я поместил фигурку в хрустальную друзу. Получилось красиво и символично.
Пустой душе и сказать нечего
Впрочем, только многолетнее изучение непростого характера минералов и шлифовка собственного мастерства дали возможность Золотову понять истинный смысл творчества. Как признается сам скульптор, поначалу он мог сутки напролет сидеть за станком, обтачивая камни. Бездумно, безыдейно — лишь бы чтото делать. Буквально штамповал безделушки. В результате около трех десятков «работ» того времени до сих пор пылятся на полках, «одни сломаны, другие — в землю закопаны, третьи — в саду дверцы подпирают». Теперь каменных дел мастер не берется за работу, если нет идеи, которая, воплотившись в кристалле, могла бы заставить зрителя хотя бы на минуту остановить свой бег и задуматься, а может, даже изменить свою жизнь.
— Сейчас уже есть понимание, что, подходя к работе, надо определиться, а чего ты вообще хочешь, и кому это нужно? – объясняет Алексей Золотов. — Может быть, никому и не нужно, а ты зря время потратил. Может, лучше пойти и доброе дело сделать — хотя бы мусор вытащить. Я для себя определил: все в жизни и творчестве зависит от наполненности души. Если душа пуста, то она не способна «родить» чтото прекрасное, она вообще не способна на самовыражение, потому что выражать нечего. Почему одни скульптуры остаются никем не замеченными, а другие притягивают людей и становятся близки им? Потому что только работы, созданные от полноты души, могут стать созвучными сердцам зрителей. Вот поэтому я сейчас работаю только тогда, когда в душе звучит песня. Если чтото не получается, значит, в душе стало пусто — надо остановиться и вернуться к скульптуре только тогда, когда мне будет, что сказать.
Готов ответить за каждую работу
В настоящее время Алексей Золотов пытается языком камня рассказать о своем понимании жизненных ценностей и работает над скульптурой из хрусталя, изображающей женщину с младенцем на руках. Скульптор готовится к открытию персональной выставки в Екатеринбургском музее истории камнерезного и ювелирного искусства. Планируется, что зрителям будет представлено порядка тридцати экспонатов, в числе которых скульптуры из хрусталя и иконы из агата.
— Не могу сказать точно, но это будет уже моя четвертая или пятая по счету персональная выставка, — улыбается мастер. — Первое мое «появление» на публике состоялось лет семь назад. Но, если честно, сейчас мне стыдно за те работы. Многое из того, что было сделано раньше, на заре моего творчества, я воспринимаю как некую попытку самопиара. А сегодня за каждую свою работу я готов ответить и перед людьми, и перед своей совестью.