Крысы не съедят, так потолки раздавят

Жители дома №6 по улице Сакко и Ванцетти живут в полуразрушенной двухэтажке и ждут, пока власти предоставят им другое жилье

Дом был построен в 1961 году. За 50 с лишним лет в нем ни разу не проводился капитальный ремонт. Итог плачевный: в квартирах — дырявые полы и обвалившиеся потолки, обои не держатся из-за постоянной влажности, а стены ходят ходуном.

 

«Скоро буду спать в каске»

Валентина Бахвалова неоднократно пыталась привести свою квартиру в божеский вид.

— Жить стало вообще невозможно. Год назад я сама обдирала обои, замазывала дыры, трещины, — говорит Валентина Александровна. — Крысы заели, мыши и клопы. На кухне, когда снег тает или дожди начинаются, с потолка все течет. Я даже свет не включаю, боюсь замыкания. Плинтусы отошли, я все тряпками затыкивала, заделывала. В туалете и в ванной ужас что творится! Канализацию еще сто лет назад пора менять было.

 

— На кухне есть холодная вода, но нет горячей, в ванной — наоборот. Окна мы не открываем, боимся, что рамы выпадут, — горько усмехается ее соседка, пенсионерка Надежда Богатырева. — Я иногда ухожу к дочери, потому что боюсь, что на меня потолок упадет, как было недавно в 13-й квартире. Но ночевать все равно возвращаюсь домой. Скоро буду спать в каске.

Николай Костырев работает сварщиком на «Атомстрой-комплексе», живет в аварийном доме с 1991 года.

— Я пол поднимал на 15 сантиметров, потому что доски оседают постоянно, стены повело — щели в палец толщиной. Батареи холодные. У соседей сверху проседает пол, у меня, соответственно, потолок. Только отремонтирую одно, тут же отваливается что-то другое.

Крысы не съедят, так потолки раздавят

Галина Пастуханова, жительница квартиры №1, демонстрирует дыры в полу, предупреждая:

— Вы сюда не вставайте, тут насквозь дыра. Мы линолеумом закрыли, сами тоже не встаем.

Альбина Горбунова уже четыре года живет в квартире, которая буквально разваливается на части. У Альбины растет маленькая дочь Настенька. Мама опасается, что на девочку в любой момент может обвалиться промокшая стена или упасть кусок потолка.

 

14 листов ответов

По словам жильцов, дом был построен на болоте. Из-за этого подвал постоянно подтапливается грунтовыми водами. Дом фактически разрушен. Если его в ближайшее время не расселят, то он просто рухнет.

Крысы не съедят, так потолки раздавят

Сейчас домом взялась «руководить» управляющая компания «Магнитка», до этого был «ПервоуральскРемСервис», потом — «Уют». По словам жительницы дома пенсионерки Надежды Богатыревой, ни те, ни другие ничего не делали для того, чтобы дом признали аварийным и начали как-то действовать.

— Мы письма без конца писали, с нас собрали все документы на квартиру, передали дальше для продвижения, — возмущается пенсионерка. — Вот тут у меня целых 14 листов — ответы на наши письма. Вольфу писали, Федорову, Волкоморову, Болышеву, в общем, всем, кому не лень, писали.

Крысы не съедят, так потолки раздавят

На все письма несчастные жильцы получали только один ответ — жилье нужно признать аварийным или отремонтировать.

— Но ремонт нецелесообразен, дом разрушается, если начнут его чинить, разберут, а обратно собрать будет невозможно, — говорит Надежда Богатырева. — У меня в квартире уже потолок садится, в подъезд выйти нельзя — в любой момент может штукатурка обвалиться. Дыры возле труб не заделаны, там мыши ходят.

 

Ждут, пока рухнет?

Капитальный ремонт в доме не проводили ни разу, только меняли трубы и стояки. Но и это вылилось в целую катастрофу.

— Когда нам меняли стояки и трубы, то на чердаке сорвало шланг — сначала залило мою квартиру, а потом — соседей снизу, — говорит Надежда Павловна. — У них все полетело — и телевизор, и компьютер. Писали Аркадию Спеваку, так как это вина его работников, но нам ответили, чтобы мы восстанавливали все за свой счет.

Крысы не съедят, так потолки раздавят

Жители писали письмо заместителю начальника управления Госжилинспекции Свердловской области Александру Чалову еще в апреле 2011 года. Он переслал письмо в местную администрацию. Михаил Власов, бывший на тот момент первым вице-мэром, сообщил пенсионеркам, что «мероприятия по переселению граждан из аварийного жилья включены в муниципальную программу, которая финансируется из федерального, областного и местного бюджетов». И дальше — опять тишина и томительное ожидание.

Единственный, кто принял участие в проблеме отчаявшихся жителей — это депутат Гордумы Юрий Жильцов: он организовал комиссию, которая признала дом аварийным.

Крысы не съедят, так потолки раздавят

— В прошлом году ко мне было обращение жителей домов микрорайона Ново-Талица, — говорит Юрий Алексеевич. — Они относятся к моему избирательному округу, поэтому я принял решение о создании комиссии, которая признала дом №6 на улице Сакко и Ванцетти и еще несколько домов в поселке аварийными. Затем в администрации была создана межведомственная комиссия, которая подтвердила аварийность зданий.

По словам Юрия Жильцова, расселение жителей ветхих домов зависит от срока выделения средств из федерального, областного и местного бюджетов. Пока муниципалитет не получит деньги, расселить дома не получится.

— Наш дом входит в программу ветхого жилья, — говорит Надежда Богатырева. — А сейчас выясняется, что ни в одну программу — ни в федеральную, ни в областную — город заявки не подавал. При обращении в администрацию нам было сказано прямым текстом, что рассчитывать на переселение мы можем не раньше 2015 года. Мы остаемся у разбитого корыта.

Крысы не съедят, так потолки раздавят

Директор «УК Магнитка» Евгений Лещев пояснил, что дом №6 находится на балансе его управляющей компании с 1 сентября прошлого года.

— Пока точных цифр, сколько у нас на участке аварийных домов, я сказать не могу, потому что списки не закончены, — говорит Евгений Александрович. — Точно могу сказать только то, что в Талице на данный момент шесть домов признаны аварийными — на улицах Сакко и Ванцетти, Зои Космодемьянской и Цветочной.

 

«Пинать» администрацию нужно осторожно

Раз в городе решить проблему не получается, жители дома надумали обращаться выше. В минувший четверг сходили на прием к депутату областной думы Ефиму Гришпуну.

Ефим Гришпун жителей выслушал и даже посочувствовал, но обещать что-то конкретное не стал:

— Для того чтобы эту программу запланировать и реализовать в 2012 году, нужен либо строящийся, либо имеющийся жилой фонд, куда можно переселить людей. Это — главная проблема. На данный момент такого жилфонда в городе нет.

По словам Ефима Моисеевича, еще одна проблема в том, что Первоуральск переведен на новые условия софинансирования — 50% город и 50% — область.

— У города таких денег нет, поэтому мы и не можем принимать участие в этой программе, — говорит депутат. — Сегодня мы пытаемся добиться чего-то от областной власти по линии законодательного собрания, изменения отношения в пользу города — 70 на 30, как было раньше. Нам это обещано.

А вот на пожелание жителей повлиять как-то на местную администрацию Ефим Гришпун ответил:

— Это общая, тотальная проблема в масштабах всей страны. Но «пинать» местную администрацию нужно осторожно, потому что в городской казне всегда не хватает денег на определенные нужды. Здесь, сейчас и в один миг мы в другом мире, где проблем никаких уже нет, не окажемся. Будем постепенно двигаться к решению этих проблем.

Жители передали депутату все документы и обращения. Но сидеть и просто ждать каких-то ответных шагов не намерены — сейчас таличане готовят обращение к депутату Госдумы Николаю Езерскому.