Всего в Первоуральске — 15 заслуженных учителей, но трудится в учебном заведении по сей день только Юрий Александрович. «Мне есть, к чему стремиться», — улыбается педагог. — Еще десять лет отработаю — и стану народным учителем».
Главное — привить любовь
Рубен Овсепьян — учитель Юрия Павлова по математике, мог бы гордиться своим учеником, который достиг таких успехов в изучении «царицы наук». Школа №7 хорошо продолжает традиции: Юрий Павлов — уже пятый педагог этой школы, получивший столь высокое звание.
— У меня никогда даже не возникало мысли перейти работать кудато из седьмой школы — я в ней учился, вырос и сейчас преподаю. Было бы просто непорядочно с моей стороны изменить родной школе, — говорит Юрий Александрович. — Я страстно полюбил математику в классе, наверное, девятом. Тогда же понял, что буду только учителем.
По словам Юрия Александровича, искусство педагога состоит в том, чтобы привить ученикам любовь к математике.
— У меня есть свои методики обучения, есть изобретения — так называемые знаменитые таблицы с «клапанами», по которым ребята работают, — говорит педагог. — С таблицами очень интересно организовывать самостоятельные работы. Я эти наглядные пособия опубликовывал и даже получал премию от управления образования.
Стремление научить ребят самостоятельно работать и отыскивать пути решения той или иной задачи и побудило Юрия Александровича создать такие таблицы, которые пока не имеют аналогов.
— Наше кредо — хочешь решать задачи, решай их, а не смотри, как это делают другие, — не без гордости заявляет заслуженный учитель.
На всю жизнь
Некоторые из учеников Юрия Павлова хотели пойти по стопам своего преподавателя и становились с ним коллегами, но со временем стали вести информатику.
— Наверное, я авторитетом на них давлю, — пожимает плечами Юрий Александрович. — Мне жена все время говорит: «Вот как ты так работаешь? За все время не воспитал ни одного приемника».
Юрий Павлов набирает учеников по конкурсу. Начинает готовить ребят с шестого класса, по воскресеньям проводит для них дополнительные занятия по подготовке к поступлению в восьмой математический класс.
— Сейчас я веду восьмой, девятый, десятый и одиннадцатый классы — в каждом классе — по 910 часов занятий в неделю, — рассказывает Юрий Александрович. — С ребятами очень интересно — вопервых, это разнообразие — не нужно по пятьсемь раз на дню объяснять один и тот же материал, как на уроках в параллельных классах, нет монотонности. Вовторых, у меня очень хорошие и умные ребята. Благодаря им, я достиг определенных успехов.
Основной принцип педагога — научить ребят решать задачи, да так, чтобы они еще и лучше него решали. В этом, по словам Юрия Павлова, и заключается талант педагога.
Юрий Александрович — человек творческий, он всегда находится в поиске и считает, что ему еще есть, чему поучиться.
— Для творчества возможностей много, и границ не бывает. Нельзя сказать, что я все знаю и мне больше не к чему стремиться. Я счастлив, что учил и учу прекрасных учеников. Когда родители приводят своих малышей в первый класс, то обязательно ко мне обращаются: «Юрий Александрович, уж вы, пожалуйста, наших детей выучите». Вот и учу, — улыбается заслуженный учитель.
Но не все ребята, даже прошедшие по конкурсу, остаются в математическом классе до окончания школы.
— Некоторые ребята не выдерживают и сами уходят, или мы отчисляем тех, кто не справляется с программой, — говорит Юрий Павлов. — Тут уж ничего не поделаешь — приходится отсеивать тех, кто не способен дальше усваивать материал. У меня программа широкая, задачи сложные. Но зато мои ученики все на отлично сдают и ЕГЭ, и ГИА, поступают в самые престижные вузы страны. Самое приятное, когда ученики связывают жизнь с математикой. Это значит, они полюбили цифры так же, как и я.
Юрий Павлов признается — приятно осознавать, что его скромный труд так высоко оценили.
— Профессия учителя — это благородная, красивая профессия, и если бы мне опять предложили выбрать профессию, я бы снова стал учителем. Профессию выбирают, как жену — только одну и навсегда.