Детки в клетке — это страшно

Сотрудники правопорядка и общественники встретились с детьми, оказавшимися за чертой

— Уголовная ответственность для вас наступает с 14 лет, а вот изъять вас из семьи можно и в более раннем возрасте. Закон позволяет изымать несовершеннолетнего на срок до трех лет. Это спецшкола. Там обучение проходит добровольно­-принудительно. Не хочешь учиться — иди работай. К сожалению, или к счастью, в спецшколе вы все отличники. И знаете почему? Потому что есть цель. Хорошо учился — встретил маму. Хорошо учился — раньше срока приехал домой. Непонятно лишь, почему цели нет здесь…

 

«Наша задача — сохранить вас среди нас»

Полсотни пар глаз смотрят на судью Юрия Проскурякова гордо и  даже с насмешкой. Большая часть из них встречалась с ним во время процесса, но ни один из присутствующих трудных подростков, кажется, и не думает сейчас вникать в смысл адресованных им слов. Все сидят на своих местах и ждут окончания лекции, изредка, но дерзко комментируя происходящее.

В ОМВД собрались подростки, состоящие на учете в отделе по делам несовершеннолетних. Кто-­то из них неоднократно уже уходил из дома, а кто-­то неоднократно задерживался за хулиганство и более тяжкие проступки.

— Предложение собраться было направлено на то, чтобы дать вам возможность использовать серо­-белое вещество по назначению, — весьма просто объясняет цель встречи судья. — Зная, что задумал плохое — не делай, сделал — не говори, сказал — не пиши, написал — не подписывай, подписал — результату не удивляйся. Этот алгоритм я советую запомнить всем, запомнить, что каждое ваше действие имеет не только противодействие, но и последствие.

Юрий Владимирович, будто читал во взглядах присутствующих: «А мне-­то что, я хочу быть таким!» — поэтому продолжил:

— Чтобы существовать за решеткой, надо знать, что вы можете здесь. А я вижу, 90% присутствующих даже не стараются следить за своим телом. Это значит, что в местах не столь отдаленных будет сложно защитить даже себя любимого. Жизнь за решеткой дает опыт, бесспорно, но не очень хороший. И наша задача — сохранить вас среди нас. Видеть ваши слезы неприятно, видеть слезы ваших матерей больно. Хотите быть взрослыми, — берите пример не с тех, кто портит свою жизнь алкоголем. И дай бог, чтобы мы вас не находили в клетке. Детки в клетке — это страшно.

 

«Не до свидания. Прощайте!»

Приглашенные на встречу специалисты каждый по­-своему старался показать подросткам ценность жизни на свободе, жизни без алкоголя и сигареты. Константин Дрыгин, представляя фонд «Город без наркотиков» пожелал подросткам никогда не оказаться на пути у «идущего поезда» — наркозависимости.

— Но если вдруг наркотики появляются в жизни, если вы видите, что кого­-то вовлекают в это, то не бойтесь позвонить нам, где вас всегда выслушают, — произнес Константин Дмитриевич, назвав телефоны фонда.

Педагоги рассказали ребятам о дворовых клубах города — где и чем можно занять себя в свободное время, «чтобы вытеснить глупости и пакости из головы». А представители клиники, дружественной к молодежи, вот уже больше года работающей в Первоуральске, пригласили ребят на консультацию и просто доверительную беседу.

— Добровольность, доступность, доброжелательность и доверие — это принципы нашей работы, — говорит психолог клиники Яна Жильцова. — Мы расположены в здании детской поликлинике на Гагарина, но у нас отдельный вход. Вы можете прийти анонимно, мы не ставим на учет, но психологи, гинеколог, уролог всегда вам помогут.

— С курением помогаете? — раздался детский голос из зала.

Кто-­то захихикал, кто-­то от неожиданности оглянулся, но в этот момент стало понятно, что слова не пролетают мимо ушей подростков. Помощи они все-­таки ждут и осознают, для чего их собрали взрослые.

— Мы всех приглашали с родителями, — говорит начальник отдела по делам несовершеннолетних Елена Иванова. — Но с родителями пришли единицы, большей частью дети предоставлены сами себе. И нам хочется показать, что их жизни небезразличны нам.

С 15­летним Колей на встречу пришла бабушка­-опекун, Антонина Андреева. Из зала она выходила с двояким чувством — надежда вперемешку с усталостью от попыток что-­то изменить.

— Трое внуков на мне. Сложно, но куда их девать-­то. Они же мои, родные, сейчас приду и дома остальным лекцию прочитаю, — поделилась женщина.

— Тем, кто от меня уходит, я всегда говорю: «Прощайте», — произнес в конце судья Юрий Проскуряков. — Не до свидания. Прощайте! Никого видеть у себя я не хочу. Но при всем при этом вход ко мне — малая дверь. Кому туда очень хочется, тот войдет, но выход из нее чаще всего сопровождается конвоем. Без мамы.

202 подростка состоит на учете по делам несовершеннолетних в ОМВД Первоуральска