Как депутаты обсуждали запуск ЭСПК

Депутаты-новотрубники Алексей Берсенев и Наталья Воробьева были не очень довольны обсуждаемой темой.

3 мая состоялось внеочередное заседание городской думы. На повестке — всего один вопрос: выдача разрешения на ввод в эксплуатацию ЭСПК и оценка возможных экологических последствий работы сталеплавильного комплекса. Между тем, только обсуждение повестки в этот раз заняло у народных избранников довольно много времени — около получаса за закрытыми дверями депутаты решали, как сделать так, чтобы и волки были сыты и овцы целы. По данным нашего источника, со стороны депутатов-новотрубников было даже предложение сделать данное заседание закрытым для журналистов и общественников. Однако поддержки оно не получило. Единственное, чего удалось выторговать парламентариям от завода — не допустить выступлений и вопросов, то есть журналисты и общественники должны были наблюдать за происходящим молча.

 Ни сумм, ни сроков

Данный вопрос уже рассматривался на объединенном комитете из-за участившихся жалоб людей, дома которых волей акционеров предприятия оказались в санитарно-защитной зоне ЭСПК. 30 марта в администрацию обратилось руководство ПНТЗ с просьбой о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию ЭСПК. В апреле новотрубники получили отказ. Причина — экологическая опасность в связи с запуском комплекса. По словам главы города Юрия Переверзева, администрация отдает себе отчет в том, что в ЭСПК вложены солидные инвестиции, и, в любом случае, нужно предпринять ряд усилий, чтобы это предприятие функционировало. Но так, чтобы довольны были все, в том числе — жители города.

— 26 апреля администрация инициировала встречу с руководством ПНТЗ, где мы сформулировали условия для ввода в эксплуатацию, — сказал Юрий Олегович. — Мы бы хотели увидеть те мероприятия, которые были озвучены государственной экологической экспертизой и переданы нами в письме, а также предложили указать время и количество средств, которые будут потрачены на выполнение условий. На следующий день мы получили ответ, что ПНТЗ готов к выполнению условий, но письмо носило декларативный характер, поскольку мы не увидели сумм и сроков проведения мероприятий. Мы отказали во вводе в эксплуатацию и объяснили свою позицию.

 Где информация?

Опасения жителей, которые считают ЭСПК на сегодняшний день главным вредителем окружающей среды, подтвердил и директор Экофонда Владимир Плюснин.

— В 2010 году состоялось выездное заседание гордумы на Новотрубном заводе, посвященное как раз проблемам сталеплавильного комплекса, — напомнил Владимир Серафимович. — Была возможность осмотреть объекты НТЗ, в том числе и ЭСПК. Тогда же был сформулирован и поставлен ряд серьезных вопросов, которые мы сейчас с вами пытаемся решить.

В частности, ставились вопросы, связанные с обращением с промышленными отходами, с логистикой и так далее. Было получено письмо по поводу введения в эксплуатацию ЭСПК за подписью гендиректора НТЗ, где указывается, что отказ органа местного самоуправления от выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является неправомерным и противоречащим закону, поскольку обоснованием такому отказу положено основание, не предусмотренное действующим законодательством РФ. При этом приводились ссылки на пункты градостроительного кодекса.

В ответном письме, по данным градостроительного комитета, указано несоответствие проекта капитального строительства требованиям градостроительного плана. А именно, в градостроительном плане земельного участка содержится письмо Роспотребнадзора от 10 апреля 2007 года, где указаны пункты договора, которые на момент окончания строительства не были выполнены. Также приведены результаты шумовых замеров, которые проводились на средства местного бюджета еще в октябре прошлого года специалистами местного Роспотребнадзора.

— Серьезным вопросом является мониторинг атмосферы, — продолжает Владимир Плюснин. — При строительстве, при проведении экспертизы, в том числе — общественной, предприятием гарантировалось, что при пуске ЭСПК мониторинг будет постоянным, эти данные будут передаваться, в том числе, в администрацию. В рамках экологической экспертизы было гарантировано вот в этих самых стенах, что будут установлены информационные экраны или щиты, где будет информация для жителей Талицы, Стройпоселка, Трудпоселка, которая периодически будет обновляться. Во время неблагоприятных метеоусловий, когда в конце февраля — начале марта был полный штиль — у нас стабильное превышение и по оксиду серы, и еще по ряду веществ. Если бы эта информация выдавалась НТЗ в нормальном режиме, не было бы проблем. К сожалению, на сегодняшний день подобной информации не видно. Для примера, от СУМЗа мы ежемесячно получаем такую информацию — с датами, местами, точками отбора.

 «Нет желания гадить»

Главный инженер ПНТЗ Валерий Трескин высказал точку зрения руководства завода на сложившуюся проблему.

— Мы не отрицаем, что при запуске нового оборудования появилось дополнительное шумовое воздействие, которого не ожидали специалисты НТЗ, — сказал Валерий Владимирович. — Проект прошел госэкспертизу. Мы планируем закончить эти мероприятия к 12 октября. Часть мероприятий, которые мы наметили, будет реализована в ближайшее время. Что касается автомобильной дороги, не берусь оспаривать требования. Наверное, их нужно глубоко изучить. Большой грузопоток идет сегодня через проходную №7, поэтому через город большегрузы не ездят.

Также Валерий Трескин опроверг информацию о закрытости ПНТЗ.

— Всю информацию, которая необходима, мы готовы предоставлять. СМИ публикует те сведения, которые предоставляет заводская лаборатория. У меня нет повода не доверять своим лаборантам, потому что они живут в этом городе. Это женщины, тем более. Секрета нет, тут мы готовы сотрудничать. По поводу выбросов в атмосферу могу сказать следующее: датчик у нас стоит на трубе выброса стали. Все сведения — на портале НТЗ. Войти туда и посмотреть их может каждый имеющий компьютер. Очистка на сегодняшний день — 99,5%. Возможно, что по мере эксплуатации фильтры будут загрязняться и показатели ухудшаться. Мы будем это контролировать, принимать меры к снижению выбросов. Инвестиции в ПНТЗ за длительное время очень серьезные, без своей стали НТЗ просто не сможет конкурировать со своими коллегами. Можно остановить выплавку стали и весь завод, но куда деть те десять тысяч работников, членов их семей, чем им заняться в городе? Я сам живу в этом городе, у меня нет желания гадить там, где я живу.

На это Юрий Переверзев вновь ответил, что самое главное сейчас — подписать соглашение, которое бы устраивало всех.

— Мы должны увидеть сроки реализации тех мероприятий, которые предписала Госэкспертиза, и мероприятия по благоустройству, — в который раз повторил глава. — А мы получили письмо, где администрацию города просто информируют о выполнении или последующем выполнении обязательств за подписью господина Трескина. Мы так и не вышли не режим соглашения. Все здесь люди вменяемые и все прекрасно понимают, что выслушивать разговоры о том, что мы тут живет — это все эмоции.

 «Кому нужны решения?»

Когда были заслушаны все докладчики, слово предоставили депутатам, которые также приняли участие в решении столь важной для города и поселков проблемы.

— Попасть на завод довольно сложно даже мне, хотя я бы очень хотел посмотреть на производство, — сказал Владимир Кучерюк. — Я предлагаю сформировать рабочую группу из желающих депутатов, которые потом расскажут, что там есть. А то меня обида берет — Путин был, а мы, депутаты, не можем попасть на завод.

Константин Дрыгин предложил дать мэру задание, а на комитетах и майской думе вернуться к решению данного вопроса: «Сейчас мы просто не успеваем, вы же видите».

Наиболее радикальное предложение сделал депутат Сергей Суслов — рекомендовать мэру вообще не подписывать соглашения, пока ПНТЗ не выполнит экологических условий, установленных государственной экологической экспертизой. Однако это предложение осталось незамеченным.

Дума протокольной записью решила рекомендовать главе заключить с ПНТЗ двустороннее соглашение по реализации мероприятий, изложенных в заключении государственной экологической экспертизы, по реализации обязательств, взятых на себя ПНТЗ по благоустройству территорий, прилегающих к ЭСПК в соответствующие сроки, провести анализ мероприятий. Думе предлагалось создать рабочую группу по контролю.

Но и такой финал устроил не всех.

— Мы не должны сейчас принимать никакого решения! — выступил депутат Константин Коротаев. — Протокольная запись — это тоже решение, за которое нас призывают голосовать.

— Ну и не голосуй! — не удержалась Марина Соколова.

— Ну и не буду! — не остался в долгу Коротаев.

В итоге — 20 депутатов проголосовали «за», Наталья Воробьева и Константин Коротаев воздержались.

— Я считаю, что заседать им сейчас, вообще, не следовало. Никакого результата — решения конкретного не приняли, — обиженно говорит председатель уличного комитета Трудпоселка Нина Ладейщикова. — Хоть что-то бы сделали для нас, для людей, чтобы снизить шум. А подписывать все эти решения… Кому они нужны?