Что делать с неуправляемыми управляющими компаниями?

Юрий Переверзев, глава города:

Ситуация с управляющими компаниями в Первоуральске сложная. Я не хочу винить прежнее руководство города, но в какой-­то момент инициатива со стороны прежней администрации была утеряна. Некоторые компании стали неуправляемыми, а точнее, утратили чувство ответственности перед жителями.

В Каменске­-Уральском, Екатеринбурге большая часть управляющих компаний развивались достаточно органично и ответственно — жили за счет средств на содержание и ремонт жилого фонда. Соответственно, УК выстраивали свои бизнес­-схемы правильно. Они прекрасно понимали, на какой жилфонд они пришли, и система развивалась нормально, не было отпочковывания такого количества УК.

В Первоуральске УК много, а лица, стоящие за ними — одни и те же. Собственники УК понимали свой бизнес как владение финансовыми потоками платежей граждан, когда между потоками и прибылью разницы не ставилось. В Екатеринбурге, Каменске, Ревде эта разница четко установлена.

В Первоуральске недифференцированный тариф на содержание и ремонт жилого фонда, он не менялся два года. В других городах к нему подошли дифференцировано, а у нас в городе нет, например, выделений на капитальный ремонт. Ветшание фонда идет более активно, потому что деньги не аккумулируются — проблемы с ремонтом подвалов, крыш, на это больше всего жалоб.

Даже если бы рост тарифа состоялся, не было бы понимания и уверенности, насколько управляющая компания ответственна за его рост, может ли она гарантировать, что человек, который платит больше за управление жилищным фондом, будет жить комфортнее. Вот этот механизм нарушается в нашем городе уже четвертый год.

Многие УК продолжают паразитировать за счет ресурсоснабжающих организаций. Я скажу, что наш «Водоканал» сейчас в достаточно тяжелом положении, в том числе — из­-за больших долгов управляющих компаний.

Сейчас многие УК заявляют о том, что нужно немедленно увеличивать тариф на содержание и ремонт жилого фонда, потому что сейчас халява закончилась, за деньги сейчас спрашивают (все УК заключили с ресурсоснабжающими организациями договор о прямых расчетах — ред.), и нужно увеличивать тарифы. Для кого увеличивать? Для тех компаний, которые себя уже существенно дискредитировали — это «Уралагрострой», «Уралагрострой­99», ПЖК, «Наш город», ГУК.

Я не вижу никакой необходимости, чтобы администрация содействовала для этих УК в повышении тарифов, потому что мы не уверены, что эти компании будут качественно работать для людей.

Мы сейчас подходим к отопительному сезону, есть определенный регламент работ, который нужно выполнить. Положение дел сейчас такое, что в ГУК и УК «Наш город» практически нет того персонала, который сможет подготовить жилфонд к вхождению в отопительный сезон. С такой ситуацией мы столкнулись в том году, когда у этих компаний не было слесарей, приходилось брать специалистов в других компаниях.

Наряду с этим существуют и другие компании, такие, как «Дом плюс», «Магнитка», ПРП. В их адрес тоже есть нарекания со стороны жителей и администрации, но мы знаем, что жилфонд этих компаний все равно будет подготовлен к отопительному сезону. Эти компании напрямую платят ресурсникам и работают нормально.

Сейчас первая забота для меня как главы — как мы будем входить в отопительный сезон, как готовить огромный жилфонд — 1,5 млн квадратных метров? Второе — как мы будем разговаривать с СТК по поводу долгов УК? СТК сейчас не может сказать, что у них нет системы по сбору денег — у них есть «Свердловэнергосбыт», все компании с ней подписали договоры, и долги определили в текущие платежи.

Мы предложили СТК в новом отопительном сезоне начать все с чистого листа. Те 800 млн, которые вы насчитали УК, мы их пересмотрим, сделаем структуру и по ней рассчитаем, сколько каждый реально должен. Вычистим все, например, «УАС­99», чтобы потом никаких спекуляций не происходило. Под тем или иным предлогом сами руководители управляшек говорили, что они не доплачивали деньги, которые предназначались СТК — сами признавались на недавнем коммунальном совещании. Ну разве так можно работать! Мы хотим либо оптимизировать работу компаний, либо привлекать кого-­то со стороны. Я склоняюсь к тому, чтобы в течение мая договориться с дееспособной и ответственной УК, «влить» туда муниципалитет в качестве соучредителя и начинать работу с компанией, которая могла бы взять под себя весь проблемный жилфонд.

Механизм перехода следующий: если будет принято решение, что нужно будет менять УК, то УЖКХ будет инициировать собрания собственников жилья. Следующее — это работа ЕРЦ, потому что сейчас это единственный профессиональный центр по расчетам. Нельзя допустить, чтобы УК начали выставлять свои квитанции, потому что хоть это и немного дешевле, но, как показывает практика много ошибок в начислениях.

Я понимаю, что владельцы УК­-должников, привыкшие к халяве, с миром не уйдут. Мне уже пригрозили войной. Я вызов принимаю и обязуюсь усердно поработать над наведением порядка в ЖКХ города. Многого не обещаю, но улучшения будут!