Новая маршрутная сеть с трудом приживается в Первоуральске

Новая маршрутная сеть в Первоуральске действует месяц.

Прошел ровно месяц с тех пор, как общественный транспорт в Первоуральске стал ездить по измененной схеме движения, с новыми маршрутами. За это время с дорог успели исчезнуть автобусы №№8к и 17. Неизвестно, сколько протянет маршрут №12, поскольку пассажиров ему совсем не оставляет новый «15-ый». А кондукторы и водители «шестерки» увольняются из-за большого нервного напряжения.

 «Семнадцатого» не будет

— А что «17-ый» больше не ходит? — интересуется женщина у водителя «Газели» №18 на конечной остановке «Крытый рынок».

— «17-го» больше не будет, — отвечает он ей. — Невыгодно на нем возить.

По конкурсу, совершенно новый маршрут — «Крытый рынок — пл. Победы — ФНТЗ — Ленина — пл. Победы — Крытый рынок» — выиграла фирма «Навигатор», но уже вскоре от обслуживания отказалась. Право работы на маршруте №17 перешло компании «Транс-Сфер», которая по конкурсу была второй.

— Две недели мы «катали» маршрут, — говорит исполнительный директор «Транс-Сфера» Альберт Галиев. — Так «катали», что приходилось за свой счет заправлять транспорт. Не окупался даже бензин. Самое большое количество пассажиров за день у нас было 47. Это очень мало.

Когда вопрос об исчезновении маршрута №17 встал во второй раз, задумались. Было принято решение пересмотреть схему движения. Вполне возможно, что она станет такой: ГПТУ №7 — пл. Победы — рынок — ул. Береговая — «Чайка» — пл. Победы — ГПТУ №7. Но это — лишь в планах. Даже если изменение произойдет, потребуется время на проведение нового конкурса по данному маршруту.

 Зачем Динасу 40 автобусов и «Газелей»?

Невыгодной оказалась и новая «восьмерка». Та, что с буквой «К». Проехать по маршруту «Птицефабрика — Емлина — Вайнера — Береговая — Птицефабрика» сегодня не удастся, ибо перевозка пассажиров бьет по карману предпринимателя («Урал-Авто»).

— Однако официального отказа от работы на маршруте «8к» пока не поступало, — комментируют в «Городском хозяйстве», которое курирует сферу пассажироперевозок. — Говорить, будет или нет существовать этот маршрут, пока рано.

На грани ухода и предприниматель Елена Шамарина, обслуживающая «двенадцатый» маршрут.

— Дело в том, что он полностью дублирует маршрут «15-ый» (кроме одной остановки), — говорит «Городским вестям» Елена Леонидовна. — Я езжу в убыток себе и только надеюсь на улучшения — раз сеть приняли, конкурс провели, то должны и контролировать как-то. Сегодня Динас весьма богат на транспорт — порядка 40 единиц ходит туда. У меня три автобуса ездят. На «15-ом» — 14, и ходят они через каждые пять минут. А еще «пятерки». Куда вставать мне — непонятно. Кого возить — тоже непонятно. Пассажиропоток полностью не учтен, дублирующих пересечений в маршрутной сети — масса. Когда смотришь, возникает вопрос — а специалисты ли ее разрабатывали?

 «Мертвая петля» на Ленина

Сложно «накатывается» и маршрут №6к, который с 1 июля пустили по кругу: Пильная — рынок — пл. Победы — пр. Космонавтов — ул. Ленина — Пильная.

— Неудобно стало, — жалуются пассажиры в автобусе. — Лучше бы круг в обратную сторону сделали.

— А нам вот все нравится! — тут же говорят другие пассажиры. — Раньше мы на «Банковский» ходили пешком, сейчас остановка у дома почти.

С пассажирами все как обычно — всем охота, чтобы автобусы ходили от их дома и в разные стороны. От изменения схемы движения больше всего страдает, опять же, перевозчик.

— Мало пассажиров на Ленина садится — до пяти человек за рейс, — рассказывает кондуктор «шестерки» Маргарита Гареева. — «Мертвая петля» получается. Ходим порожняком. Вот смотрите — за рейс 22, 46, 47 человек… Когда я только устраивалась сюда два года назад, мы и до 400 билетов за рейс продавали. Многим пассажирам тоже не нравится — им охота уехать с площади, с «Кондитерского», они с нами ругаются — будто бы нам так стало выгодно ездить.

Осложняется ситуация и тем, что сейчас на конечной остановке толком ни пообедать. Там даже автобусы негде припарковать — отовсюду гонят.

— Я живу на Ельничном, у меня с этим проблем нет, — продолжает кондуктор. — А остальным, конечно, тяжело. С собой еду брать? Но ведь ее не подогреть даже. Кушать в кафе местном дорого — 200 рублей на один зуб. В магазине даже кофе не заваривают. А в туалет сходить — с этим вообще беда.

И если с последней трудностью можно хоть как-то справиться (например, установить на конечной биотуалет), то с недостатком пассажиров все сложнее.

— Бывает, что с Пильной прямо перед нами трогается «16-ый» (ходит от ГПТУ №7 через площадь на Пильную — Ред.), забирая всех пассажиров, — говорит водитель маршрута №6к Александр Машьянов. — В городе транспорта еще больше — «семерка», «11-ый». И как нам зарабатывать? Многие просто увольняются.

Непривычное ожидание

В «Городском хозяйстве» со всеми трудностями предлагают справляться по ходу, то есть в процессе работы, корректируя расписание и количество транспорта на линии не в часы-пик. Перевозчики, как могут, договариваются. Но вот как договориться с пассажирами?

— Если по интервалу движения «шестерки» и «16-го» мы смогли сговориться, — говорит Альберт Галиев (обслуживает маршрут №16), — то с людьми все сложнее. Они отвыкли ждать даже 15-20 минут. Больше пяти лет они ездили с интервалом 2-3 минуты. Сейчас курс взят на то, чтобы сократить количество «ГАЗелей», заменить их транспортом большой вместимости. От этого выигрывают предприниматели, потому что стоимость солярки и запчастей не соответствует большой частоте рейсов, но страдают пассажиры — время ожидания увеличивается.

 

«Болячки» учтем

Юрий Переверзев, мэр:

— Прошел месяц. Можно ли уже обсуждать, что хорошо, а что плохо? Я считаю, это преждевременно. Корректировка маршрутной сети, конечно же, будет. Она уже идет. Если мы проигрываем арбитражный суд, то выходим на конкурс уже с учетом «болячек», которые выявились. Но костяк маршрутов все равно есть, нельзя сказать, что мы изобрели что-­то новое. Есть маршруты, которые изначально считаются невыгодными, но не стоит забывать еще и социальную функцию. Новые маршруты добавлены по желанию горожан.