Полицейские рассказали о службе кинологов

В питомнике Первоуральска службу несут лишь немецкие овчарки. Такой выбор не случаен: немецкие овчарки идеально приспособлены для уральского климата, выдерживают сильные морозы. Спаниелям и лабрадорам — отличным поисковикам, суровую зиму пережить трудно. А вот кавказские овчарки считаются обладателями неуравновешенного нрава. «Им бы леса охранять», — считает кинолог Сергей Чень.

В первоуральском отделе МВД служат 11 бравых собак, которых кинологи считают полноценными напарниками. Ведь именно они выполняют основную работу.

 Кавказский разбойник

— Вот он, мой любимец, — старший сержант полиции Сергей Чень, треплет за ухом четырехлетнюю овчарку по кличке Абрек. — Когда привезли партию щенков в питомник, то я на него сразу внимание обратил — он был самый подвижный, и громче всех скулил. Так мы и стали не только напарниками, но и друзьями.

Щенков в питомник привозят в месячном возрасте.

— Я его домой принес в специальной сумке, — улыбается Сергей. — Так и жил у меня в квартире, пока не подрос.

Детство у служебных собак очень дисциплинированное — с малолетства их надо приучать к порядку, чтобы будущий четвероногий страж порядка понимал, что его хозяин — это вожак.

— Начинали с самых простых команд — приучал к кличке, командам типа «Сидеть!» и «Лежать!», — продолжает старший сержант. — Абрек очень активный и непоседливый, но, в то же время, смышленый — схватывает на лету. Наверное, кличка не случайна — накладывает отпечаток на него.

Абрек — это кавказский разбойник, отчаянный храбрец. В жизни Сергея Ченя — это уже второй Абрек.

— В армии я тоже служил кинологом, у меня была замечательная собака по кличке Абрек, — вспоминает кинолог. — Поэтому я недолго думал над тем, как назвать нынешнего питомца — мне хотелось, чтобы он вырос таким же, как и мой прежний напарник, перенял лучшие качества. Они и в самом деле очень похожи.

Срок службы полицейской собаки — 8 лет. Но после того, как пса списывают, его ни в коем случае не усыпляют. Собаке ищут новых, уже гражданских, хозяев, которые обязаны ухаживать за ней. Нередко приходят за животными пенсионеры, которым хочется о ком-­нибудь заботиться.

 А зубы чистят морковкой

Уход за собакой, тем более служебной, дело хлопотное, ведь только здоровый пес может помочь в раскрытии преступления.

— В первую очередь, с утра собаку надо выгулять, осмотреть, не поранилась ли она, провести уход — почистить собаку щеткой, влажной тряпочкой, вычесать животное, — рассказывает Чень.

А вот чем кормить подопечного пса — выбирает сам кинолог, исходя из предпочтений питомца — кашей, сухим кормом.

— Проще сказать, что мой Абрек не любит, — отвечает на вопрос о предпочтениях Абрека Сергей. — Он ест все, даже траву — это помогает ему чистить организм от скопившейся в желудке шерсти, излечивает от недомоганий. Кроме каши и корма, собаке нужно обязательно давать витамины, овощи, фрукты и рыбу.

При дрессировке служебных собак поощряют не только добрым словом, но и лакомством.

— Сахаром? — почему­-то спросила я.

— Ни в коем случае, — смеется кинолог. — Сахар очень быстро разрушает эмаль зубов собаки, а мы хотим, чтобы у нее были здоровые зубы как можно дольше. Поощряем кусочками мяса, либо печеньем, его можно давать.

За зубами служебных овчарок ухаживают особенно тщательно — покупают специальные косточки — дента­стикс, а также простые кости и мослы.

— Морковку даем погрызть — отлично очищает ротовую полость.

Зайда, Ванесса, Гильза, Айк, Коста­Рика, Абрек, Феникс, Спартак — среди служебных собак не встретишь Тузиков и Шариков.

 Ты и я одной крови

За каждой собакой закреплен свой сотрудник. Свой и только свой — другой кинолог не имеет права работать с собакой даже если экстренный вызов, у него просто нет к ней допуска.

— Когда кинолог выбирает себе собаку, то они становятся полноценными партнерами, — подключается к разговору старший лейтенант полиции Сергей Овсянников. — Служебный пес привыкает к сотруднику, воспринимает его как хозяина, а хозяин может быть только один. Когда кинолог в отпуске, его собака тоже отдыхает.

Рабочий график у служебной собаки такой же, как и у полицейского — сутки через трое.

Случайные люди не приходят работать кинологом — для этого мало знать свою работу, ее необходимо любить. Даже во время отпусков сотрудники приходят и ухаживают за своим четвероногим напарником.

— Это похоже на фанатизм, — смеется Овсян­ников, — мы могли бы и сами поухаживать за собакой, пока человек отдыхает, но нет же — приходят, выгуливают, тренируют, будто и не в отпуске вовсе.

— Собак я с детства любил, но держать в доме пса мне было запрещено категорически, — вспоминает Сергей Чень. — Мне очень повезло с моей работой — это тот труд, который совмещает умственную и физическую деятельность, дает общение с животными. Когда общаешься с животными, то получаешь эмоциональную разгрузку: они же как дети — такие же непосредственные. Я иногда сам чувствую себя собакой, когда общаюсь с Абреком. Такое единство дорогого стоит.

 Стальные нервы

Первоуральские служебные собаки работают много. Кинологов вызывают на место преступления, когда предстоит обыск квартиры и необходимо найти наркотики или запрещенные препараты.

— Индустрия наркотиков развивается очень быстро, мы не успеваем обучать собак — новые вещества, новые запахи. Это ведь дополнительное время, дополнительные тренировки, — комментирует Сергей Чень.

Кроме того, собак отправляют в командировки на Кавказ для обнаружения взрывчатки.

В нашем городе перед каждым мероприятием место скопления людей обследуется кинологом с собакой — они осматривают местность и помещения.

Без розыскных мероприятий никуда, когда собака берет след и находит либо вещь, либо преступника.

— Успех зависит от тех условий, в которых собаке приходится работать, — продолжает Сергей. — Иногда приезжаем на место преступления через пять дней — тогда, конечно, собаке сложно взять след. Роса, дождь и влага очень хорошо влияют на работу собаки, а вот сильный дождь следы смывает. Равно как и сильный ветер сносит запахи в сторону. Собака хорошо работает ночью, на рассвете, когда влажно и прохладно.

Круглогодично собаки живут в вольерах — зимой не холодно, у них отличная густая шерсть.

— Абреку у меня в квартире было бы жить жарко и тесно. А здесь постоянное общение с другими собаками, простор, — комментирует кинолог.

За разговором мы следуем на кинодром — специальную площадку, оборудованную барьерами, бумом, лесенками, там дрессируют служебных собак.

Абрек явно рад — поразмять мышцы, показать силу и ловкость для него — приятное разнообразие в будни. Здесь же ему придется продемонстрировать и свои боевые навыки.

Сергей Чень приказывает Абреку лежать — пес беспрекословно слушается хозяина, внимательно смотря в глаза кинологу.

Как выяснилось, зрительный контакт очень важен — собака улавливает малейшие изменения во взгляде и интонациях, во время тренировки обычно игривый Абрек очень серьезный и сконцентрированный. Сергей зажигает петарду и бросает неподалеку от животного.

— Сейчас испугается и убежит, — предполагаем мы.

Петарда взорвалась. Абрек вздрогнул, но не сдвинулся с места.

— Стальные нервы, — улыбается старший лейтенант Овсянников, за плечами которого 20 лет работы в кинологической службе. — Не зря же они пятое место на областных соревнованиях заняли.