Как живут и работают мостостроители Талицкого путепровода

Ремонтные работы — потенциально опасны для пешеходов. Однако местные жители, вопреки здравому смыслу, срывают оградительные ленты и ходят прямо по территории, рискуя получить травму. Строители призывают пешеходов соблюдать технику безопасности и переходить Ж/Д пути через мост.

Весь Первоуральск ждал ремонта Талицкого путепровода. Сейчас строительные работы идут полным ходом — дорожники реанимируют самую главную артерию города практически круглосуточно. О работе, быте и особенностях жизни мостостроителей узнали «Городские вести».

 Мосту необходимо качаться

Мы въезжаем на территорию лагеря мостостроителей, который расположен прямо под путепроводом. На часах уже 20:00, воскресенье, но работа кипит. Слышны звуки отбойного молотка, иногда мимо нас проходят поезда. Территория «лагеря» почти пустует.

— Это далеко не первый мой мост, — рассказывает нам мастер ООО «Жасмин» Сергей Никулин. — К особенностям вашего можно отнести, пожалуй, то, что в середине моста, над железной дорогой, вместо привычных бетонных балок расположен металлический пролет. Возможно, это было сделано потому, что такой длины высокопрочных бетонных балок, когда мост строили, еще не было. Вторая особенность, уже приобретенная — путепровод в очень запущенном состоянии: соединяющие балки швы частично разрушились, а края бетонных балок изопрели. Мы их зачистили и теперь будем заново бетонировать. Но мы с ребятами и похуже мосты видели.

Cпециальные домкраты для мостов — основные на 80 тонн и вспомогательные на 25 и 50 тонн — имеют ручной привод. При работе с ними строители используют специальные гидравлические усилители.

В целом же, по словам Сергея Николаевича, Талицкий путепровод — вполне обычный: сначала идет фундамент стойки, потом сама стойка, на ней размещается ригель, на котором стоят подферменники, затем — металлические опоры, а на них как раз и стоит пролетная балка — крепкая, длинная и широкая. Сверху она покрывается защитным покрытием, затем — выравнивающим. И только потом стелется дорожное полотно.

— Сегодня меняем опорные части. Сейчас между пролетными балками моста и ригелем, на который они опираются, стоят металлические опоры. Это не лучшим способом сказывается на состоянии моста. Дело в том, что статичному с виду мосту необходимо чуточку качаться — это частично снимает с него нагрузку, иначе мост рискует сломаться от чрезмерного напряжения в несущих частях. Мы приподнимаем мост на пару сантиметров, вытаскиваем эти металлические опоры и меняем их на резиновые, которые позволят мосту увеличить сопротивляемость к нагрузкам. Помимо этого, старые подпорные стенки у железной дороги завалились, мы их тоже будем менять. Увенчается все это великолепие новыми бордюрами.

При словах «поднимаем мост», воображение сразу рисует нам какие­то фантастические картины. На самом деле подъем моста выглядит примерно так: несколько рабочих доставляются подъемником на ригель. Там они устанавливают домкраты, заводя их под пролетную балку. Затем рабочие вручную приподнимают небольшой отрезок моста на два сантиметра, чтобы заменить старые опоры.

Опоры эти небольшие — примерно 25 на 25 см, и их заносят на руках. На данный момент, по словам мостостроителей, завершена одна четверть от всех запланированных ремонтных работ.

— Могли бы и быстрее, — говорит Сергей Никулин. — Но ремонт над железнодорожными путями осложнен тем, что работать можно только тогда, когда есть временное окно в движении поездов.

 Экскаватором и отбойниками

Сергей Никулин показывает нам место, где проводятся работы.

— Вот тут мы укрепляем опорные конусы моста бетонными плитами, раньше они были не укреплены, — говорит он. — Эта работа немного осложнена тем, что нам мешают электрические кабели, которые тянутся по земле от железной дороги. Видите, мы немного очистили внешний край пролетных балок от старого бетона. Сейчас рабочие устанавливают опалубку. Дело в том, что мы планируем расширить мост с этой стороны на 50 сантиметров. Одновременно убираем остатки старых швов, которые заменим немецкими, фирмы «Мауэр».

Стационарный электрогенератор на 100 киловатт снабжает мостостроителей электричеством. Это — единственный источник энергии. Генератор работает круглые сутки и в среднем расходует 70 литров дизтоплива.

Перед нами экскаватор закончил работу с очередным участком моста. Мы подходим к нему.

— Очень мало места, — говорит машинист экскаватора Алексей Кукушкин. — Тут узкое место, и возникают небольшие сложности с передвижением. Но это — мелочи, в целом объект мне нравится. За эти дни мы сняли почти все старое покрытие. Что получается экскаватором — снимаю я, а остальное снимают ребята с отбойными молотками.

Крановщик Андрей Беспутин в свободное время читает книгу «Мелочи жизни» Феликса Кривина.

 Электрическое сердце

В распоряжении рабочих имеется портативный немецкий компрессор, снабжающий сжатым воздухом одновременно четыре отбойных молотка.

— Этому компрессору уже пять лет,— объясняет Сергей Никулин. — Техника ни разу нас не подводила. Намного лучше старых советских чудовищ. Тяжелые, громоздкие и неповоротливые, они создавали проблемы. Вообще, мы работаем на очень хорошей технике, и это сказывается на результатах наших трудов. Мы понимаем, сколько этот мост значит для Первоуральска, и наша бригада делает все, чтобы этот мост прослужил жителям города еще долго.

Мы проходим к необычной установке, от которой доносится шум мотора.

— Эта малютка снабжает электричеством весь наш городок, — рассказывает о своем генераторе моторист Александр Сердитов. — Машина работает круглые сутки, от нее очень многое зависит. Моя задача — следить, чтобы она не давала сбоев. Я провожу

техобслуживание каждые 250 моторчасов, также дополнительно меняю масло, фильтры и заправляю дизтопливом. Мощности хватает на обогрев вагончиков, питание двух сварочных аппаратов, на прогрев бетона на стройке и на прочие нужды. В вечернее время мы так же питаем освещение для рабочих на мосту и габаритные огни вокруг ремонтируемого участка. Их пришлось повесить после того, как один водитель немножко не вписался в поворот и задел наше ограждение

 Семь дней без близких

Сегодня на реконструкцию Талицкого путепровода «Жасмин» бросил практически все свои рабочие силы — 16 человек. Дорожники, в прямом смысле слова, здесь живут.

Мы заходим в новенький вагончик к строителям, которые уже отдыхают после работы. Вагончик рассчитан на шесть человек, он очень светлый, просторный.

Мы оказываемся в прихожей, объединенной с кухней, а слева и справа от нас — два купе. Все чистенько и прибрано. У плиты нас встречает крановщик Андрей Беспутин, проводит в купе и рассказывает о своей жизни на стройке.

— Подъем у нас в семь утра. Умываемся, кушаем, собираемся на работу. Возвращаемся в вагончики не раньше десяти часов вечера. Обедаем в столовой в Ново­-Талице, когда хотим чего-­нибудь «домашнего», мы готовим у себя в вагончиках. У нас тут есть газ, а в некоторых других «домиках» — электрические плитки. Мыться ходим в местную баню. Вообще­-то нам повезло, что объект рядом с баней и столовой. Бывает, работаем на отдаленных участках трассы, рядом ничего нет, и тогда сами возводим баню и кухню. Питьевую воду нам привозят исключительно из родного нашего Михайловска — у нас вся бригада оттуда.

Стационарный электрогенератор на 100 киловатт снабжает мостостроителей электричеством. Это — единственный источник энергии. Генератор работает круглые сутки и в среднем расходует 70 литров дизтоплива.

Мостостроители работают в Первоуральске вахтовым методом — дома не бывают по неделе.

— С женой каждый день созваниваемся, дети взрослые, ей одной дома скучно, — говорит Андрей. — Неделя — это еще ерунда. На моей прошлой работе меня по два месяца не было, вот тогда действительно было тяжело.

Иногда, когда у строителей появляется время на досуг, они могут посмотреть телевизор, поиграть в шахматы. Телевизор ловит всего два канала, поэтому частенько его заменяют книги.

— Работаем по 12 часов, — рассказывает дорожный работник Александр Захаров. — Я в дорожном строительстве второй год. Пока мне все нравится. Так здорово, работая в команде, создавать что­-нибудь монументальное, что простоит еще много лет. Забавно, когда едешь по дороге и неожиданно понимаешь, что это ты со своими товарищами делал этот участок. Еще и коллектив хороший. Только вот не вижусь с близкими так часто, как хотел бы, да и они по мне скучают. Часто звоню жене, иногда трубку выхватывает четырехлетняя дочка Варвара и говорит со мной — скучает.