Цены на продукты питания вновь подскочили

Каждый житель Свердловской области мог заметить осеннее подорожание продуктов первой необходимости — молока и хлеба — в среднем на 10%. «Городские вести» выясняли причину такого скачка цен и последствия для рядовых граждан.

 

Первоуральские пенсионеры говорят, что рост цен даже на несколько рублей весьма отрицательно бьет по карману.

Терпели до последнего

У кассы в магазине о подорожании говорит каждый второй покупатель.

— Для нас, пенсионеров, это ощутимое подорожание, — сетует покупатель Тамара Удилова. — Хлеб подорожал на два рубля, и на столько же — молоко. С моей небольшой пенсией я и так стараюсь экономить, а тут еще и повышение.

Тамара Удилова купила полбулки хлеба. Следом за ней в очереди был молодой человек.

— Я не особо ощущаю подорожание продуктов, — поделился Александр Иванов. — Если честно, я вот так с ходу даже не смогу точно подсчитать свои затраты на питание.

— Да, подорожание было, — замечает Галлия Бадриева. — Но из-за хлеба я бы не расстраивалась. Подорожанием на два рубля сейчас не удивишь. То ли дело колбаса — дорожает так дорожает.

Для начала мы поинтересовались о причинах роста цен на продукты у самих производителей. В частности, ситуацию с молочными продуктами нам разъяснили в сельхозкооперативе «Битимский».

— У населения отпало желание заниматься животноводством, даже в частном плане, — говорит директор сельхозкооператива Михаил Мальцев. — Это во многом потому, что затраты на производство продукции непрерывно растут. Рассмотрим показатели за первое полугодие 2012 года. Цены на топливо взвинтились на 153%, ветмедикаменты — на 118%, комбикорма в прошлом году стоили в среднем 8 рублей 50 копеек за килограмм, сейчас — 13 рублей 48 копеек — это подорожание где-то на 50%, якобы, из-за засухи. Сейчас все говорят, что наступила стабильность. Но стабильность, на мой взгляд, наступает тогда, когда у нас стабильные цены.

При этом, по словам Мальцева, на сырье нет никаких ограничений роста цен.

— На нашем предприятии вы не увидите такого же роста цен на готовую продукцию, — добавил Михаил Федорович. — В среднем, стоимость молока выросла всего на 7%. Мы держим наши цены чуть ниже среднеобластных. Мы бы хотели и дальше не поднимать цену, но старая уже не окупала производство молока. Да и подняли мы ее так, чтобы оставаться конкурентными по стоимости.

Немаловажной состовляющей является и импорт молочных изделий.

— Только что вырезал из свежей «Комсомольской правды», — показывает публикацию Михаил Федорович. — Импорт сыра — 45%, свинины – 41%, говядины — 30%, сливочного масла — 25%, мяса птицы — 20%, молока — 20%. За конкуренцию по молоку я спокоен. Молоко — скоропортящийся продукт, и доставить его из той же Германии свежим, не прибегая к консервантам — не получится. Другое дело — сыр, творог и сливочное масло. Уже сейчас многие люди покупают более дорогие голландские сыры, что уменьшает потребление отечественных, а это сказывается на благосостоянии предприятия.

 

Глобальная засуха

С зерном складывается более сложная ситуация, прогнозируется дальнейший рост цен.

— Засуха подняла цены на продовольственное зерно с 4,5 рубля за килограмм до 9 рублей — то есть в два раза, — констатирует министр агропромышленного комплекса и продовольствия Михаил Копытов. — Мало того, часть экспертов считает, что этот уровень цен не окончательный, они прогнозируют рост еще на 10%. Конечно, мы сейчас еще не можем делать точных выводов, ведь еще не закончился сбор зерна. Точно можно будет сказать только после 1 октября, когда все зерно уже будет посчитано.

Такая ситуация складывается не только у нас в области. Об этом сообщил 12 сентября экономист Михаил Делягин в интервью телекомпании «Невский экспресс».

— Повторяется ситуация 2010 года, — пояснил Михаил Геннадьевич. — На сегодняшний день оценки весьма сдержанные — погибло около 8% урожая. В целом, в этом урожайном году уровень производства зерна совпадет с уровнем внутреннего потребления. Ситуация отличается от 2010 года одним обстоятельством, нынешняя засуха носит глобальный характер. В США в этом году самая сильная засуха за 56 лет. Из-за высоких мировых цен на зерно у нас на внутреннем рынке может возникнуть дефицит, так как никаких ограничительных мер по экспорту зерна у нас нет. Возможны спекуляции на рынке продовольствия, и, как следствие, искусственный рост цен.