Насколько приспособлены так называемые «Газели» к перевозке пассажиров?

«А руки у вас откуда выросли?»

Слишком часто первоуральцы стали слышать подобные вопросы от водителей маршруток

Лучше не соваться

— Это просто безобразие какое-то, — возмущается жительница Первоуральска Олеся Глушкова. — Слава Богу, не меня коснулось, но девушку жалко.

Олеся Олеговна, мама двоих прекрасных малышей, села в маршрутку №5с. С детьми она предпочитает ездить на машине — удобнее, а сама довольно часто пользуется общественным транспортом, но свидетелем такого хамства, как в тот день, стала впервые.

— Следом за мной зашла девушка с ребенком, годика три мальчику, — продолжает Глушкова. — У ребенка  в ручке зажаты деньги за проезд — дети в этом возрасте часто проявляют самостоятельность. Не успели все пассажиры занять места, как водитель уже тронулся. От толчка девушка с мальчиком слегка потеряли равновесие, поэтому часть денег, которые ребенок хотел передать газелисту, упала и закатилась под водительское сиденье. Так этот мужчина, если его можно так назвать, начал требовать с женщины еще два рубля! «Руки у вас откуда растут?» — представляете, так выразиться в присутствии ребенка? Что за бардак! Мало того, что «Газели» расхлябанные, условий для проезда никаких, так еще приходится и хамство в дороге слушать!

Такие случаи не единичны. Пожилые люди вообще стараются не соваться в «Газели» и микроавтобусы, ведь не успеют они туда войти, как слышат зычный голос водителя — «Льгот нет!». Незакрепленные сиденья, грязные запаски, уложенные прямо под пассажирскими сиденьями, трудно открывающиеся и закрывающиеся двери — общественный «минитранспорт» оставляет желать лучшего.

— Я когда ездила к родственникам в Саратовскую область, то обратила внимание — там в каждой «Газели» или микроавтобусе сидит кондуктор. Почему бы и у нас не сделать также? — считает Олеся Глушкова.

 

Многие первоуральцы недовольны тем, что во время движения водитель отвлекается на получние платы за проезд, но сами водители ничего криминального в этом не видят и кондукторов нанимать не намерены.

Можно и без кондуктора

С этим вопросом «Городские вести» обратились к главному инспектору  Уральского управления государственного автодорнадзора в Первоуральске Валерию Муравьеву.

— Как вы считаете, Валерий Анатольевич, пригодны ли привычные «Газельки» для перевозки пассажиров? Кондуктора не посадишь — вряд ли водители согласятся пожертвовать еще одним посадочным местом, техническое состояние очень часто плачевно у нерадивых хозяев, которые транспорт используют исключительно как средство для зарабатывания денег.

— Ну почему вы считаете, что техническое состояние большинства маршруток плачевное? — начал Валерий Муравьев. — Есть критерии и положения по допуску транспортных средств к участию в дорожном движении. Есть соответствующие органы, которые аккредитованы проводить проверку общественного транспорта — например, станция диагностического контроля, ГИБДД. То есть, если бы маршрутка не прошла технического контроля, то и на улицы города ее бы не выпустили. Другой вопрос, по каким критериям ведется оценка состояния транспортного средства: дверь закрывается — хорошо, но какими усилиями — это уже другой вопрос.

Валерий Анатольевич отметил, что в большинстве случаев проверяющих даже не пускают внутрь автобуса — на предприятии «Лира», например — дескать, вот автобус — смотрите, а в каком состоянии он внутри, как работает двигатель — остается только догадываться.

— В принципе, кондуктор в маршрутках, конечно, нужен, — продолжает госинспектор. — Но при желании можно придумать и альтернативные варианты. Я недавно побывал на Северном Кавказе, обратил внимание на то, как там организовано движение общественного транспорта. У них работают маленькие микроавтобусы с двумя дверьми, где над задней написано — вход, а над передней — выход. Я по первоуральской привычке зашел в переднюю дверь и начал озираться, где объявление со стоимостью проезда. Не увидел. Спросил — заплатил. А в следующий раз я зашел, как положено. И все сразу увидел — и стоимость проезда, и что денежки надо передать при выходе из автобуса. Местные жители довольны и не требуют кондуктора, потому что процесс организован правильно.

— А где взять двухдверный транспорт в Первоуральске?

— В принципе, в «Газели» тоже две двери, но переделать конструкцию вряд ли получится. Вообще, кто сконструировал «Газель» — тому бы руки оборвать. Пассажиры должны сидеть в одном направлении — направлении движения транспортного средства, а как они сидят на самом деле? Представляете, как полетят люди, если, не дай бог, случится авария? А это дополнительные факторы для получения травм. Сейчас появляются модернизированные «Газели» — «Луидоры», где все сиденья ориентированы в одном направлении, и крыши повыше, в полный рост можно встать.

А вот водители городского маршрута №15 решили проблему по-своему.

— Водители  не трогаются с остановки, пока не возьмут плату со всех пассажиров, а те не займут свои места, — поясняет Муравьев. — Никто не торопится, и без кондуктора обойтись можно. Не секрет, что только от водителя зависит процесс движения — будет ДТП или нет. Работа водителя делится на два аспекта: 20% —механические действия человека, сидящего за рулем, а 80% — это постоянное изучение внешней окружающей среды, получение информации, мгновенная ее оценка. Если я буду управлять рулевым колесом одной рукой, а вторую положу на рычаг переключения передач — это не так страшно, а вот если я начну отвлекаться, например, говорить по телефону или получать деньги от пассажиров, то это уже чревато.

С 1 января 2013 года вступает в силу новый закон, который обязывает установить тахографы на весь общественный транспорт, включая маршрутки. Это специальные приборы, регистрирующие такие параметры, как скорость движения, пробег автомобиля, периоды труда и отдыха экипажа.

— Стоимость одного аппарата — порядка 50 тысяч, — подводит итог Валерий Анатольевич. — Как думаете, выгодно устанавливать его на «Газель», стоимость которой всего вдвое превышает стоимость тахографа? Вот и думается мне, что после Нового года большая часть маршруток уйдет с дорог города, опасаясь штрафов.

А штрафы будут налагаться как на водителей, так и на юридические лица, причем, индивидуальные предприниматели приравниваются к таковым — в случае чего, придется раскошелиться на несколько десятков тысяч.

Алексей Костенко, водитель с 25­летним стажем работы

— За восемь лет я уж привык ездить без кондуктора, не трудно. Да и куда его? Ему же платить надо, значит, я в деньгах потеряю. Я же на хозяина работаю: ему надо план сделать, машину заправить, самому что­то заработать, а тут еще кондуктору плати! Тогда я домой вообще ничего не принесу — зарплаты у нас нет, все зависит от выручки. А что касается тахографов, то в городе они лишние. Зачем? Может, и нужны они на пригородных маршрутах, а на городских дорогах мы не переутомляемся: свои часы отработали и домой. Да и вообще «Газель» столько не стоит, сколько за тахограф отвалить придется.