Первые серьезные итоги борьбы с наркоторговцами-курёхами

Напомним, что 18 июня первоуральцы первый раз вышли с баллончиками краски в руках, чтобы закрасить ICQ-номера и надписи типа «легал», «курёха», «скорость», «план», «тапки» — то, за чем скрывается не что иное, как сбыт наркотиков типа JWH. Сначала местные дилеры засуетились — надписей по всему городу стало появляться все больше, но потом подключилась полиция, и пыл «курёх» поубавился. Итоги акции «Забей «курёху» подводит ее инициатор и лидер общественной организации «Первоуральцы» Виталий Листраткин.

Напас (Владислав Б.) был пойман полицией одним из последних. Люди именно его группы расписали центральную часть города, включая мемориал на площади.

— С удовольствием констатирую, что ситуация с «курёхами» в Первоуральске переломлена. Усилиями неравнодушных людей за три месяца практически полностью истреблена сеть сбыта JWH. В настоящее время приговора ожидают шесть человек, в том числе, небезызвестные Лига или Лигалайз (Александр Шляхтин), Фаст (Александр Кириллов) и Напас (Владислав Б.). Это основной костяк всех первоуральских наркоторговцев. К сожалению, не в изоляторе находится организатор сети — человек с никнеймом «Павлик». По последней информации — он вообще уехал из города. На свободе бегают еще два понятных нам дилера. Параллельно с хорошими новостями, увы, есть и не очень добрые — наметилась нехорошая тенденция появления в Первоуральске новых дилеров, еще неизвестных нам. Такая ниша явно свободной быть не может. Все, что удалось на данный момент выяснить — один дилер из Екатеринбурга, работает на Эльмаш, Уралмаш, Первоуральск и Ревду, и один из местных поднял перископ — причем, пользуется не короткими, а стандартными аськами. Они уже появляются на фасадах. Кто-то решил снова попытать счастье в этом шатком «бизнесе». Но надо отметить, что после всего, что было, масштаб уже не тот — в десятки раз меньше. Если ситуацию выпустить из-под контроля, то все повторится — сомнений нет. Но отпускать поводья мы не намерены — ситуация находится под контролем, как у полиции, так и у общественности. Здорово, что народ, увидев ICQ-номера, старается подать сигнал или самостоятельно закрасить свежую надпись.

— То есть  можно говорить о том, что именно благодаря общественной инициативе удалось добиться положительного результата?

— Тут палка о двух концах. Если ты поднимаешь этот вопрос, будоражишь общество, говоришь, что «курёхи» — это адское зло, то тут же начинает шевелиться полиция. Почему я так говорю? Потому что до 18 июня все просто наблюдали за граффити, все видели весь этот иконостас «тапок», «ешек» и прочих словоблудий, но ничего не делали — всем было наплевать, и полиции, в том числе. Когда начали педалировать ситуацию — забегали все, сразу же пошли задержания. То есть, с одной стороны — давление общественников, с другой — решительные действия властей. А действия должны быть именно решительными, потому что я всегда говорил и буду говорить, что с этой публикой невозможно договориться. Если этих гавриков отпускать, то они непременно вернутся к торговле JWH. Причем, сам он может не курить, но он будет продавать. Как об стенку горох. Последний из задержанных — Напас (Владислав Бойцов) — он и торгует, и употребляет, находясь, при этом, еще и под статьей 228, поскольку ранее уже задерживался за хранение JWH. Я убежден, что у всех этих гавриков мыслительных способностей — ноль.

— Как вы считаете, искоренить проблему под силу в отдельно взятом городе, и в чем вообще корень проблемы?

— Я уже говорил, что мы боремся фактически со следствием, не с причиной. Причина производится в Китайской Народной Республике, и решение тут простое — надо, чтобы Владимир Путин приехал в Китай и переговорил на соответствующие темы с председателем, чтобы тот сказал — закройте уже фабрики. И все. И тогда у нас всего этого не будет. Причем, сами китайцы ведь не употребляют всю эту дрянь — им нельзя, это строго карается. А вот продавать — не грех. Этим они и пользуются. Там целый город, напичканный фармацевтическими фабриками, которые работают на зарубеж. И пока будет такое предложение, трудно искоренить спрос. Химия, по большому счету, дешевая, да и формулы меняются быстро. Был случай — взяли цыгана со ста граммами порошка. Это мегакрупный размер. Сделали экспресс-анализ и выяснилось, что порошок не попадает не под одно из запрещенных веществ. Эффект у него такой же, как у всех JWH и ему подобных, но изменена формула, и законодательно нельзя сказать, что это наркотик. Это объясняется именно тем, что работает над этим целый химический концерн.

— Не просчитывали примерно, какой процент молодого населения Первоуральска подсажен на все это, сколько денег ежемесячно получали задержанные дилеры?

— Сложно сказать, сколько в городе тех, кто более или мене регулярно употребляет JWH. Я считаю, что где-то процентов 20 тех, кто не стабильно, может, но хотя бы пробовал и имеет представление об этом. В денежном эквиваленте, по словам той же задержанной четверки, оборот у каждого организатора составлял полмиллиона рублей в месяц. На четыре группы — два миллиона. Но я думаю, что чуваки немного врут. Скорей всего, речь идет о более крупных суммах. Не будем забывать, что задержаны не основные игроки. Еще есть оптовики и Павлик, который «сквозанул» то ли за пределы города, то ли за кордон. Реально этот «бизнес» ежемесячно собирал порядка 10 млн рублей. Надо понимать, что 10 млн рублей — это эквивалент химического порошка, который так или иначе оседал в организмах подростков и молодых людей, поскольку вся эта белиберда потребляется исключительно молодняком. Случаи со взрослыми единичны.