Школьник получил сотрясение головного мозга после конфликта с учителем

Конфликты в стенах школы не редкость — так говорят психологи, считая педагогический процесс одним из самых сложных. То мальчишки выясняют отношения друг с другом, то старшеклассники терроризируют младших ребят, порой возникают стычки между педагогами и учащимися. Это и произошло в школе №28 поселка Талица, когда учитель физкультуры Станислав Герасимов решил поговорить с шестиклассником Леней Божинским по-мужски, на время забыв, что в стенах школы он, в первую очередь, учитель. Как маленький хулиган получил сотрясение мозга, можно ли было этого избежать и каковы последствия ситуации — разбирались «Городские вести».

Леня Божинский

Ребенок сложный. Значит, лупить?

Шестиклассника Леню знают не только в талицкой школе, но и далеко за ее пределами. Мальчишка не отличается спокойным нравом — в каких переделках он только не побывал. Звонки из школы для мамы Леонида, Жанны Божинской, уже давно не являются неожиданностью — по первому требованию учителей она приходит за сыном, отчитывает его за очередной конфликт и забирает домой. Но 15 ноября ей позвонил сам Леня, всхлипывая в трубку.

— Я сначала не поняла, что случилось, — рассказывает Жан­на Анатольевна. — Звонит Леня, в слезах, что говорит — разобрать не могу. Перезваниваю нашей классной руководительнице Елене Ивановне и спрашиваю: «Что опять случилось?»

Стычки со сверстниками — обычное дело для Лени, поэтому Жанна Божинская ожидала услышать от классного руководителя очередное сообщение об очередной драке. Елена Ивановна так и сказала — подрались с мальчишками. Но в это время домой пришел сам Леня и рассказал совсем другую версию произошедшего.

— Я в раздевалку пошел, переодеваться на физкультуру, — говорит сам Леня. — Мы начали дурить с моим одноклассником — Русланом Закировым: валялись, боролись. В это время ко мне сзади подошел физрук Станислав Валерьевич — он у нас даже физкультуру не ведет. Он отшвырнул меня в сторону, я упал и ударился головой. Потом я ему что-то нахамил, а потом он меня затащил в раздевалку, толкнул, я снова ударился об стенку… Потом не помню, что было. А когда встал, то взял телефон и позвонил маме.

Мать школьника поразилась, увидев ребенка — одежда разорвана, ссадины, большая шишка на виске.

— Он пришел домой, его сразу стошнило, — продолжает Жанна Анатольевна. — Я подумала, что это — сотрясение мозга, начала собирать сына в травмпункт. Хотели поехать сразу, но по пути решила, что в школу заглянуть надо, уточнить, что же произошло на самом деле.

По словам женщины, в здании школы ее уже встречала вся администрация — директор Нина Зайцева, два завуча, классный руководитель. Не было только учителя физкультуры — он появится позже и предложит Жанне  Божинской поговорить с глазу на глаз, но та откажется.

— Они мне кричат: «Ваш ребенок такой-сякой…Забирайте документы, уходите из школы!», — возмущается мать школьника. — Я отвечаю, что ребенка бить непозволительно никакого, особенно — в школе. Позже Нина Петровна (директор школы — ред.) мне перезванивала, извинялась за то, что наговорили, спросила, устроит ли меня, если физруку объявят выговор. Родители говорят, что он такого сделать не мог, на Станислава Валерьевича это вообще не похоже. Видимо, получилось, на эмоциях. Если бы у нас не было сотрясения, то вообще ничего бы и не было. На данном этапе я и не знаю, чего я хочу: мне и учителя жалко, и на конфликт со школой я идти не хочу. Но где гарантия, что завтра он вообще кого-нибудь не убьет на эмоциях?

Божинская отвезла сына в травмпункт, оттуда их направили в детскую больницу на Гагарина. Заключение невролога — сотрясение мозга, прописали циннаризин, а также постельный режим.

 

Учитель физкультуры в школе №28 Станислав Герасимов сожалеет об инциденте с шестиклассником Леней, но считает, что не ударить школьника в этой ситуации он просто не мог.

Опасен для сверстников

Администрация школы №28 от комментариев не отказалась. Директор школы Нина Зайцева считает, что оптимальный вариант обучения для Лени Божинского — на дому, в школе оставлять его опасно, ведь дня не проходит, чтобы мальчик кого-нибудь не побил или не оскорбил. В талицкой школе Леня учится второй год, до этого успел поменять две школы.

— Несколько слов о самом мальчике, — говорит Нина Петровна. — Особого интереса к обучению он не проявляет, отличается повышенной конфликтностью, драчливостью, считает, что все его действия останутся безнаказанными. В школу приходит  не с целью получить новые знания, а провоцировать конфликтные ситуации не только с учащимися, но и с сотрудниками школы. Например, за два месяца этого учебного года на мое имя поступило 17 докладных с просьбой принять меры в отношении Лени Божинского. А 15 ноября произошло вот что: Леонид без видимых на то причин начал драться с Русланом Закировым. Не просто дрался — душил. Да душил так, что Руслан, по словам одноклассников, хрипел.  Испуганные дети попросили помочь проходившего мимо учителя физкультуры Станислава Герасимова. Вы понимаете, что учитель обязан был превысить свои должностные полномочия, потому что на слова Леонид не реагировал, Руслана не отпускал?

За превышение должностных полномочий Станиславу Герасимову, который ведет физкультуру в школе два года, объявлен выговор. Но  администрация школы собирает пакет документов для медицинской экспертизы Леонида Божинского, чтобы перевести его на индивидуальное обучение на дому.

—Дальнейшее его пребывание в стенах школы представляет угрозу для учащихся, — заявляет Нина Зайцева.

— Когда Леня пришел к нам в пятый класс, мы пытались сделать так, чтобы он безболезненно прошел адаптационный период, — поддерживает директора завуч по воспитательной работе Галина Заболотских. — По каждому случаю были беседы с мамой, которая всегда откликалась, папа приходил. Родители пострадавших от Лени детей тоже не обращались в полицию, потому что речь идет о детях, договаривались мирно. У нас есть право обращения в прокуратуру, но мы пытались справиться своими силами. Не получилось. Такого рода детей у нас еще не было. Он пытался диктовать нам свои условия, он еще до поступления в школу сказал: «Я всех здесь построю!» Его не устраивают учебные требования, даже обычные — пойти на урок, открыть учебник, демонстративно протестует, я лично сидела с Леней на уроках, чтобы он хоть что-то делал. Не стоит забывать, что поведенческие навыки ребенка формируются до школы, в семье. Если бы родители исполняли наши рекомендации, и было бы единство семьи и школы, то подвижки были бы реальными.

Станислав Герасимов, тот самый учитель физкультуры, не стал отказываться от общения с прессой.

— Раньше такого в моей практике не случалось, — комментирует Станислав Валерьевич. — Его сотрясение мозга, возможно, было и раньше, просто не обращали внимания. Я не думаю, что именно я приложил к этому руку. Да, я отшвырнул Леню, потому что Закиров уже не сопротивлялся, хрипел, пока Божинский его душил. Леня продолжал сквернословить, не обращал на меня внимания. Что мне было делать? Леня начал оскорблять меня такими словами, которые — дикость для любого нормального человека. Если бы я не отреагировал, то дети подумали бы, что Божинский прав. Я затащил его в раздевалку и дал ему пару пощечин. Мы были не вдвоем, было еще 5­6 человек детей, которые все видели. Я готов пообщаться с родителями, мне их очень жаль — проблем с Леней будет еще немало.

Станислав Герасимов принес свои извинения семье Божинских за то, что превысил свои должностные полномочия, но считает, что поговорил с мальчиком по-мужски. Мать Леонида написала заявление в полицию, школа собирает документы для исключения Лени из школы, а также его медицинского освидетельствования, физрук Станислав Герасимов готов выступить в суде. А что сам Леня?

— Я понял, что надо меньше нарываться … и не надо злить людей.

 

Попал в переплет

Марина Быкова, психолог:

— Я успела посмотреть сюжеты по телевизору, посмотрела на физрука. По его физиогномике составила его психологический портрет. На меня педагог произвел очень хорошее впечатление — очень порядочный, думаю, хороший семьянин, да и пойти работать в школу — это показатель для молодого мужика. В целом, он был в таком состоянии, что просто поступил по-мужски: не педагогично, но ситуация была экстремальной, другого выхода у него не было. Насколько я поняла со слов директора школы Нины Зайцевой, ребенок поздний, неуправляемый, избалованный. Возможно, такое поведение может быть обосновано нарушениями в нервной системе — порядка 80% неуправляемых, агрессивных детей имеет такой диагноз. Может иметь место родовая травма, отчего постоянно у ребенка внутричерепное давление — отсюда гиперактивность, агрессивность. Родители игнорируют рекомендации невролога, когда прописывают определенные препараты в раннем возрасте, мол, зачем травить ребенка? А в подростковом возрасте хватаются за голову и не знают, что делать.

Леонида Божинского нужно показать грамотному детскому неврологу, сделать снимки. Считается, что ребенок не учится агрессии в школе или еще где-то, вся агрессия идет из дома. Если ребенок хорошо знает мат, то он много слышит его дома. Если он провоцирует на себя агрессию, то для него это нормальная форма общения. Если б вас физрук откинул в сторону, стали матом бы крыть? Да в шоке были бы, как и любой нормальный ребенок. А здесь ему показалось мало, и он стал на подсознательном уровне просить физического наказания. Физрук не произвел на меня впечатления человека импульсивного и склонного к агрессии. Ситуация двоякая. Мы говорим о семейной проблеме, а физрук попал в переплет.

 

Надо извиниться

Любовь Колотилина, адвокат конторы №2:

— В данной ситуации учителю грозит уголовная ответственность. В зависимости от наступивших  последствий это может быть ст.116 (ответственность за побои), по 115 (за легкий вред здоровью) или 112 Уголовного кодекса РФ (за вред здоровью средней тяжести). Администрация школы должна установить обстоятельства произошедшего, потребовать письменного объяснения от учителя физкультуры. Также необходимо, на мой взгляд, принести извинения родителям ученика. Для родителей будет актуальным то, что приведенные статьи Уголовного кодекса РФ (кроме последней) позволяют возбудить и прекратить уголовное дело по инициативе потерпевших, по ст.112 Уголовного кодекса прекращение уголовного дела также возможно в связи с примирением сторон без вынесения приговора суда. Поэтому  ситуация будет развиваться в зависимости от действий родителей: в случае, если те настроены на то, чтобы привлечь к уголовной ответственности педагога, то они вправе подать заявление в полицию, давать показания, выступить в качестве потерпевших в суде. Также у родителей есть право потребовать возмещения им причиненного вреда, понесенных в связи с травмой материальных затрат и компенсации морального вреда. Данные требования могут быть предъявлены и к школе, и к учителю физкультуры. В свою очередь для педагога страшно не только привлечение к уголовной ответственности, но и то, что вынесение приговора суда является основанием для прекращения с ним трудовых отношений с внесением соответствующей записи в трудовую книжку, при которой будет проблематично работать по специальности. Соответственно, если учитель настроен сохранить работу, то ему необходимо стремиться прекратить уголовное дело.