Дорожники очищают от снега городские улицы еженочно и пока справляются

Однако зима еще вся впереди. Готова ли техника к снегопадам, на все ли хватает денег у дорожников и есть ли бодрость духа у простых рабочих — узнавали «Городские вести».

Смена грейдериста Назара Асоева начинается в 23.00 — очищать дороги от снега проще ночью, когда нет интенсивного движения. Не исключено, что когда начнутся снегопады, техника будет выезжать на дороги еще и в дневное время.

Грейдеристы пошли в «бой»

Работать все время в ночь — дело непростое, однако для грейдериста — привычное. Назар Асоев каждый вечер собирается на смену, и если выпадет хотя бы один выходной на неделе — считай, повезло. Сначала в гараж за техникой, затем — на заправку и вперед — на городские улицы.

— Что поделаешь! Наступил наш сезон работы, — говорит Назар. — Сегодня немного снега, но дороги все равно надо очищать. У нас ведь задача одна — очищаем проезжую часть от снега, а вариантов ее решения несколько, в зависимости от ситуации — сдвигаем валы поближе к обочине, ножами срезаем наледь, снежный накат, колейность убираем.

Мощная машина движется по дороге медленно — не более пяти километров в час. До рассвета надо успеть сделать запланированный объем работ, который каждый грейдерист получает перед сменой.

— Сейчас проедем Кольцевую, улицу Дружбы, Шахтерскую на Пильной, потом по городу пойдем — район улиц Папанинцев и Комсомольская, — смотрит в план рабочий.

При этом идет по снегоуборочному маршруту Назар не один — снег счищает команда из двух грейдеров и одного трактора.

— Это чтоб за один раз убрать все, — улыбается Назар. — Иначе машины быстро растащат снег по дороге вновь.

За штурвалом снегоуборочной техники мужчина работает уже пять лет. Столько же лет и самой машине, на которой он сегодня выходит на работу.

— Конечно, надо бы технику менять — не новая она, — говорит он. — Второй грейдер у нас — 2000 года. Есть и 1995­-го. Но справляемся. Когда снегопады сильные, то выходим еще и днем на уборку — в 1,5­2 смены.

За одну смену один грейдер сжигает 90-­100 литров солярки, а если снегопад сильный, то уходит и 120 литров.

— Мы-то нагрузок не боимся. Привыкли, — отмечает при этом рабочий. — Трудность в том, что мешают автолюбители. Часто машины бросают на проезжей части, а грейдеру не развернуться. Все это затрудняет работу.

Помимо водителей, которые не только не уважают дорожников, но порой и раздражаются, видя большую технику на своем пути, есть и иные трудности — например, непростые для очистки улицы.

— Проспект Космонавтов сложно чистить, — улыбается Назар. — Там колодцев много и они выше уровня дороги.

Следом за грейдеристами, в часа 3-­4 ночи, на дороги города выходят машины, подсыпающие проезжую часть песочно-соляной смесью, а также техника, вывозящая снег за город.

Минус один, плюс один

Контракт на содержание улично-дорожной сети выполняет МПО ЖКХ. Работают пока еще в рамках договора на 2012 год, по которому до конца декабря осталось освоить порядка 2 млн рублей. Парк техники насколько смогли — подлатали и приступили к зимнему комплексу дорожных работ.

Всего у МПО ЖКХ пять грейдеров, четыре КДМ-ки, которые подсыпают наши дороги, один погрузчик и два трактора «Беларусь».

— Недавно, правда, вышел из строя один грейдер, — говорит директор учреждения «Городское хозяйство» Юрий Попов. — Но даже с четырями грейдерами они справятся, если не будет больших катаклизмов в виде обильных снегопадов. Если будут, то придется привлекать предприятия — их технику.

Есть и добрые новости — нынче в парке МПО прибавление — приобрели трактор Т­150, который будет «бегать» по сельским территориям — Билимбай, Ново­алексеевка, прежде всего. Что касается Кузино и Новоуткинска, то там работать будет местный предприниматель по субподряду.

— Т­150 быстроходный, маневренный и что важно — не такой большой, как грейдер, — говорит Юрий Клементьевич.

При этом, по его словам, отдаленные районы округа забыты не будут. Многострадальная Хомутовка — тоже. Единственное, что понятие «приоритетные дороги» из контракта никуда не деть — там, где автобусное и интенсивное движение, чистить будут в первую очередь.

— С председателями уличных комитетов мы встречались, объяснили, что не сразу все будет сделано, но реагировать будем, — отмечает Юрий Клементьевич. — Для этого мы и делаем нынче один контракт на все территории — чтобы был один хозяин.

Контракт на летнее и зимнее содержание дорожной сети на 2013 год будет заключен по итогам конкурса в конце года. Скорее всего, его вновь выиграет МПО ЖКХ. Сумма финансирования — 24 млн 584 тысячи рублей.

 С декабря начнет работать дежурная машина КДМ. Она будет осуществлять подсыпку дорожного полотна. Особое внимание будет уделено Талицкому путепроводу, улицам Ленина, Вайнера, Динасовской горке (район Емлина-Ленина).

Не без проблем

Очищаются от снега не только проезжие части, но и тротуары. Жаль, не все.

— По аллеям стало возможно ходить — уже хорошо, — говорят в «Городском хозяйстве», — нет узких «собачьих» троп. Небольшой трактор КУМ­01, а также «Белорус» с ножом и щеткой прибирают наши пешеходные зоны. В этом году приобретен еще один трактор, но уже с железным отвалом.

По мере возможности расчищаются и внутриквартальные проезды.

— Конечно, хотелось бы все тротуары и внутриквартальные проезды видеть почищенными, — вздыхает Юрий Попов, поглядывая на предписания ГИБДД, — но увы. У нас есть постановление главы, которым утвержден перечень дорог общего пользования. Все они стоят в реестре муниципальной собственности. Вот на эти дороги и выделяются деньги. А на внутрикварталку ничего не выделяется. И даже в контракте у нас всего девять тротуаров. С остальными тротуарами вопрос не решен. Их как бы нет.

И пока он не решен, коммунальщикам приходится объяснять прокурору, доказывая в судах, что невозможно почистить те дороги и проезды, которых нет в техзадании и реестре.

— По правилам, да, надо чистить все и чистить циклично. Но ведь мы все в городе живем — за 20 лет многое разрушено, и восстанавливать предстоит еще долго. У «Автодора», например, существует патрульная очистка, а у нас даже такого понятии, как «осмотр дорог», в сметах нет. Куда выводить технику — ориентируемся по транспортному потоку, по указаниям ГАИ, да где-что сами увидим.

5 млн рублей выделено МПО ЖКХ на приобретение техники. Планируется купить два самосвала и один погрузчик.