Первоуральские перевозчики мечтают брать за проезд больше 20 рублей

Сколько именно — мнения расходятся: кто-то говорит о 20 рублях ровно, кто-то просит тариф как в Екатеринбурге — 23, а кто-то заявляет ценник и в 25 рублей, что на 2 рубля меньше, чем всего в российской столице. Чем мотивировано желание повысить оплату за услугу, а также что думает об этом городская власть — выясняли «Городские вести».

Перевозчики говорят, что им сложно работать в сложившихся условиях, с другой, не все горожане могут платить одинаковую цену за проезд.
Перевозчики говорят, что им сложно работать в сложившихся условиях, с другой, не все горожане могут платить одинаковую цену за проезд.

 Давно пора. Хотя бы 20.

— Этот вопрос давно назрел, — говорит предприниматель Александр Черезов, обслуживающий «восьмерку». — Мы работаем по тарифу, который установлен еще в 2010 году — тогда стоимость подняли с 12 до 14 рублей. Но ведь тогда и горючее стоило 16 рублей за литр, сейчас оно стоит 31 рубль. Считайте, что даже после праздников подорожание топлива произошло на 40 копеек. Я считаю, что поездка должна стоить 25 рублей — тогда это будет выгодно. Но, конечно, дадут нам, как обычно, рубля 2-3, и мы продолжим барахтаться, кто как может. Скажу по своим маршрутам — два месяца мы работаем «в ноль», есть здесь и сезонность — зимой выручка упала в 1,5 раза, но без повышения цены проезда мы окажемся на волоске от банкротства.

От имени Союза автотранспортных предпринимателей области первоуральские перевозчики еще осенью прошлого года подготовили свои расчеты и предложения по тарифу и отправили все это в РЭК.

— Мы считаем, что несем такие же расходы, как екатеринбургские предприятия, поэтому имеем право на тариф 22-23 рубля, — говорит директор компании «Росавто» Ольга Андреева. — Или хотя бы 20. Наш экономист просчитал себестоимость поездки по городу — 19 рублей 20 копеек. Это без учета прибыли вообще, на которую можно было бы развиваться, повышать работникам зарплату и регулярно обновлять автопарк.

Предприниматели обращают внимание на то, что в цене растет все — не только ГСМ, но и запчасти, и требования закона. Например, обслуживание ГЛОНАСС ежемесячно обходится в 350 рублей за один автобус, а с этого года введено страхование гражданской ответственности для перевозчиков — это не менее 350 тысяч рублей.

— Очень сложно тянуть таким макаром два года, когда все растет, а тариф нет, — продолжает Ольга Владимировна. — Работаем в убыток.

 Желание — одно. Надо доказать.

При этом перевозчики предоставляют цифры, но не могут подтвердить их документами. Связано это с тем, что в Первоуральске все предприятия небольшие, а до этого года предельный тариф для них устанавливался параллельно с Екатеринбургом единым постановлением РЭК. Нынче тариф для уральской столицы был утвержден, а для области — нет. Появилось такое понятие, как индивидуальный тариф. Теперь его надо защитить, чтобы брать с людей больше.

— Со своими расчетами и желаниями перевозчики обратились в администрацию, — говорит ведущий специалист по транспортному обслуживанию «Городского хозяйства» Наталья Батюкова. — где получила ответ, что без экономического обоснования нельзя говорить о целесообразност повышения до 23 рублей. Повышение может быть рассмотрено только в рамках ставки рефинансирования — это 8%, то есть на рубль.

Но даже этот рубль, уверяют в «Горхозе», надо суметь защитить.

— Сделать это будет тяжело, потому что только у ИП Ведерниковой (обслуживает «шестерку») заработная плата выплачивается официально, там оплачиваются больничные, предоставляется соцпакет, — говорит Наталья.

— Защитить тариф в РЭКе — дело сложное, — подтверждает и директор «Горхоза» Юрий Попов. — Там своя методика, и не все расходы, которые закладывают перевозчики в тариф, будут приниматься.

В «Горхозе» даже подсчитали, какую часть на проезд тратили, к примеру, пенсионеры раньше, и сколько тратят сегодня. Арифметика простая: раньше проезд стоил 5 копеек, пенсия была 120 рублей. То есть проезд составлял 1/40 часть. Сейчас билет стоит 14 рублей, средняя пенсия — 10 тысяч рублей. Это уже 1/10 часть дохода.

— Надо внимательно смотреть, — говорит Юрий Клементьевич. — Инфляция, подорожание запчастей, топлива — этим желание наших перевозчиков поднять цену оправдано. Но я считаю, что у нас не такой пассажиропоток, не такие расстояния, как в Екатеринбурге, и даже когда сделали 14 рублей — это было спорно. Неслучайно сегодня депутаты Екатеринбурга ставят вопрос — справедливо ли брать с пассажира 23 рубля? Они говорят, что даже в уральской столице цена билета вполне может быть 14 рублей.

Действительно, на заседании рабочей группы депутаты планируют проанализировать документы, полученные от РЭК, налоговые отчеты екатеринбургских транспортников. В случае, если будет установлено, что тарифы могут и должны быть ниже, парламентарии планируют добиваться их пересмотра.

 Не забыть о людях

Главный госинспектор Уральского управления государственного автодорнадзора Валерий Муравьев уверен, что надо находить компромиссы. С одной стороны, перевозчикам сложно работать в сложившихся условиях, а с другой, не все горожане могут платить одинаковую цену за проезд.

— Смотрите, как было раньше, — говорит Валерий Анатольевич. — Тариф складывался из чистых затрат — 70% и рентабельности, то есть прибыли — 30%. На эти 30% я и развивал компанию. Допустим, проезд одного человека по маршруту стоил 9 рублей. Государство говорило — дорого, ты бери с пассажира шесть, а три я тебе добавлю. Была дотация. Сегодня часть с прибылью никто не считает, а три рубля никто не дает, заставляя перевозчиков работать по затратам. Это — порочная практика. А ведь работают в этих организациях такие же люди, как я, как вы, им надо платить за коммуналку, которая возросла, хочется платить за хорошие продукты, которые подорожали. Зарплату им надо поднимать, а где деньги брать перевозчикам?

Перевозка пассажиров — одна из самых непростых сфер бизнеса, поскольку здесь и рыночные отношения, и социальная ответственность.

— Да, перевозчик докажет, что себестоимость, даже без рентабельности, такая-то. Но для большинства это дорого. И здесь нужно думать уже совместно с муниципальными властями о софинансировании проезда, — отмечает Валерий Муравьев.

В Первоуральске такое софинансирование работает в отношении льготников — ветеранов труда, ВОВ, инвалидов и так далее. Это абонементные книжки на 30 поездок. Стоит такая книжка 342 рубля — это то, что получают льготники от фонда социального страхования именно на оплату проезда.

— Получается, что льготник за один проезд платит 11 рублей 40 копеек. Разницу — 2 рубля 60 копеек доплачивает пассажироперевозчику администрация. В год это обходится в 1,5 млн рублей. Если перевозчики докажут в РЭКе и сделают цену выше, тогда увеличится разница, и она также ляжет на бюджет города, — поясняет Наталья Батюкова.

Возможно, уже весной пассажирам придется платить за проезд в автобусе больше.