Рубки дохода процветают в Первоуральске

Под видом санитарных рубок в окрестностях Первоуральска незаконно вырублены гектары леса

17 апреля 28-летний директор ГКУ «Билимбаевское лесничество» Алексей Зырянов решением ревдинского суда был заключен под стражу. Его обвиняют в незаконной рубке лесных насаждений на территории Ревдинского округа (ст.260, ч.3, УК РФ). Инкриминируемое ему преступление получило большой общественный резонанс, поскольку имеет коррупционный характер и направлено против экологии. Как выяснилось, лесничие старой закалки уже давно бьют тревогу, да только правоохранительные органы до сей поры никак на это не реагировали. Подробности — в материале «Городских вестей».

Факт — не единственный

Зырянова задержали в рамках уголовного дела по факту вырубки 15 гектаров защитного леса Октябрьского участкового лесничества (входит в Билимбаевское). Это 947 кубометров древесины на сумму 12 млн 800 тысяч рублей. В ходе предварительного следствия и было установлено, что ущерб нанесен, в том числе, по вине Алексея Зырянова — используя свое служебное положение, он вышел за пределы своих полномочий, что и повлекло незаконную рубку леса.

Производилась она под видом санитарной, хотя на деле вырубался совершенно здоровый лес. Причем договоры купли-продажи на эти участки фальсифицированы: покупатели, имеющие право на льготное предоставление леса, вообще не обращались в лесхоз. Осуществил порубку на всех семи выделах некий дегтярский предприниматель, владелец пилорамы.

— Система незаконных рубок была вскрыта  сотрудниками отдела по борьбе с экономическими преступлениями ГУ МВД по Свердловской области в рамках мероприятий, направленных на пресечение и выявление коррупционных проявлений в сфере лесопромышленного комплекса, — прокомментировал «Городским вестям» задержание Зырянова начальник пресс-службы областного МВД Валерий Горелых. — Следственными органами были предоставлены доказательства об оказываемом Зыряновым давлении на свидетелей — сотрудников лесничества.

Зырянов свою вину не признает. В должности директора он работает уже 2,5 года. Между тем, 9 апреля аналогичное уголовное дело в отношении руководства Билимбаевского лесничества возбуждено первоуральским следственным отделом по факту незаконной рубки леса с ущербом лесфонду в 1,4 млн рублей на территории Подволошинского лесничества (также входящего в состав Билимбаевского).

В настоящее время Алексей Зырянов находится в ИВС Ревды. В этом деле молодой человек — не более, чем пешка. Будут ли вскрыты и взяты главные авторы всех махинаций с лесом, или заведенные дела захлопнут так же, как и все предыдущие — ответов на эти вопросы ждут многие.
В настоящее время Алексей Зырянов находится в ИВС Ревды. В этом деле молодой человек — не более, чем пешка. Будут ли вскрыты и взяты главные авторы всех махинаций с лесом, или заведенные дела захлопнут так же, как и все предыдущие — ответов на эти вопросы ждут многие.

Семейный подряд

Работники леса и общественники Первоуральска уверяют — заявления о незаконной рубке в ОМВД и прокуратуру города писались за последние три года многократно, но результата нет.

— Насколько мне известно, пять отказных материалов о нарушениях в лесном законодательстве на очень приличную сумму имеются в нашем ОМВД и прокуратуре, — говорит эколог-общественник Владимир Терехов. — Надеюсь, в свете расследования дела Зырянова, они будут подняты и что-то в «зеленом движении» города сдвинется с места.

Почему не сдвигалось до этого — вопрос логичный, но, увы, без ясного ответа. Сотрудники участковых лесничеств предполагают — незаконную рубку лесных насаждений проводят с разрешения головного офиса лесхоза и за их спинами.

— Мы с мужем работаем на своем участке в Билимбае с 1985 года, то есть всю жизнь, — говорит мастер леса Билимбаевского участкового лесничества Галина Манина. — И если честно, душа болит за происходящее… В 2007 году в лесхоз на должность директора пришел Игорь Митюхляев, и в 2009 мы стали неугодны — моего супруга, лесничего, уволили в первый раз…

Тут стоит напомнить, что в 2010 году Митюхляев был смещен с должности из-за поддельного диплома, но из лесной сферы не ушел. Заглядывая в списки рабочих Билимбаевского лесничества, возникает ощущение, что изучаешь родословную: сноха Игоря Германовича — Алена Митюхляева — сейчас исполняет обязанности директора, должность лесничего Ревдинского и Дегтярского участков занимает сын Митюхляева — Константин, а должность мастера Билимбаевского участкового лесничества — племянник Дмитрий Лобанов. По слухам, основная роль во всей этой «братве» до сих принадлежит именно Игорю Митюхляеву, а не назначенному директором в 2010 году Зырянову.

Не исключено, что в общей игре задействованы и правоохранители. Так, основным нарушителем законодательства в сфере заготовки леса стало ООО «Слобода» — крупный арендатор леса в Первоуральске. Директором фирмы является Илья Козлов, который, по слухам, в товарищеских отношениях с начальником нашего ОМВД Сергеем Чирко. А приемный сын последнего Тимур Исакаев трудится главным специалистом в Билимбаевском лесничестве — в списках, по словам рабочих, есть, но видят его очень редко.

Александр Зюзин ходит в Билимбаевское участковое лесничество уже два года. Как житель ветхого дома, он имеет право на 100 кубометров леса для строительства. Лес ему выписали, но получить делянку он не может. — Бюрократия или взятку просят — не знаю, — вздыхает 73-летний мужчина. — У меня вот нечего давать — пенсия да инвалидность. Надежда исчезает, но еще похожу… Галина Манина на это только разводит руками: билимбаевцам сегодня требуется 8000 кубометров леса только для строительства, помимо этого просят и на забор, и на жерди. Но выделенный лесопатолог дает один ответ — рубить нечего. — Все вырублено до нас, — вздыхает мастер леса. — Увольняли для этого. И сейчас продолжают за нашей спиной отводить. «Слобода» при этом участки под рубку получает, в других лесничествах, где работают угодные люди, лес отводится, у нас же... не любят принципиальных.
Александр Зюзин ходит в Билимбаевское участковое лесничество уже два года. Как житель ветхого дома, он имеет право на 100 кубометров леса для строительства. Лес ему выписали, но получить делянку он не может.
— Бюрократия или взятку просят — не знаю, — вздыхает 73-летний мужчина. — У меня вот нечего давать — пенсия да инвалидность. Надежда исчезает, но еще похожу…
Галина Манина на это только разводит руками: билимбаевцам сегодня требуется 8000 кубометров леса только для строительства, помимо этого просят и на забор, и на жерди. Но выделенный лесопатолог дает один ответ — рубить нечего.
— Все вырублено до нас, — вздыхает мастер леса. — Увольняли для этого. И сейчас продолжают за нашей спиной отводить. «Слобода» при этом участки под рубку получает, в других лесничествах, где работают угодные люди, лес отводится, у нас же… не любят принципиальных.

Под видом пожарищ, ветровала и санрубок

Супруг Галины Маниной — лесничий Билимбаевского участкового лесничества Владимир — встал на защиту леса. Четырежды от него пытались избавиться, увольняя.

— Основания? Мы развалили лесное хозяйство! Стыдоба! — возмущается супруга. — Наш лесхоз всегда был образцово-показательным. Почему это делалось? Мы мешали «работать», а по-русски сказать — воровать лес.

Только за 2012 год, по словам Галины Петровны, она не досчиталась восьми договоров купле-продажи.

— За нашей спиной отводят. Кому, какой объем — мы не знаем, — отмечает она и рассказывает одну из историй. — В декабре 2010 года супруга увольняли, а пока он восстанавливался в районе лагеря «Мирный» (Битимка) проводится незаконная рубка.

Манин обращался по данному случаю в Департамент лесного хозяйства и природоохранную прокуратуру. Общая сумма ущерба, как выясняется — 4 млн 75 тысяч. Подобных нарушений, по словам мастера леса, на практике случается масса. Рубят под видом пожарищ, ветровалов, но чаще всего — санрубок.

Галина Манина проработала в Блимбаевском лесничестве 28 лет, но такого бесхозяйственного отношения к лесу не видела.
Галина Манина проработала в Блимбаевском лесничестве 28 лет, но такого бесхозяйственного отношения к лесу не видела.

— У нас последние 2-3 года ведутся только санитарные рубки. Санитарные — в кавычках, естественно, — говорит Галина Петровна. — Вот лесоустроительные документы — Департаментом назначено не более 10% выборочной санрубки «больного» леса. Лесопатолог его находит, мы или арендаторы рубим. Но! Никогда мы не рубили раньше в генетических резерватах. Сегодня — рубят. На Подволошной — такая ситуация. Конечно, рубки нужны, но не в таком количестве и не с такой выборкой, как это делается сейчас. Раньше были рубки до ухода, как мы называли, а сейчас рубки дохода. До ухода — это значит, что убираются ослабленные, больные деревья, деревья, заселенные вредителями. А сейчас убирают молодые здоровые деревья. И не 10%, а 25-28%.

В результате заготовка леса становится очень выгодной — поскольку рубится «выбракованный» лес, заготовитель получает его за полцены.

— Заслуженный лесовод Александр Михайлович Никитин руководил Билимбаевским лесхозом. Он в войну не дал лес вырубить! — восклицает Галина Манина. — Его гнобили, заставляли, угрожали. Не дал! А сейчас такое…

IMG_9428

— Чем грозит все это нам? Наверно, кто-то заболеет раком. Неслучайно власти уже в космос запускают спутник, который смотрит, как рубятся внизу деревья, и как зоны порубки расширяются ежечасно.