Андрей Шевченко рассказал, как правильно путешествовать автостопом

Об особенностях передвижения на попутном транспорте в России путешественник и художник Андрей Шевченко рассказал в рамках своей небольшой выставки в Выставочном центре на Вайнера. Несколько лет он уже путешествует по миру, создавая свою личную кругосветку. Но начинал он свой путь из родного Первоуральска именно автостопом.

Андрей Шевченко
Андрей Шевченко

От поворота на Совхоз

— Классический автостоп существует только в России, — отмечает Андрей. — Мой первый опыт был незначительный — из Магнитогорска в Аркаим в 1998 году. В 99-ом я поехал из Петербурга в Москву через Новгород и Тверь. А потом пошло-поехало. Путешествовать автостопом сейчас стало гораздо легче, чем в начале 2000-х — машин стало больше, дороги стали лучше, люди стали богаче, меньше хулиганов. Прошлым летом я добрался из Тегерана в Первоуральск всего за четыре дня.

Путешественник уверен, что автостопом ездить реально, безопасно, дешево. Периодически он ездит автостопом из Первоуральска в Екатеринбург и обратно.

— Как правило, бесплатно подразумевается, если ты стоишь у поворота на Совхоз, а лучше — уже на трассе. То есть если вы хотите гарантированно уехать бесплатно, то проще доехать до трассы на автобусе и оттуда, что в сторону Перми, что в сторону Екатеринбурга, денег с вас никто, скорее всего, не спросит.

До Москвы реально добраться за четыре дня по трассе М5 через Самару. Первый день уйдет на путь до Башкирии, второй — до Самары или Тольятти, потом если повезет — за день можно доехать до Москвы, если не повезет — зависнуть под Пензой, где автостоп похуже.

Правда, вот из Екатеринбурга доехать до Первоуральска бесплатно уже гораздо сложней — сказывается особенность локального потока. Люди привыкли таксовать.

— Самое легкое направление выезда из Екатеринбурга — на Челябинск, потому что идет поток в соседнюю область, и он уже подразумевает, что все едут далеко. А значит, бесплатно.

Одну из своих первых поездок — в Киргизию — Андрей начинал из родного города, от поворота на Совхоз. Он уверен, после того, как вы сделали первые шаги, вам уже не сложно будет уехать куда угодно — в Москву, Новый Уренгой, Анапу.

— Самое главное — продержаться первые 500 км, ну, или первый день. Автостоп, как правило, длится дня три-четыре. Потом наступает трассовая усталость и нужен отдых, ибо автостоп — это работа круглосуточная. За три-четыре дня в России можно проехать до 5000 км. Я предпочитаю отдыхать не меньше недели после этого.

 Крутые машины, суровый Урал, безбилетная Азия

— Останавливаются люди не старые, — говорит Андрей. — А в последнее время меня стали подвозить крутые автомобили. Вообще есть правило: чем хуже автомобиль, тем хуже он останавливается. У меня были случаи в России, когда меня не только брали в попутчики, но еще и хорошо кормили. Шашлыком, например.

В Европе автостоп всегда подразумевает деньги, поскольку бензин там дорогой, а автобаны платные.

Людям очень интересно пообщаться с автостопщиком. Один раз Андрею даже высказали претензию — «мало нынче вольных путешественников: иногда так хочется кого-то подвезти, а нету». Подбирают стопперов потому, что видят — человек с рюкзаком, значит он турист, а туристы хорошие люди. Иногда водители сами ездили автостопом и понимают, что это такое. Вообще вне городов народ попроще, и им не сложно человека подвезти, а заодно о жизни поговорить.

— На самом деле тебя и садят ради разговоров. А также, чтобы человек своим полем влиял на водителя, чтоб тот был не один, чтоб не уснул за рулем. Помню, под Самарой остановился мужик, который меня довез аж до Миасса. Почему? Развелся с женой, у него куча проблем, и ему нужно было просто поговорить с кем-то об этой драме.

Дальнобойщики, по словам Андрея, сейчас садят все хуже и хуже, если только это не трасса «Дон», где большегрузы в большинстве. Многие сегодня работают на фирму, у них задан режим движения, интервал, ведется видеонаблюдение, есть пункты контроля — не положено подсаживать чужаков.

— Ну а если говорить о долгих зависаниях на трассе, то была у меня как-то зимой попытка вернуться домой из Тюмени, — рассказывает Андрей. — Трасса Екатеринбург-Тюмень для автостопа плоха. Особенно, зимой. Там у меня от холода лопнул ботинок, я его замотал скотчем. Грелся в какой-то сторожке, пока не понял — отсюда я никогда не выберусь, надо идти пешком. И я прошел 25 км до Тугулыма, где сел на электричку.

Пробка — это враг автостопщика. Лучше выйти и пройти ее пешком.

К слову, электрички и поезда — тоже метод достижения цели. Это так называемый автостоп второго рода, который в России, правда, уже практически исчез: электрички стали жестко платными, а в поезда так просто не впишут.

— Но, слава Богу, он до сих пор есть в Средней Азии, — говорит путешественник. — Это едва ли не самый простой способ перемещения там. Ты просто заходишь в поезд и договариваешься с проводником, за сколько и куда поедешь. Один раз я решил взять билет в Самарканде. Зашел в свой плацкарт, а там на каждой полке уже спят по два мужика, и еще столько же — на полу. Билет не работает!

Своя легенда

У каждого автостопщика должна быть легенда — некая правда, которую ты рассказываешь подобравшим тебя водителям. Бывает, что и раз 20 на дню.

— Как правило, это история: откуда и куда ты едешь, зачем, обязательно нужна причина, почему ты именно так едешь. Очень важно заострить внимание на том, что ты едешь не потому, что у тебя мало денег, а потому что тебе это по кайфу. Если вдруг окажется, что у тебя нет денег — тебе их дадут или придумают за тебя какой-то вариант: например, отвезут на вокзал и купят билет.

Хотя большинство людей все же понимают, что человек едет так, потому что ему это пока нравится. Когда ему надоест, он поедет по-другому. Уточнить, что ты едешь без денег можно и нужно вблизи мегаполисов. На трассе автостопщика видно издалека и везут его без лишних комментариев — все понимают, что на длинные расстояния люди на такси не ездят.

— Но и в Москве можно совершенно бесплатно ездить по городу, — улыбается при этом Андрей. — Я это проделывал несколько раз, просто объясняя водителям, откуда и куда еду — мол, если вам по пути, то вы можете мне помочь. Один раз меня довезли даже до нужного подъезда.

 Курточка и хорошие ботинки

Российскому автостопщику, который едет далеко, не обойтись без хорошей одежды, обуви, палатки и спальника. Ночевка в палатке недалеко от трассы — самый доступный способ отдохнуть.

Куда поехать отдохнуть? Сахалин стал для меня открытием. Экономика там в упадке, но нет ощущения дыры, нет депрессии. Говорят, что там даже воровства нет. В западной части острова климат как в Крыму. Где я побывал — там почти никто не живет, стоит два дома, а жилой — один. Любителей сталкерского отдыха Сахалин не разочарует.

— Палатку нужно брать самую простую, без сложностей, — советует Андрей. — Желательно без пластиковых прутьев и с самым примитивным способом установки — меж деревьев, потому что не всегда есть почва, чтобы воткнуть клинышки. Лично я — любитель ночлега в палатке в столицах. Я спал в центре практически каждой нашей республики. В Душанбе, например, я поставил палатку на даче президента Рахмонова. В 9 утра меня разбудил перепуганный садовник и помог выйти.

Много еды таскать с собой не надо — в пределах полкило на случай перекуса. А вот об одежде позаботиться стоит заранее.

— Во-первых, одежды не должно быть много. Она должна легко стираться и не пахнуть. Лучше всего иметь универсальную курточку, которая будет защищать от дождя и ветра, которую можно скомкать во что-то небольшое. Утеплиться всегда можно свитером, который проще даже купить в секонд-хэнде где-то по пути, если понадобится. Хорошо иметь термобелье, и обязательно — хорошую обувь.

За время своих путешествий Андрей пришел к выводу — на одежде лучше не экономить. Качество в приключениях автостопщика сыграет ему на руку.