Асбестовский лагерь «Заря» открыл двери исключительно для родителей первоуральских детей

15 июня порядка 60 родителей отправились в оздоровительный лагерь под Асбестом, куда две недели назад они проводили своих детей. Практически все ехали с одной целью — посмотреть, как отдыхают их кровинушки и что же это такое — лагерь за 140 км от родного Первоуральска. Для большинства главным оказалось увидеть своего ребенка улыбающимся, хотя внешний облик лагеря и не поразил.

Вадим Латыпов поджидал маму у ворот. Отдыхать ему нравится, хотя и по дому уже соскучился. Юный кавалер не скрывает, что в лагере у него уже появилась подружка. С ней они уже обменялись "аськами".
Вадим Латыпов поджидал маму у ворот. Отдыхать ему нравится, хотя и по дому уже соскучился. Юный кавалер не скрывает, что в лагере у него уже появилась подружка. С ней они уже обменялись «аськами».

Далеко. Не наездишься.

От центральной площади отправились сразу три транспортных средства — большой автобус на 45 мест, оплаченный из городского бюджета, небольшая «Газель», выделенная «Рудоуправлением» и ПАЗик, который предоставил завод «Динур». Для родителей поездка в «Зарю» была абсолютно бесплатной. А раз бесплатной, то разрешалось поехать кому-то одному: маме или папе. При посадке, правда, стало ясно, что места еще есть и поехать в лагерь позволили еще пришедшим бабушкам.

— Естественно, я переживала, отправляя сына так далеко, — говорит Екатерина Вергун. — В школу-то ребенка провожаешь — переживаешь, а тут тем более. Но ему вроде как нравится, довольный. Кормят хорошо. Он активный у нас, так говорит, что даже не скучает — некогда. А у меня-то все равно волнение есть. Один раз мы уже ездили, а тут раз такая возможность есть, то решили проведать еще раз. Тогда-то нас на территорию не пускали.

А вот Елена Ямщикова поехала в «Зарю» в первый раз. Но это не значит, что она совсем не в курсе, как там ее дочка. Сейчас у каждого ребенка телефон, а потому и дня не проходит без звонка.

— Машину свою мы продали, поэтому ездить далеко возможности нет, — говорит Елена Ямщикова, проходя на посадку в автобус. — С Катей мы созваниваемся каждый день. Комары их там едят, а в остальном не жалуется. В первый день говорит, что канализацию у них прорвало. Починили. Ездила она и в «Гагринский». Там тоже нравилось.

Катя Ямщикова повела маму первым делом на концертную площадку. На сцене должна выступить и она.
Катя Ямщикова повела маму первым делом на концертную площадку. На сцене должна выступить и она.

Вечерние беседы по душам и дискотеки

Путь до лагеря «Заря» и вправду утомительный. Мы ехали три часа, но это с учетом того, что водитель нашего автобуса немного заплутал в пути. Он тоже ехал в те края впервые.

На общение с детьми родителям отвели час. Все тут же направились к воротам, где выстроилась очередь из желающих попасть на территорию. В день открытых дверей в «Заре» был явно аншлаг — многие подъезжали на личном транспорте. Получив пропуск, все шли вглубь лагеря с совершенно потерянными глазами. Где искать сына или дочь — было непонятно. Кому-то, правда, везло, потому что их уже поджидали и радостно бросались на шею обнимать.

— Пойдем! У нас там концерт, — тараторили ребята.

На открытой сценической площадке нам встретился и директор «Зари» Юрий Туруткин.

— То, что вы зашли на территорию лагеря — это единственный раз. Такого не было, нет и не будет, — объявил он.

Родителям пошли навстречу и открыли двери, чтобы снять социальную напряженность, которая сложилась в Первоуральске после того, как впервые тендер на оздоровление детей в летний период выиграл не ФОК «Гагаринский», а мало кому известная «Заря». В интернете сразу же появилась информация о том, что лагерь не пригоден для комфортного отдыха — нет условий, нет ремонтов.

«Заре», действительно, уже немало лет — 74 года. Но ежегодно здесь отдыхают более 2500 детей. Первая смена в этом году собрала 639 детей из Екатеринбурга, Первоуральска, Асбеста, Сысерти, Богдановича, Камышлова, поселков Белоярский и Малышева. Живут они в отрядах по 38 человек, впятером в одной палате. На каждый отряд — два вожатых и один воспитатель.  Для всех ребят открыты спортивные площадки и семь кружков по интересам. Предлагаются по согласованию с родителями и платные мероприятия. Например, игра в пейнтбол.

— У меня все хорошо, только по дому все равно скучаю, — признается гимнастка Маша Куренных. — Помимо тренировок мы гуляем, а особенно нравятся дискотеки. Их проводят, правда, через день.

По словам вожатого 5 отряда Никиты Волкова, со всеми детьми он сразу перешел «на ты».

— У меня 38 детей и все первоуральцы, — говорит молодой человек. — Хорошие дети. Плохих и не бывает. Работаю вожатым не первый год и всегда стремлюсь стать для ребят другом. Сложности возникают только по утрам, когда они все хором мычат: «Ааааа, Никтина, уйди! Мы хотим спать!» Но дружная зарядка приводит всех в чувство. Ну, и перед отбоем долго бывают не засыпают, бесятся. Поэтому садимся, ложимся и беседуем о жизни, по душам так сказать, фильмы обсуждаем, аномалии всякие. Есть, кстати, и лагерная байка — про седьмой корпус, который раньше стоял напротив пятого. То ли вожатый, то ли дети подожгли его и он сгорел. И теперь в июле там всегда светлячки — души.

Директор лагеря Юрий Туруткин
Директор лагеря Юрий Туруткин

Всё обшарпанное, но дети не заморачиваются

Возраст и финансирование лишь из бюджета города Асбест, конечно, наложили отпечаток на лагерь. В корпусах евроремонтов нет, мебель старенькая, краска местами облупилась, линолеум поистрепался, но везде довольно-таки чисто. Сами дети на внешний облик внимание практически не обращают. А ласточка, свившая гнездо над дверью одного из корпусов даже веселит ребят.

— Конечно, все несколько обшарпанное, старое, но мои пацаны домой даже и не просятся, — улыбаясь, говорит Марина Лобастова, собираясь в обратный путь до Первоуральска. — Сейчас вот гостинцы взяли и на обед убежали. И мама не нужна.

А у Вадима Латыпова в палате не оказалось прикроватной тумбочки, но мальчик не расстраивается.

— В отряде я пользуюсь авторитетом, защищаю тех, кого обижают. Освоился здесь достаточно быстро, — рассказывает мальчуган. — Тумбочки нет, но у меня все помещается на полке в шкафу.

Администрация лагеря на все негативные сюжеты в интернете относительно лагеря старается смотреть спокойно. Хотя их, конечно, удивляет, что авторы публикаций ни разу за комментариями не обратились к ним.

— Для нас это внештатная ситуация, — говорит Юрий Туруткин. — Впервые за 75-летнюю историю мы испытываем такой шквал негатива. И только от первоуральцев. Лично я стараюсь не обращать внимания на все это. Хотя обидно. Много эмоций. Да, забрали детей из лагеря. Но забирают из всех лагерей. Вот передо мной заявления родителей. Причины, по которым забирают: «скучно» — одно, «уезжаем в отпуск семьей» — два, «по семейным обстоятельством» — одно, «отдыхаем впервые» — два. Никто из родителей мне еще не высказал своих претензий в глаза.

Что касается неработающего душа в 5 отряде, то проблему, по словам руководства, уже устранили. А совместный туалет не противоречит САНПиНам. Он оборудован замками и одновременно мальчики с девочками там никогда не окажутся. Нужно понимать, что во всех лагерях разное устройство корпусов и не всегда возможно разграничить: мальчики — направо, девочки — налево, как это сделано в «Гагаринском».

Даша Манина уверена, что в "Зарю" она больше не поедет. Отдых здесь она считает скучным. "В "Гагаринском" веселей", -- считает девочка. Поначалу она просила маму забрать ее домой пораньше, но все же согласилась остаться до конца смены.
Даша Манина уверена, что в «Зарю» она больше не поедет. Отдых здесь она считает скучным. «В «Гагаринском» веселей», — считает девочка. Поначалу она просила маму забрать ее домой пораньше, но все же согласилась остаться до конца смены. Расстраивает Дашу, что в «Заре» так и не открыли бассейн.

Бассейна нет. Домой охота.

Единственное, что не нравится практически всем ребятам — в лагере не работает бассейн. А ведь его наличие обещали перед заездом.

— Возникла проблема с передачей бассейна на баланс лагеря, — пояснил директор «Зари». — От этого я не могу набрать штат, не могу открыть объект. Очень хочется, чтобы дети уже этой смены пошли в бассейн, но обещать не буду — не от меня зависит. Для нас всех это форс-мажорная ситуация.

Как пояснила юрисконсульт управления образования Светлана Мальцева, при проведении конкурса наличие бассейна было заявлено, но предъявить претензию или того более — расторгнуть контракт юридических оснований нет: если даже бассейн заработает только к четвертой смене, контракт будет считаться выполненным.

Покидая «Зарю» еще одна мама поделилась своими впечатлениями от поездки.

— Лагерь есть лагерь. Живут в принципе-то хорошо. Но впечатления у меня лично не очень. Часа, конечно, мало. Ничего мы не поняли. Но, может, это и к лучшему, — говорит Анна Манина. — В «Гагаринском» дочке нравилось больше. Сюда ехала с хорошим настроем, но уже через три дня начала реветь. Сегодня просила ее забрать, но вроде как неделька осталась — без слез даже убежала на обед. На следующий год будем брать путевку в «Гагарино», даже если за полную стоимость.

Сама Даша описала свое настроение так:

— Домой хочется. Настроения нет почему-то, скучно. Может быть, погода такая. Но в «Гагарино» веселей все равно. Жалко, что бассейна тут нет.

Педагоги отмечают, что нет ничего зазорного в том, что кому-то нравится в лагере, кому-то — нет. Причин на это может быть много. Начиная с того, какая компания сложилась в отряде, заканчивая уровнем социализации самого ребенка. Но как ни крути, для самих детей, лагерь — это, прежде всего, приключение. Когда ты можешь проявить самостоятельность, узнать и увидеть что-то новое, найти новых друзей. Дружба зарождается и крепнет именно в таких совместных приключениях.

Вернутся юные первоуральцы из «Зари» домой 23 июня. Встреча будет организована в 16.00 на площадке перед «Ледовым дворцом»