На фестивале «Чусовая России-2013» уральцы погружались в прошлое

Иван-чайная церемония, сплав и русско-шотландское многоборье — на берегу Чусовой прошел фестиваль «Чусовая России — 2013»

В село Чусовое я поехала впервые, хотя нынешний фестиваль уже 12-й по счету. Программа была насыщенной: состязания «поплавочников» для рыбаков, гонка по Чусовой для сплавщиков, туристское многоборье для брутальных мужчин, экскурсии для пешеходов, создание «Деревни мастеров» для юных участников фестиваля, а еще песни, пляски, ярмарка, чаепитие. Наверняка, было еще что-то, что ускользнуло от моего взгляда, но даже увиденное позволяет сказать — в Чусовом прошел фестиваль фестивалей. Именно так назвал праздник его идейный вдохновитель и директор Борис Петров. Мне, как новичку, было просто интересно погулять по площадкам фестиваля и самой деревни — здесь, кстати, в 2008 году Свердловская киностудия снимала фильм «Золото» с Сергеем Безруковым в главной роли. Премьеру фильма мне посчастливилось посмотреть в начале этого года, но хозяин дома, в котором велись съемки, картину до сих пор не видел.

DSC_0404

Барка как часть прошлого

От Первоуральска до села Чусовое мы добрались за час. Поля со скошенной травой и холмы уральского хребта на фоне голубого неба по пути уже настроили на позитивный лад. Живописно и место основной площадки фестиваля у подножия Шайтан-камня: скалы, висячий мост через Чусовую, старые крестьянские дома. Мне лично сразу же захотелось поселиться здесь и забыть о суете городской жизни.

На берегу реки из свежих досок сколочено судно. На нем вольготно разместились молодые ребята. Как выяснилось — волонтеры фестиваля.

— Почти всего этого вчера не было, — гордо заявили бывшие и нынешние студенты Радиоколледжа. — Например, вот эти болтающиеся над рекой ворота мы вешали для гонки на катамаранах. А что это за судно? Корабль! Это главная интрига всего здесь происходящего. Тайна. Непонятно, почему борт только с одой стороны. А там еще лесенка есть. Это может использоваться как небольшая сцена, например.

Интригу раскрыл Борис Петров:

— Пока это маленький макет уральской барки. В свое время с этой пристани в Чусовом в центр России уходило 50-60 таких суден, переплавляя всю продукцию горнозаводского Урала. Со временем здесь встанет настоящая барка 18 века — 32 метра в длину и 8 метров в ширину. Ведь есть история, а есть прошлое. Это две большие разницы. История — это история победителей. А прошлое — оно такое, какое есть.  И когда здесь появится настоящая барка — именно на берегу, потому что в воде уже невозможно — вот тогда человек задумается, а как она входила сюда.

DSC_0550

Огромная барка, по мысли Бориса Сергеевича, воспитывает патриотизм гораздо лучше, чем уроки истории, как правило, истории искаженной идеологами. Оттолкнувшись от правдивого прошлого легче строить успешное будущее.

Фестиваль является одним из способов привлечения внимания к бассейну уральской красавицы Чусовой. Цель организаторов — объединить уральцев и напомнить им об истории родных мест, об их природном богатстве, возродить старинные уральские традиции и почтить память тех, кто внес неоценимый вклад в освоение Урала.

Фестиваль проходит на живописном берегу села Чусовое с 2001 года. Место его проведения — историческое. Отсюда в 18 веке отправлялись караваны барок с товарами.

Суровые уральские домовые

Правда, слово «возрождение» не все участники фестиваля считают правильным.

— Возрождение — это когда уже умерло, когда труп поднимают. Культура — не зомби, культура она никуда не ушла. Вот полюбуйся! Это не возрожденное, не оживленное. Это продолжение традиций, — говорит мне Сергей Шеломенцев, представляющий на фестивале «Союз мастеров Урала». Участвуя в ярмарке народных промыслов и ремесел, он продает кованные изделия первоуральского мастера Евгения Казака. — Есть большая разница между народом и населением. Вот это народ делает, а население спрашивает: «Ух ты! А что это такое?»

DSC_0541

 

— Вот это предмет женской магии — вила. «Вилой по воде», — слышала? Так вот бабушки так настраивались и гадали по кадушке с водой. Вилой капались лунки под посадку репы, которая заменяла картошку в свое время. Вилу старшая женщина в роду, большуха, втыкала в южный венец, когда кто-то в доме начинали болеть. И вилой же расписывали заслонку в печи с обратной стороны по копоти, чтобы огню скучно не было. А вот это думаешь для того, чтобы кушать? — Сергей показывает ложку с плетеной ручкой. — Ни фига! Это уральский эндемик, кованная ложка для домовых. Весь славянский мир делал такие ложки. Хохлы резали из дерева, поморы — из кости или рога, на Вятке — из бересты плели. Суровые уральские домовые едят исключительно из кованых ложек!

Пообщавшись с Сергеем я поняла, насколько все позабыто нами — обычным населением, и насколько при этом что-то внутри тянет к русской традиции. У соседних мастеров я приобрела две деревянные ложечки, сосуд для меда и с твердым намерением сшить наконец-таки себе русский сарафан, отправилась дальше.

DSC_0459

Чудо-чай богатырей

В полдень на фестивале задымились самовары — открылась Иван-чайная церемония.

— В честь дня Ивана Купала у нас сегодня церемония из волшебной травы, которая встарь называлась «встань-трава», специальная трава для мужчин. Поэтому, мужчины, подтягивайтесь! И женщинам такой чай тоже очень полезен для красоты и здоровья, — пригласил всех со сцены Борис Петров.

Иван-чай или кипрей, надо отметить, расцвел незадолго до фестиваля. Поля из сине-голубых цветков всегда радуют красотой, но о том, как приготовить из листиков этого растения удивительный и бодрящий чай, я узнала только в эти выходные.

— Собирают листья иван-чая как раз в это время — начало июля, — рассказывают организаторы чайной церемонии. — Затем листья или прокручивают через мясорубку, или растирают ладошками в жгутики. Полученную кашицу ферментируют день или два — при комнатной температуре в мешке с небольшой дыркой. Чай должен как бы подопреть. От этого появляется фруктовый или даже медовый запах. И только после этого чай раскладывают и сушат — лучше на дровах, на пологе бани. Получается волшебно.

DSC_0454

Волшебство иван-чая объяснили еще наши предки: «Целебные свойства трав открываются, если человек, собирающий их, имеет светлые помыслы». Такой чай может стать информационным носителем и каждый получет от него то, что ему надо.

— Кому-то дает хороший сон, кому-то наоборот — прилив сил, — говорит Наталья Вараксина, руководитель проекта «Иван-чай». — На Руси иван-чай называли «Богатырский чай». И примечателен факт отправки Гитлером специального подразделения в село Копорье для уничтожения производства иван-чая. Он считал, что напиток дает духовную силу русскому народу. О депрессиях и неврозах с таким чаем можно забыть.

Не даром иван-чай — это растение, обладающее огромной энергией и силой выживания. Он первым вырастает на пепелищах, где другие растения погибают.

Мне чай очень понравился. Во время фестиваля я заглядывала в палатку с иван-чаем несколько раз, чтобы утолить жажду, а сев за эту статью, заварила себе именно этот напиток. Ни «Липтон», ни «Гринфилд» с русским чаем не сравнится — это точно.

DSC_0486

Не для скуки

— Особенность этого года — государство не дало нам ни копейки денег. Мы собирали средства сами, — говорит Борис Петров. — Поэтому и конференция «Государство и Родина», открывшая фестиваль была близка к этому — как реализовать проект без помощи государства. Власть обычно следует логике: раз мы даем денег — мы командиры. Это главная опасность. Это напрягает. Нынче мы все сделали сами, без прямой финансовой поддержки бюджета. Как? Методом «народной стройки», когда меценат фестиваля становился одновременно и организатором события.

DSC_0471

Всего праздник собрал порядка 1,5 тысячи гостей. Насыщенная программа фестиваля была раскидана географически. Между двумя крайними точками событий фестиваля было около семи километров. А потому понаблюдать за всеми действами мне, увы, не удалось. Но по информации, которая разносилась молвой, победитель в соревнованиях по ловле на поплавочную удочку — житель Нижнесергинского района — за 4 часа рыбалки поймал около 3 кг рыбы.

Особый ажиотаж вызвало состязание по метанию бревна, взятое из программы национальных шотландских игр «Хайленгеймс».

— Это стало отдельным видом состязаний для брутальных уральских мужиков, — напишет после на своей страничке в  «Фейсбуке» Борис Петров. — Выстроилась очередь из желающих попробовать свои силы сначала шутейно, а потом мужики конкретно не по-детски «зацепились». Пришлось оформлять протоколы личного первенства по этой северной шотландской забаве.

DSC_0528

Гонка протяженностью 2,5 км — от Мосина-камня до камня Шайтан — собрала 16 экипажей. Все благополучно финишировали, а победители уехали с ценными подарками. Для всех желающих после соревнований был устроен небольшой тест-драйв на катамаранах по реке. Весло в руку взяла и я. Проплыли мы всего несколько десятков метров, но все равно здорово! Из трех ворот удалось пройти без штрафных баллов в двое.

101

Чусовая — сакральная река. Единственная река, которая соединяет два континента Азию и Европу. По ней как по батарейке идет энергия.

Борис Петров, директор фестиваля

По сценарию дом должен был сгореть

Совсем недалеко от площадки фестиваля и Шайтан-камня, я наткнулась на фундамент. Местные жители пояснили — он остался от съемок драмы «Золото». На нем строилась церквушка. А прямо напротив, как выяснилось — дом, в котором 1,5 месяца велись съемки важных сцен. Мы постучились.

— Снять на фотоаппарат, говорите? — встретил нас хозяин Виктор Добровольский. — Те тоже сначала так говорили — мы на фотоаппарат снимем, покажите, что у вас. А потом раз-раз и сразу человек сто набежали. Не выгонишь уже! Места колоритные у нас, вот они этим и воспользовались. Надо было найти самого ленивого хозяина, который не делал ремонт все это время. Нашли. Дом этот начала века примерно — видно, что строился крестьянскими руками.

DSC_0499

По словам Виктора Николаевича, с ним и с женой было заключено товарищеское соглашение.

— Какие деньги?! Вы что? Этого мне еще не хватало! Чтоб вся деревня потом говорила? Снимали они в основном даже не в доме — а во дворе. Безруков сидел тут в белой рубашке, красивый такой. Меня не так часто судьба со звездами кино сталкивала, но общались мы все равно с ним не так много — по делу только. Фильм я не видел, но сценарий-то читал бегло. Видел, как Безруков бьет жену за какие-то провинности хлыстом тут. Эх! Я им потом вообще ключи остаивл, а сам уехал в Екатеринбург — там жил.

Как смеется Виктор Николаевич, он только-только отремонтировал себе забор — заменил все гнилые доски, а тут киношники — не так все. Поломали, притащили старых досок, сколотили свой — опять старенький получился.

DSC_0495

— Они баню построили во дворе — муляж своего рода, но я ее не разбираю, использую под свои хознужды. Шифер на доме закрыли досками, потому что в старые времена не было шифера на крышах. Надо было соответствовать. Сняли ладно хоть сами, хоть и разбили его местами. Но по сценарию дом вообще должен был сгореть. Поэтому я еще легко отделался, — смеется Виктор Николаевич. — Знаю, что они купили еще дом в другом месте, развалюху — его и сожгли. Но сказать по правде — я опасался, как все закончится.

DSC_0441

Свечи по реке

Поздним вечером 6 июля гости фестиваля «Чусовая России» спустились к реке — на Старо-Шайтанской пристани состоялся спуск на воду небольших барочек в память о чусовских караванных сплавщиках. Эта добрая традиция призвана напомнить уральцам об истории реки Чусовой. Барочки —небольшие досочки 2,5 см толщиной с заостренными концами — изготавливались и украшались участниками фестиваля. В углубление ставится плоская свеча и пишется доброе пожелание тому, кто найдет самодельное судно.

— Зажженные свечки символизировали души сплавщиков тех времен, — говорит Борис Петров.

Красиво. И удивительно, как легко можно объединить сотни людей в чем-то добром. Покидая фестиваль, я не заметила на территории мусора. Приятно удивило. Если и в завершении воскресенья на берегу было чисто (а Борис Петров уверяет — было), то организаторам можно низко поклониться — они большие молодцы.

DSC00486Анна Рогозинникова, хранительница Шалинского музея:

— Фестиваль — хорошо, но людям работать негде. Надо еще и рабочие места создавать. Пахоты заросли все — не сеют, не пашут. Меня это до глубины души задевает, как человека советского периода. Все загубили! Люди уезжают до 40 лет в город. Народонаселение не растет.