Директор музея истории ПНТЗ рассказала, какие тайны в нем хранятся

В нынешнем году музей истории ПНТЗ отметил сорокалетие со дня основания. «Городские вести» побывали в гостях у юбиляра, чтобы узнать: чем живет крупнейший в городе хранитель истории.

 

Директор музея истории ПНТЗ Светлана Титова рассказала про три века — за два часа экскурсии.
Директор музея истории ПНТЗ Светлана Титова рассказала про три века за два часа экскурсии.

Только подлинники

Один из самых интересных залов музея — краеведческий. Этот зал — уникум, второй подобной экспозиции в Первоуральске нет. История Васильевско-­Шайтанского завода здесь тесно переплетается с историей города: во множестве представлены предметы быта, редкие фотографии и документы.

— Чтобы сохранить экспонаты этого зала, здесь установлена специальная система освещения — рассеянный свет, позволяющий сохранить нашу коллекцию, а также действует система кондиционирования, поддерживающая оптимальную для экспозиции температуру: +18-­20 градусов, — рассказывает директор музея Светлана Титова. — Возможно, это не всегда комфортно для посетителей — здесь довольно прохладно. Зато предметы нашей коллекции чувствуют себя при такой температуре отлично!

Такая забота об экспонатах не случайна: в краеведческом зале музея (его еще называют залом Васильевск­Шайтанского завода) размещены только подлинники.

— Сейчас в музеях уже не увидишь подлинники старинных документов, — поясняет Светлана Викторовна. — Более того, при обновлении экспозиций, специалисты музейного дела рекомендуют размещать в витринах их копии, а оригиналы помещать в хранилища. Однако мы пока отказываемся от этой практики. В витринах нашего краеведческого зала — только подлинники. Да и все остальные предметы в экспозиции — настоящие, не новодел. Истинные свидетели эпохи.

Многие предметы, выставленные в зале — дары первоуральцев, о чем свидетельствуют таблички. Так, в начале 2000­-х часть своей коллекции передал музею руководитель фольклорного ансамбля «Шайтане» Юрий Погромский.

— Юрий Федорович с ребятами из своего ансамбля многие годы ездил в этнографические экспедиции по уральским деревням, собирал не только устный фольклор, но и предметы старины, — рассказывает директор музея. — Он поделился частью своей коллекции с нами, передав музею более ста экспонатов. Здесь, в зале краеведения, представлены предметы быта, старинная одежда — блузы, сарафаны, пимы, сапоги, а также целое собрание гармоник. Наше собрание регулярно пополняется именно таким образом — первоуральцы приносят нам различные вещи. Из последних поступлений — пушечное ядро, найденное на берегу Чусовой и литая чугунная рамка для фотографии.

 

Каждый экспонат находит свое место. Пульт управления реечным станом цеха № 1 дополнила  мемориальная доска в честь выпуска первой горячекатаной трубы.
Каждый экспонат находит свое место. Пульт управления реечным станом цеха № 1 дополнила мемориальная доска в честь выпуска первой горячекатаной трубы.

Почему Первоуральск не стал Билимбаем?

— Что бы ни говорилось сейчас, с высоты современных реалий, а Новотрубный завод сыграл в истории Первоуральска принципиальную, ключевую роль, — продолжает свой рассказ Светлана Титова. — Если бы не завод, то город Первоуральск вообще вряд ли бы появился на карте России и мы так и остались бы поселком уровня Билимбая. Но в начале тридцатых годов прошлого столетия директором завода становится Иван Семенович Мельников. Он собрал команду грамотных специалистов­-профессионалов и сумел доказать руководству молодой советской страны, что необходимо строить новое трубное производство, на новой площадке — будущий завод-­гигант. Его энтузиазм и вера в успех убедили правительство СССР, и строительство началось.

Об этом не говорят на экскурсиях для школьников, но Новотрубный, как и многие другие стройки эпохи индустриализации, был не только местом, куда приезжали комсомольцы­-романтики с девизом «Мы наш, мы новый мир построим».

— Да, сюда отправлялись и репрессированные, и спецпереселенцы, — рассказывает Светлана Титова. — Да что говорить, после Ивана Мельникова, перед войной, на ПНТЗ сменился с десяток директоров и судьба многих из них была печальна. И неизвестна… Времена были такие — за огрехи в производстве, за невыполнение планов можно было попасть под трибунал.

Завод строился ударными темпами. Первым на Новотрубном 13 мая 1934 года был пущен волочильный цех № 3.

— По логике, первым должен был заработать трубопрокатный цех № 1, но строительство и пуско-наладка оборудования волочильного цеха были завершены раньше. И 13 мая 1934 года из стен цеха были выпущены первые 64 трубы, — рассказывает Светлана Викторовна. — Перво-­Уральский трубный завод (а он тогда назывался именно так) начал свою работу. А годом ранее, в 1933 году Первоуральску был присвоен статус города.

 

Политинформация по газете

Удивительно, как всего одна фотография из экспозиции музея может передать и дух, и суть эпохи. Вот, например, снимок бригады бетонщиц, победительниц социалистического соревнования, тридцатые годы. На фото — группа женщин с серьезными лицами, в центре сидит бригадир, он же — единственный мужчина в бригаде — С. Н. Пильщиков. В руках у него — газета «Ударник» (заводская многотиражка тех лет, увы, ни одного экземпляра не сохранилось).

— Казалось бы, обычное парадное фото, — поясняет Светлана Викторовна. — Однако оно может рассказать о многом. Вот почему у бригадира в руках газета? Оказывается, в бригаду бетонщиц были набраны женщины-­татарки из окрестных сел. Они плохо говорили по-­русски и были поголовно неграмотны. Поэтому в обязанности бригадира входила не только организация работы бригады, но и просветительская деятельность. Он следил за тем, чтобы работницы учились русскому языку, грамоте, проводил политинформации. Отсюда и газета в руках.

В годы войны на Новотрубном в производство вводится 129 новых видов труб. 35% продукции завода выпускается исключительно для военных нужд, в их числе: баллоны для танков, стволы для минометов и снаряды для легендарных «Катюш»».
В годы войны на Новотрубном в производство вводится 129 новых видов труб. 35% продукции завода выпускается исключительно для военных нужд, в их числе: баллоны для танков, стволы для минометов и снаряды для легендарных «Катюш»».

 

Секретный Новотрубный

Великая Отечественная война — отдельная страница в летописи ПНТЗ и отдельный зал музея.

— С первых дней войны завод был переведен на военные рельсы, — рассказывает Светлана Титова. — В Первоуральск прибывают эвакуированные трубные предприятия с Южно-трубного завода им. Ленина, заводы из Никополя, Мариуполя, Харьковское и Киевское ремесленное училища. На ПНТЗ открываются новые цехи № 2 (баллонный) и № 4, в производство вводится 129 новых видов труб. 35% продукции завода выпускается исключительно для военных нужд, в их числе: баллоны для танков, стволы для минометов и, конечно, снаряды для легендарных «Катюш»».

Заводу в то время крупно повезло с руководителем: еще в 1938 году во главе предприятия встал Яков Павлович Осадчий.

— Это, на мой взгляд, один из трех директоров (Мельников, Осадчий, Данилов), которые сыграли важнейшую роль в истории ПНТЗ, — считает Светлана Викторовна. — Именно Осадчий в кратчайшие сроки перестроил предприятие на военный лад. В 1942 году на ПНТЗ было внедрено производство особо прочных труб для минометных стволов — разработка инженеров Новотрубного, которая удостоилась Сталинской премии. В годы войны завод был в статусе секретного, как стратегически важное, оборонное предприятие. Да что уж говорить: у Якова Павловича был свой персональный самолет. На нем он летал в Москву, когда возникали перебои с трубной заготовкой.

Самолет взлетал где­-то в окрестностях Первоуральска. Был ли здесь специально оборудованный аэродром или хотя бы взлетная полоса — история умалчивает.

— Возможно, специальной взлетной полосы и не было, — делится своими размышлениями Светлана Викторовна, — вокруг Первоуральска достаточно ровных мест, которые могли послужить в этом качестве. Увы, точных свидетельств не сохранилось: рабочие, естественно, были не в курсе, а руководящий состав предприятия и спустя многие годы не особо распространялся на эту тему. Достоверных данных не сохранилось.

Зато в военном зале музея сохранился стол Якова Осадчего.

— Он, конечно, отреставрирован, но это именно тот стол, который стоял в его кабинете, за которым он работал, — показывает раритет Светлана Викторовна. — Бывает, посетители подходят к этому столу, прикасаются к нему и говорят, что таким образом надеются получить частицу успешности Якова Павловича. И вот как удивительно сплетаются здесь история и география! Отработав 16 лет на ПНТЗ, Осадчий — очень деятельный, абсолютно не кабинетный человек, попросился на строительство трубопрокатного завода в Челябинск, где проработал на ЧТПЗ более 20 лет. А многие годы спустя ЧТПЗ и ПНТЗ объединились в одну структуру. И Осадчий для обоих заводов — фигура знаковая! Он как будто соединил два города и два завода.

 

Директор музея Светлана Титова: «Сенсорный киоск был моей мечтой!».
Директор музея Светлана Титова: «Сенсорный киоск был моей мечтой!».

Сенсорный киоск — в подарок к юбилею

Пятый зал музея — зал, который охватывает историю развития предприятия от окончания Великой Отечественной войны до наших дней.

— Эта экспозиция постоянно пополняется и обновляется, — рассказывает Светлана Титова. — Завод не стоит на месте и нам постоянно передаются все новые и новые экспонаты. Но и музей не стоит на месте. Принято считать, что музеи — структура инертная, закоснелая, однако и в нашем деле есть технические инновации, которые позволяют сделать посещение музея еще более интересным и познавательным.

К таким техническим новинкам относится подаренный к юбилею музея информационный сенсорный киоск.

— Нечто подобное я увидела в музее Эрнста Неизвестного, — поделилась Светлана Титова. — И буквально заболела этой идеей. Вообще подобного рода устройства бывают разными, например, плазменные панели, или как в нашем случае, сенсорные киоски. По сути — это компьютер с большим экраном, на котором мы можем демонстрировать посетителям фотографии из архивного фонда с видами старого города, современные виды ПНТЗ и Первоуральска, фильмы об истории Новотрубного и корпоративные фильмы группы ЧТПЗ — «Белый директор», «Железный озон», «Сталевары России», «Испытание на прочность», «Высота 239», «Железный Яков», «Федор Данилов», а также проводить виртуальные экскурсии. Это значительно расширит границы наших музейных залов. В перспективе планируем на базе киоска создать электронную книгу отзывов — каждый посетитель сможет оставить свою запись.

 

Фонды музея истории ПНТЗ насчитывают 9235 единиц основных фондов и 1166 — научно-­вспомогательных.

 

Как почистить диораму?

Еще одна гордость музея — диорама: полное и подробное воспроизведение ФОК им. Гагарина, созданное после того, как старый пионерский лагерь в 1993 году открылся после реконструкции. Уникальное сочетание художественного полотна и подробнейшего макета заставляет посетителей замирать от восторга.

— Вряд ли в Первоуральске найдется человек, который ни разу не побывал в ФОКе, поэтому диорама всякий раз вызывает живейший интерес, — рассказывает Светлана Титова. — Конечно, такой экспонат — а создали его художники-­оформители цеха № 22 под руководством Нелли Степановой — требует особых условий и тщательного ухода. Масштабную «уборку» проводим в среднем раз в два года. Помогает нам в этом бригадир модельного участка фасонно­-литейного цеха № 17 Валерий Кетриш. Технология «генеральной уборки» довольно проста: поперек диорамы кладется доска, на доску ложится наш реставратор и с помощью кистей, акварели и гуаши подновляет макет. Результат закрепляем с помощью лака для волос. В последний раз, когда проводили реставрацию, я закупила массу флаконов «Прелести» — вполне подходит для этих целей.

 

 1000 метров раритета

Светлана Титова, директор музея истории ПНТЗ:

— Идея создания музея принадлежит сотруднику газеты «Уральский трубник» Владимиру Дроткевичу. Он же стал первым собирателем музейного архива. Здание второй проходной изначально строилось с учетом размещения здесь музея — нам отдали порядка 1000 квадратных метров площади. А 12 июля 1973 года была торжественно перерезана красная ленточка — это почетное право было предоставлено старейшему на тот момент работнику завода Алексею Власовичу Вагину. В открытии музея принял участие и тогдашний директор Новотрубного завода Федор Данилов. Он горячо поддерживал идею создания музея и всегда уделял ему большое внимание.

Мы постоянно ощущаем заботу и внимание руководства предприятия. Только за последние четыре года, с 2008 по 2012 год, в музей было вложено более 6 млн рублей. Мы сумели обновить системы кондиционирования, установить новую пожарно­-охранную сигнализацию, провести косметический ремонт экспозиционных залов, создать новое фондохранилище. При этом музей не закрывался ни на один день: все работы мы проводили постепенно, приостанавливая работу то одного, то другого зала.

 

 

Музей истории ПНТЗ открыт по вторникам, пятницам, субботам с 9.00 до 17.00, по средам и четвергам с 11.00 до 19.00, без перерыва. Заявки на групповые экскурсии можно подать по тел.: 27-­64­-99 и 27­-50-­32. Посещение музея — бесплатное!

[nggallery id=214].