Что думают о введении поста сити-менеджера бывшие главы Первоуральска

Накануне депутатского голосования, которое состоится на следующей неделе, «Городские вести» решили опросить тех, кто в разное время руководил городом. Каждый из трех выбранных нами респондентов на самой главной должности города находился в разном положении.

 

Владимир Кучерюк, с 1986 года по 1988 год  работал заместителем председателя,  а затем и председателем исполкома Первоуральска.
Владимир Кучерюк, с 1986 года по 1988 год работал заместителем председателя, а затем и председателем исполкома Первоуральска.

Должно быть единоначалие

Владимир Кучерюк формально главой не был, зато, можно сказать, он был почти «сити-­менеджером» — в советское время председателей исполкома назначал партком. Поэтому мы подумали, что Владимир Данилович лучше всех знает, что такое быть не выборным, а назначаемым главой.

— Я считаю, что в данной ситуации надо стоять на ноте закона, прежде всего. Если допустить, что Минюст поправки утвердил, то они должны быть опубликованы в газете — только после этого они считаются принятыми. Если это будет сделано, то начинает действовать новый устав, в котором предусмотрена новая должность — глава администрации, или сити­менеджер. Есть определенная процедура назначения главы администрации — создается комиссия из депутатов местной думы и депутатов ЗакСо. Путем представления кандидатов будет определен некий рейтинг. Претендент на столь ответственный пост должен предложить программу, рассказать комиссии, как решить существующие в городе проблемы.

Я не могу сказать, что проблемы Первоуральска уникальны. С такими же проблемами сталкиваются и другие города. Самое простое — нехватка средств местного бюджета. 3­-4 года назад я сказал депутатам, что скоро мы будем делить наш бюджет, этот пирог, исходя из того, что нам надо будет строить садики. Сейчас львиная доля инвестиционного бюджета идет на строительство детских садов. Причем, Первоуральск относится к той категории городов, в которых идет софинансирование 50 на 50. Есть случаи софинансирования 10 на 90%, но это уж совсем дотационные территории. Так вот кандидат на пост сити-менедежера должен иметь видение, как решать те проблемы, которые есть, а именно нехватка детских садов, ремонт дорог, беда с управляющими квитанциями и двойные квитанции.

Но даже это — не эксклюзивная проблема Первоуральска, поэтому рынок коммунальных услуг Первоуральска в месяц по моим подсчетам составляет 200 млн рублей. Это деньги живые, а не фантики какие-то. Чтобы этих денег хватило и на достойные ремонты, и на текущие расходы по обслуживанию жилфонда, нужно, чтобы у нас было 5­-6 управляющих компаний. А у нас их на сегодня больше 30. Более менее получше там, где изначально формирование коммунальных услуг было подконтрольно администрации, но сейчас говорят это плохо — коррупция, якобы.

Кандидат должен предложить четкую программу, но и прийти он должен не один, а с грамотной командой, командой профессионалов. Через месяц надо запускать город в отопительный сезон, так что ситуация сейчас очень тяжелая.  Хотя, я полагаю, что ряд страшилок, нарисованных СТК, надуман. Миллиард задолженности — я не думаю, что она существует — еще при Федорове (бывший мэр Первоуральска — ред.) начали говорить об этих долгах.

— Как вы считаете, есть ли сейчас реальные кандидаты на эту должность? Обсуждают как возможные варианты Чертищева, Дронова, Чирко…

— Вообще, это должен быть очень смелый и ответственный человек, потому что входить в отопительный сезон с той кучей проблем, которые на сегодня есть, это… Я называл месяца три назад пару кандидатур, которые нигде не звучат, но которые могли бы стать сити-менедежром. Думаю, что нужен человек, подобный Носову, который пришел в Нижний Тагил. Юрий Петрович Шевелев (бывший министр ЖКХ — ред.), например. Он связи с городом не потерял, один из самых удачных министров был. Тем более, сейчас он вернулся в Свердловскую область. Кроме того, я называл фигуру одного из действующих глав, который на своей территории отработал достаточно давно, и которому она просто стала мала. Не буду конкретизировать. Он управлял другим городом, проблемы все те же, то есть аналоговый способ управления у него есть.

Муниципальное образование — это живой организм, которому надо пить, есть, которому нужны садики и дороги. Здесь надо умело сочетать проектный способ управления и аналоговый. Мол, вот, у меня такая ситуация уже была, что я предпринимал тогда? Проектный способ управления тоже имеет место быть, но проектные решения — это инвестиции. Нашли же вариант сейчас — надстраивают третьи этажи в садиках, а это и есть конкретный пример проектного способа управления. Ни Максиму Сергеевичу [Федорову], ни Юрию Олеговичу [Переверзеву] не удалось наладить конструктивные отношения с областью. А это — очень немаловажный фактор. Без этой составляющей — хоть все бабушки и дедушки будут тебя любить, хоть все тротуары ты заасфальтируешь — не получится. Не надо говорить, что раз народ меня избрал, то все теперь.

— Почему Переверзеву не удалось наладить отношения с областью, как вы думаете?

— Я считаю, что это все-таки характер человека. Я был депутатом и при Вольфе, и при Федорове, и при Юрии Олеговиче. Разные люди, но все с думой договаривались. Федоров дверью хлопал, выбегал, но, когда речь заходила об интересах города, всегда находили общий язык. Денег, их всегда не хватает. И не будет хватать, потому что все деньги уходят либо в область, либо в центр, а оттуда уже возвращаются. Если ты не сумел договориться с областью, то найдут массу причин, чтобы не дать тебе эти деньги. В свое время на мэрских выборах я агитировал за Фуртаева. Когда в половине двенадцатого ночи мы узнали, что победил Переверзев, я сказал: «Так он же не справится с городом». На что [Вячеслав] Брозовский мне ответил: «А вдруг он талантливый?!»

— А сами вы себя на посту сити-менедежера не видите?

— Однозначно нет. Надо иметь колоссальное здоровье, это удел людей возраста 40­-45 лет. Работать надо будет по 18 часов в сутки, у меня просто здоровья нет на это.

— Двуглавую систему называют порочной системой, поскольку без учета мнения народа выбирают того, кто будет «рулить» городом…

— Да, это несовершенство законодательства. Прописана — значит, можно. Сейчас у правительства есть возможность посмотреть, как на примере Первоуральска работают законы, принятые во времена Ельцина. С другой стороны, мой опыт показывает, что всенародно избранный глава практически никому не подчиняется. Он может написать заявление — я пошел в отпуск. И уйти. Или не ходить на работу, вытворять еще какие-то фокусы — а он спецобъект, не придерешься.  Я допускаю, что схема «глава администрации-глава городского округа» жизнедеятельна, если два этих человека совместимы. Космонавты в космос летят на полгода — сколько их вместе тренируют, чтобы совместимы были? Если хозяйственник будет заниматься только хозяйственными делами, а кто-то будет выполнять только представительские функции, и в дела друг друга лезть они не будут, то лишь тогда получится тандем. Я таких примеров не встречал. Но, возможно, где-то и есть. Должно быть единоначалие.

Я считаю, что возможны три варианта: оптимистичный — всенародные выборы мэра, это бы немного успокоило общественное мнение, реалистичный — введение внешнего управляющего, с учетом реалий сколько времени осталось до вхождения в отопительный сезон, пессимистичный — врио и замы подают заявление на уход и увольняются. Просто хлопают дверями. И город в преддверии отопительного сезона оказывается в некоем нехорошем месте. Хотя тут тоже будет введен внешний управляющий.

 

Виталий Вольф, глава Первоуральска с 2000 по 2008 год.
Виталий Вольф, глава Первоуральска с 2000 по 2008 год.

Воздержусь от оценок

Виталий Вольф руководил городом восемь лет. Его мэрство в народе окрестили «вольфовщиной». Все восемь лет Виталий Александрович работал при поддержке ПНТЗ, социальной сферой которого руководил долгое время. Именно у него мы хотели узнать, каково это — работать под покровительством серьезного промышленного предприятия, какие возможности дает такая протекция.

Вот что в итоге нам на все наши вопросы ответил Виталий Вольф:

— Я знаю много примеров на территории Западного управленческого округа, где система сити-менеджмента работает успешно — это и Пышма, и Ревда, и Нижние Серги. Конечно, есть примеры и не самого удачного управления, но любая практика не может быть только положительной. В конце концов, любая система наполняется людьми. Я не думаю, что можно говорить о порочности этой системы, ведь такой способ управления прописан в федеральном законе. Насколько Переверзев справился или не справился со своими функциями? Я не хотел бы переходить на личности, поскольку оценку деятельности глав дают три субъекта: население — эдакий многоликий субъект, губернатор и, собственно, дума, избираемая народом. Меня в этих субъектах нет, поэтому — воздержусь от оценок.

 

Михаил Ананьин, первый всенародно избранный мэр, был на сегодняшнем месте Юрия Переверзева. Более опытные коллеги помнят, как Михаил Егорович накануне выборов 2000 года собирал «круглый стол» с редакторами СМИ, где предлагал составить план, каким образом не дать захватить город «чужим». Именно в это время хозяином ПНТЗ стал Зелимхан Муцоев, который даже не скрывал своих желаний, заявляя на каждом углу: «Я сказал, в Первоуральске будет мой мэр». В итоге Михаил Ананьин проиграл выборы и отправился работать в областной Минтранс.

Мы связались с Михаилом Егоровичем накануне. Он заявил, что по телефону обсуждать, как ему было в свое время противостоять ПНТЗ, не хочет. Предложил встретиться лично. А на следующий день передумал и отказался от комментариев совсем.