Первоуральский Народный дом готовится встретить 25 день рождения

Народный дом в сознании первоуральцев давно и прочно ассоциируется со старинной усадьбой, расположенной на ул. Ленина, 65.  Это тот редкий случай, когда дом, который в свое время отстояли общественники, потребовавшие сохранить его как памятник архитектуры XIX века, дал начало уникальной на сегодня организации — Народному дому. 13 сентября Народный дом именно как организация празднует свой 25­летний юбилей, ведь зданию, которое их приютило, не то 100, не то 150 лет — точно сказать уже не может никто. Легко ли хранить подлинно народную культуру, и существует ли она еще в Первоуральске — «Городским вестям» рассказывает руководитель Народного дома Сергей Саблин.

Дом с большой буквы

Когда руководитель Народного дома Сергей Саблин рассказывает об истории усадьбы, в которой они расположились, невольно ощущаешь, что  слово «Дом»  он произносит с большой буквы.

— Точной даты постройки дома нет. Историки расходятся во мнении, — рассказывает Сергей Васильевич. — Кто-­то считает, что дом построен  в начале XX века. Реставраторы, которые помогали в реконструкции дома,  называли примерным временем постройки первую половину века XIX.  Единственное достоверное историческое свидетельство, которое позволяет судить о возрасте дома — монета, которая была заложена в кладку печи. Мы нашли ее,  когда перекладывали печь, на ней дата — 1871 год. Жилым этот дом оставался до 80-­х годов прошлого века, затем его расселили — городские власти кому­-то дали квартиры,  с кем­-то рассчитались деньгами.

В 80-­х годах старую застройку на ул. Ленина готовили к сносу.

DSC_1742

— Это было  самое начало перестройки и тогда нам, горячим головам, пришла идея: давайте оставим этот дом как памятник архитектуры, — продолжает Сергей Саблин, — Дом интересный — и по возрасту, и по постройке. Родилось целое движение за сохранение дома, развернулось обсуждение в газетах, собралась комиссия архитекторов из Екатеринбурга и Первоуральска, куда вошли и представители органов власти.

Комиссия обследовала дом и пришла к выводу, что он соответствует требованиям, которые предъявляются к памятникам архитектуры. После этого были поданы соответствующие документы,  и в начале лета 1987 года дому был присвоен статус памятника архитектуры. С тех пор он носит гордое звание «Городская усадьба XIX века».

 

Пень на дороге или стоянка для свадебных кортежей?

Этим обидным прозвищем — «пень на дороге» — наградила ставшую уже к тому времени памятником архитектуры усадьбу газета «Уральский трубник». В 1988 году вышла статья с одноименным названием, в которой автор высказывал позицию: снести, не украшает и вообще никакой не памятник, а дом, каких в Первоуральске было много. Тем более, как утверждали злые языки, дом мешал прокладке новой улицы Ленина — якобы, из-­за «пня» появился резкий поворот вниз к остановке «Водная». В городе разгорелась целая дискуссия по этому поводу.

DSC_1775

—  Первоуральцы массово несли письма в редакции газет в защиту усадьбы. В итоге была собрана еще одна комиссия, которая приняла решение оставить памятник в покое. А прозвище прицепилось, нет­нет — кто­нибудь и вспомнит. Сначала задевало. Потом привыкли. Есть такая пословица: «Хоть горшком зови, только в печку не ставь». Что касается дороги,  то на самом деле она прошла как положено. А по старому  генплану территория усадьбы вообще должна была стать… стоянкой для свадебных кортежей. Недалеко от этого дома планировалось возвести Дворец бракосочетаний  и участок, на котором стоит дом,  отводился под парковку.  Дворец возводить не стали, генплан давно уже изменился,  а  дом, по традиции, вновь устоял.

А не перенести ли в парк?

На протяжении многих лет старинная усадьба не дает покоя многим. Точнее — привлекательный кусок земли, на котором она расположилась. Тем более, что на протяжении многих лет усадьба фактически ничья. Единственными документами, подтверждающими факт ее существования, являются выписки из домовой книги, в которой владельцами числятся прежние хозяева — семьи Машаровых и Симаковых. Сохранились и финансовые документы, подтверждающие, что городские власти с прежними жильцами рассчитались, выкупив доли.

Помимо предложений из серии «снести и забыть»  поступали и другие: выбрать иной земельный участок и аккуратненько перенести туда усадьбу.

— Одно из последних таких предложений озвучил заместитель главы по социальной сфере Александр Слабука, — вспоминает Сергей Саблин, — Он предложил переместить памятник архитектуры в парк. Такие предложения поступали и раньше. К сожалению, авторы этих идей не понимают, что усадьба — это не только дом. Памятник архитектуры рассматривается в комплексе, вместе с ландшафтом. Горку ведь нашу вместе с памятником не перенесешь! Кроме того, сейчас уже вряд ли найдутся специалисты, которые могут аккуратно разобрать и собрать дом на новом месте. Подобная попытка может привести только к уничтожению памятника.

 Клуб восьмого микрорайона

После того, как дом № 65 по ул. Ленина официально был признан памятником архитектуры, общественникам, которые дали ему вторую жизнь, предложили там обосноваться  и продолжить работу по сохранению исторических ценностей Первоуральска.

DSC_1765

— Поначалу мы  назывались клубом восьмого микрорайона, потом стали Народным домом, — рассказывает Сергей Саблин. — Предполагалось, что по Свердловской области откроется целая сеть Народных домов, где люди будут изучать традиционную культуру и заниматься  ее сохранением и возрождением. Увы, движение по открытию Народных домов не приобрело широкий размах и сейчас Народный дом в области один — в Первоуральске. Вообще фольклорному движению в Свердловской области в последнее время со стороны властей большого внимания не уделяется, все,  что было создано  в 90-­е годы, позакрывали. Мы, наверное,  единственные, кто остался с тех времен, держимся, наверное, потому, что у нас такая боевая команда. Если  нас пытаются закрыть, мы начинаем шуметь.

 Вечорки, «Воля», фестиваль

Работа Народного дома ведется в разных направлениях, членов объединения интересует весь комплекс русской народной культуры: и музыкальное, и устное творчество, и народный костюм, кухня, быт — все это обозначается емким понятием «традиционная народная культура».

— В течение многих лет она мало изменялась, и лишь XX век принес радикальные перемены, — рассуждает Сергей Саблин. — Традиционная русская культура всегда была деревенской, держалась и жила на селе. Сейчас  по России остались лишь ее небольшие островки  и в целом нельзя сказать, что она существует, жива и здорова. Быт совершенно изменился. В Первоуральске практически ничего не осталось от традиций. На первых порах мы походили по Шайтанке, порасспрашивали… Песенного материала никакого не осталось, разве что частушки и так называемые «песни позднего периода».

А начинали в Народном доме с вечорок — Первоуральск в этом отношении стал первопроходцем:  лишь спустя многие годы возрождать их начали в крупных культурных центрах — Москве и Петербурге.

DSC_1770

— Мы даже отсчет существования Народного дома ведем  с первой проведенной нами вечорки — 13 сентября 1988 года,  — улыбается Сергей Васильевич. —  Долгое время мы были одинокими на этом поле. Вечорки мы стараемся делать живыми. Что тут главное? Не стараться гонять молодежь: а давайте-­ка вы делайте то-­то и то­-то. Есть у них желание поплясать — попляшут, нет желания — посидят, нас послушают,  либо еще что­-то. Каждый раз вечорка живая, и она проходит по­разному. Можем петь, можем представить фрагменты рождественских, масленичных, свадебных обрядов. Есть у нас и народный театр, в том числе и кукольный — Петрушка. Не далее как в минувшую субботу у нас проходила свадьба одной из постоянных посетительниц наших вечорок, студий, мы для них организовали представление и разыграли народную драму «Пахомушка». Она такого свадебного характера, импровизационная. Народная драма вообще строится на импровизации: есть основной сюжет, а остальное — можно говорить отсебятину.

Проходили вечорки, шло становление, нарабатывался опыт, репертуар Народного дома. Параллельно велись экспедиции, собирались экспонаты, которые во всем многообразии представляли народный быт.

DSC_1782

— Когда сносили старую, деревянную часть города, мы тогда организовывали своеобразные бригады, которые ходили по домам и спрашивали: «А что у вас есть старинного? Все равно будете переезжать в новые квартиры, отдайте, что не жалко», — вспоминает Сергей Саблин, — Был у нас тогда проект  музея быта и фольклора, удалось собрать немалую коллекцию: мебель, сундуки, утварь. Все это мы используем, когда к нам школьники приходят — выставляем, чтобы дети посмотрели, организуем экскурсии, рассказываем.

В 1996 году появился ансамбль «Воля» — его возникновение и развитие стало очередным этапом жизни Народного дома. В 2005 году был  записан диск ансамбля в Санкт­-Петербурге, появилась известность и признание публики, в 2006 году у «Воли» даже состоялся сольный концерт в Санкт-­Петербурге.

—  Первое время, когда у нас была  студия, мы ездили на фестивали, просто глазели, появилась «Воля» — мы появились на сцене, — с гордостью говорит Сергей Саблин, — А с 2005 года «Волю»  готовы были приглашать на любой фестиваль и в те времена, при поддержке города, выезжали на крупные фестивали раз пять-­шесть в год. А сейчас ездим  нечасто, своих  денег зарабатываем выступлениями немного, спонсоров особо нет.

DSC_1749

Уже весной 2006 года провели первый фестиваль «Сторона моя, сторонушка» — с 7 по 9 мая. В первый раз,  без опыта,  было очень тяжело, набегались, устали, но все были довольны. С тех пор фестиваль проводится ежегодно, и Народный дом всегда принимает участие в его организации.  Еще одно мероприятие, которое без нас не обходится — празднование Масленицы в парке.

В нынешнем году  Народный дом получил областной грант на приобретение инструментов. Но, оказывается,  купить новую гармошку сейчас в России  не так просто. Старые — пожалуйста, они на руках есть, приобретают их в Народном доме через объявления в газетах, кто­-то и вовсе передает инструменты хранителям народных традиций бесплатно.  А новые выпускает только один завод в Туле.

— Только он и остался, раньше  гармошки производили в Кирове, в Шуе, Нижегородский завод их выпускал, — делится заботой Сергей Саблин. — Так что на тульском заводе на гармошки очередь стоит на полгода. Цены разные. Простые гармошки можно приобрести тысяч за 15, а есть и те, которые стоят сто тысяч  и более. Но у нас пока резерв гармошек есть.

 

21 сентября в 12 часов праздничный концерт в ДК им. Ленина, после него — чаепитие в Народном доме.

12 октября — концерт-­ретроспектива «Народному дому — 25 лет» в Екатеринбурге, в центре традиционной культуры Среднего Урала, на ул. Чапаева, 10