Массовая вспышка дизентерии поразила школьников поселка Прогресс

Пятница, 13 традиционно считается «нехорошим» днем. Верить суевериям  или нет — личное дело каждого. Но жителям поселка Прогресс минувшая пятница — 13 сентября — запомнится надолго.

IMG_6753

Массово

Директор школы № 29 Татьяна Антропова визиту корреспондентов не рада и ее можно понять: известие о том, что ее учеников массово косит неведомое «отравление»  распространилось быстро, и представители СМИ за последние пару дней стали в школе частыми и не очень желанными гостями. Бросив несколько фраз о том, что у нее и без того работы хватает, кроме как общаться с журналистами,  Татьяна Викторовна все же дает небольшой комментарий:

Директор школы №29 Татьяна Антропова
Директор школы №29 Татьяна Антропова

— 13 сентября начались обращения учащихся нашей школы за медицинской помощью  с признаками кишечной инфекции. Уже во второй половине дня в пятницу к нам прибыли представители Роспотребнадзора, которые провели ряд мероприятий: были взяты пробы пищи, воды, анализы у работников пищеблока, чтобы установить причины возникновения вспышки инфекции. По данным «Скорой помощи» на сегодня (16 сентября, около полудня — ред.) за медицинской помощью обратилось 29 детей. В школе проводятся мероприятия по выяснению причин произошедшего и дезинфекция.

У школы №29 заключен контракт со столовой «Урал»  — именно эта организация подвозит полуфабрикаты для школьной столовой. Работники пищеблока — штатные сотрудники столовой «Урал».

Температура, рвота, понос

Рассказы родителей заболевших детей как под копирку: симптомы у всех учеников школы № 29 от семи до шестнадцати лет одинаковы. Мама второклассницы Полины Козловой — Людмила Козлова — заметила у дочки первые признаки недомогания уже в пятницу утром.

IMG_6769

— В четверг дочка ушла в школу, все было нормально, вечером бегала еще, гуляла на улице, все было хорошо, — рассказывает Людмила. — А утром в пятницу — температура,  понос. У меня у самой муж медик, мы сразу же обратились в «Скорую», Полину забрали и увезли в Первоуральск,  в детскую многопрофильную больницу. Сидим на телефоне, вот только что звонили — дочка говорит, что ей лучше, вечером поедем навестить. Ставят антибиотики. Причину сообщат,  когда будут готовы анализы, но нам изначально сказали, что похоже на дизентерию. Дочка  в школе кушала всегда, ничего подобного раньше не было. Готовят в школе вкусно, повар хороший, непонятно, что такое произошло — доставка продуктов какая-то некачественная, что ли. Все говорят, что из-за воды, но мы эту воду постоянно сами пьем и никаких  проблем не было. Не из-за воды, это точно. Полину обещают выписать через неделю.

Вода хорошая! Курицу недожарили!

Во дворе дома,  где живет еще несколько заболевших детей,  встречаемся с жительницей поселка Прогресс Ольгой Фомичевой.  Новость о неизвестной болезни, поразившей детей Прогресса,  уже несколько дней обсуждает весь поселок и у каждого жителя  — свое мнение.

— Не из-за воды это, пусть не врут, вода у нас всегда чистая, — горячо говорит Ольга Григорьевна. — Курицу детям на обед давали — поди не прожарили и все. Я в свое время сама работала в столовой школы № 29 на практике, но мы готовили все сами. А сейчас же не готовят — привозят полуфабрикаты. А вода у нас хорошая, всегда чистая, ее даже не хлорируют никогда — вон видите водокачку?   На проверку ее свозят — и подтвердят!

Анечка просила не трогать: больно

— В четверг Аня училась со второй смены. Вечером мы поехали в Пермь в гости, — рассказывает Татьяна Дровосекова,  мама еще одной пострадавшей, Ани Устюговой, ученицы 10 «А» класса школы № 29. — Получается, в  шесть вечера Аня пришла из школы, в восемь вечера, в ночь, поехали в гости.  И уже утром в пятницу у нее поднялась температура, началась рвота, понос. Я ее утром бужу, одеяло на ней поправляю, а она горячая, говорит: «Мам, не трогай меня, у меня все ломит, все болит». Померили температуру — 39. Везти домой сразу побоялись, стали на месте помощь оказывать: полисорб и тому подобное. Стало полегче, и мы ее повезли домой. Приехали в Первоуральск  — практически сразу  обратились в инфекционное отделение, не стали даже ни врачей, ни «Скорую» вызывать.

IMG_6774

По словам Татьяны, кушала Аня перед тем как заболеть только в школе — в четверг.

— Аня говорила, что на обед им давали картошку с курой, компот. Если бы что-то дома съела не то, так не одна бы она заболела, мы тоже, — разводит руками Татьяна. — Большинство  учеников  школы № 29, которые сейчас лежат в стационарах первоуральских инфекционок, учились и, соответственно, обедали  во вторую смену.

Татьяна Дровосекова уверена — им еще повезло:

— Врачи говорят, что это похоже на сальмонеллез, анализы взяли, но пока диагноз точный не поставлен, должны к вечеру окончательно сказать. Девочка из третьего класса лежала в реанимации. Из Анечкиного класса в больницу попало четверо ребят, их положили в городскую больницу № 3, во взрослое инфекционное отделение. Так что нам еще повезло.

В столовой кормят невкусно…

Девочки еще бледные, но уже улыбаются и шутят: Аня Устюгова и Наташа Брагина одноклассницы, разница лишь в том, что Аню  в больницу привезли родители,  а Наташу в два часа ночи 16 сентября доставила «Скорая». На вопросы о том, как все началось и как они чувствуют себя сейчас, пациентки инфекционного отделения ГБ№3 отвечают охотно.

— Настроение уже хорошее стало, — улыбается Аня, — пришла из школы в четверг  и уже чувствовала себя неважно. А потом началась сильная головная боль, головокружение, поднялась температура. Пока говорят, что всему виной отравление. Дома у нас все свежее всегда, а в школе ели курицу с картошкой, скорее всего ей  и отравились. Я бы не сказала, что в школе готовят хорошо и вкусно… В столовой не всегда чисто… Все, кто из моего класса  в больницу попали, в тот день обедали в школе.

IMG_6796

Ничего подобного с девочками раньше не случалось: обедали в школе много раз, но чтобы в результате отправиться на больничную койку — такого не было. Наташа Брагина,  которую «Скорая» привезла в горбольницу № 3 глубокой ночью, несколько дней чувствовала себя плохо.

—  Первый день живот болел, но я не обращала внимания,  на второй было хуже, но тоже: поболит — успокоится,  а вот вчера стало вообще плохо, — рассказывает Наташа. — Температура, расстройство желудка, живот болел… Я знала, что из нашей школы уже многих в больницу отправили с такими же симптомами. В пятницу  с утра мы все должны были пойти в поход,  на природу, на пикник, но я уже не смогла. Осталась дома. Здесь, в больнице лечат и на диету посадили: каши, супы диетические.

Не прячьте заболевших

— Самое страшное, что некоторые родители без энтузиазма относятся к перспективе госпитализации детей, — так говорит главный врач ГБ №3 Александр Цедилкин. — Могут оставить ребенка дома, не обращаться к врачам, пытаться лечить самостоятельно. А ведь выявленная нами  дизентерия Зонне — далеко не шутка!  Ситуация чрезвычайная. Основной удар приняла на себя городская поликлиника № 2  и инфекционное отделение детской многопрофильной больницы. К нам были направлены заболевшие подростки и взрослые. 14-ого сентября к нам поступило два человека, 15-ого — два и 16-ого — один,  школьники (три девочки, один мальчик),  кроме того трое взрослых:  заведующая производством столовой,  кухонный работник и буквально сегодня секретарь школы. Всем назначено лечение, взяты баканализы. Состояние у тех, кто поступил к нам в пятницу, субботу и воскресенье — удовлетворительное. Остальных будем смотреть. Я думаю, что не дадим распространиться инфекции.

Александр Цедилкин
Александр Цедилкин

«Городские вести» обратились к заведующей инфекционным отделением ГБ№3 Елене Чернышевой, чтобы узнать подробности лечения поступивших пациентов.

— Лечение — по состоянию, если средней тяжести — применяем антибиотики внутримышечно,  если состояние ближе к удовлетворительному — антибиотики даем перорально, т.е. через рот, — это допустимо, — комментирует медик. — Кроме того пациенты получают  ферменты, биопрепараты. Если у кого побаливает живот — спазмолитики. Перечень препаратов для лечения у нас достаточный, обеспечены всем. Состояние всех пациентов из Прогресса стабильное, большинство пошло на поправку, температура нормальная. Что касается взрослых — заведующей производством и кухонного работника — то они поступили как выделители: они не болеют, но на данный момент выделяют дизентерийную палочку. Жалоб на сегодня у них вообще нет, но  лечение, так называемую «санацию»,  произвести в отношении них необходимо — санировать их кишечник. Они также получают антибактериальную терапию в таблетках.

Елена Чернышева
Елена Чернышева

То есть диагноз установлен? — уточняем мы.

— Дизентерия Зонне — этот диагноз подтвердился у всех поступивших, — отвечает Чернышева. — Кухонные работники, которые являются выделителями дизентерийной палочки, уверяют, что жалоб не было, поноса и температуры тоже. Обе они на сегодняшний день утверждают, что были абсолютно здоровы, никуда не выезжали, ни с кем  из заболевших не контактировали.

— Наша задача на сегодня — принять  и пролечить больных, — добавляет Цедилкин. — Для того, чтобы выяснить, что стало причиной вспышки, существует Роспотребнадзор. Сотрудники городской поликлиники № 2 провели за минувшие выходные громадную работу, подворовый обход с выяснением — нет ли заболевших, а также разъясняли, какие могут быть симптомы и что делать в этом случае. Нынешним летом вспышки кишечных инфекций отмечались во многих муниципалитетах Урала. Так что нам, медикам, необходимо всегда быть наготове.

Виновных ждет уголовная ответственность

Между тем полиция уже озвучила свою позицию. Заместитель начальника ОМВД Первоуральска Андрей Синицын сообщил:

—  13 сентября в отдел внутренних дел от единой  дежурно-диспетчерской службы поступил  телефонный звонок около 17 часов, что детскую поликлинику доставлены  16 несовершеннолетних из поселка Прогресс, которые получали питание в школе № 29. На место происшествия была направлена следственно-оперативная группа. На сегодняшний день возбуждено уголовное дело  по ч.1 ст. 236 в отношении неизвестного — нарушение санитарно-эпидемиологических норм, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или  отравление людей. Сотрудниками Роспотребнадзора и филиала центра гигиены и эпидемиологии взяты пробы пищи и воды, итоговых результатов на данный момент нет.