Все за и против передачи завода ТБО в областную собственность

Тема завода по переработке твердых бытовых отходов стала уже притчей во языцах. Многомиллионные долги предприятия, не менее грандиозные штрафные санкции, которые возможны в перспективе — лакомым кусочком для потенциальных собственников завод ТБО не назовешь. Единственное спасение для предприятия сейчас — передача в областную собственность. Все за и против такого решения обсуждали депутаты первоуральской думы.

KOC_52009

Проблем не решал, новые создавал

Финансовое состояние завода критическое — с этим не поспоришь, учитывая, что банкротство предприятия инициировано налоговой инспекцией. Проблемы не только в деньгах — завод ТБО не справляется со своими прямыми функциями, а именно переработкой мусора. По сути, полигон предприятия — еще одна городская свалка исключительно для складирования отходов.

— Мы считаем, что администрация Первоуральска давно должна была выйти с инициативой к депутатам, чтобы рассмотреть вопрос о передаче завода в областную собственность, — заявляет спикер городской думы Николай Козлов. — Такого же мнения придерживается и губернатор. До сих пор никаких инициатив не было, поэтому депутаты сами собрались сегодня, чтобы получить ответы на наболевшие вопросы.

Помимо депутатов, в зале заседаний присутствуют люди, которых в Первоуральске встретишь нечасто. Арон Халемский — доктор технических наук, гендиректор «Фортекс-Упек», а также Константин Спирин — руководитель екатеринбургских «Вторресурсов». Именно этой компании планируется передача имущества завода ТБО.

_DSC00439

— С момента своего строительства и до сих пор завод ТБО никаких проблем, в том числе и экологических, в Первоуральске не решал, — взял слово депутат, директор экологического фонда Владимир Плюснин. — А по части создания этих проблем — старались все директора, которых на моей памяти было больше десятка. Завод не является объектом сортировки, а является самой банальной помойкой. Мне бы хотелось узнать от претендентов, отдают ли они отчет, какое предприятие им достается? Не соберемся ли мы в скором времени снова и не ахнем, что не получилось в очередной раз?

 

Что построили — то и хлебаем

Позиция Владимира Серафимовича не понравилась Арону Халемскому:

— Вопрос экологической безопасности для Первоуральска не новый. На сегодня одна из задач практически решена — СУМЗ перестал выбрасывать в атмосферу газы, и Первоуральск задышал…

— Вы льстите СУМЗу, Арон Михайлович, выбросы не прекратились… — отмечает Плюснин.

— Я льщу себе, — парирует Халемский. — Это моя технология. Было 300 000 тонн серы на Первоуральск, а сейчас и 3000 нет. Есть разница? Когда завод ТБО строился, то предполагалось, что он решит проблему утилизации твердых бытовых отходов Первоуральска. Речь о Ревде и Дегтярке не заходила. На вашем месте, господин Плюснин, я бы себя ответственности не снимал, ведь именно вы присутствовали при запуске. Сегодня это не завод, а обычная свалка — 600 млн рублей штрафных санкций, и Росприроднадзор их завтра принесет, потому что с 2014 года уже не отвертеться.

По мнению Арона Михайловича, «проблему надо решать аварийно».

— Я лично не претендую на этот завод, и мало кто претендует, — выступает Халемский. — Та площадка, на которой сейчас расположен завод, наиболее оптимальна для производства, она лежит в санитарной зоне СУМЗа. Эта площадка, кроме как к промышленной эксплуатации, ни к чему больше не пригодна. И именно здесь нужно создать современный завод по переработке ТБО. Стоимость такого завода около 1 млрд рублей. Все кричат — такие заводы убыточны, нужны субсидии. Но это не так, есть расчеты. Но чей завод, кому он нужен, кто им руководит? Город отмежевывается, мол, плохие директора! Но директора ваши! Сегодня, как мы видим, отвечать за завод некому. Ни один из мэров не отвечал.

KOC_79029

— Завод проектировался и строился, как межмуниципальный объект, но вышло так, что и Ревда, и Дегтярка, и ВИЗ от завода дистанцировались. С тем, что построили и напроектировали, пришлось нахлебаться, — резюмирует Владимир Плюснин.

В конце 90­х на строительство завода было вложено 102 млн рублей. Как показало время, деньги эти вылетели в трубу. Завод сегодня — предприятие убыточное, с многочисленными нарушениями, не ускользнувшими от внимания Росприроднадзора. Передача нежилых помещений завода, в число которых входит здание КПП, трансформаторная подстанция, производственный корпус и газовая котельная, в ведение области — желаемый вариант развития событий. Но пока не пойдут на мировую кредиторы завода, это невозможно. Не нашли ответа и депутаты. Вопрос по заводу ТБО вынесен на ближайшее заседание думы.