Обладатель уникального баритона, первоуралец Евгений Дунаев отметил 75-летие

Вряд ли найдется первоуралец, который не видел бы старый советский фильм «Приходите завтра». Трогательную историю девушки из сибирской глубинки, обладательницы великолепного, от природы профессионально поставленного голоса, приехавшей покорять Москву, с удовольствием смотрят уже несколько поколений зрителей, а имя «Фрося Бурлакова» стало нарицательным для обозначения природного вокального дара. Оказывается, столь редкое явление — поставленный от природы голос есть и в Первоуральске. Певец, солист вокальной студии «Сольвейг» Евгений Дунаев, обладатель великолепного баритона никогда не учился музыке и пению, что не мешает ему блистать на сцене. В нынешнем году певец-любитель отметил юбилей — 75-летие со дня рождения. «Городские вести» поздравили Евгения Петровича с юбилеем, а заодно расспросили об этапах творческого пути.

IMG_8129
Евгений Дунаев

Ты будешь у меня петь

Слух и голос, уверен Евгений Дунаев, передались ему в наследство от матери.

— Мама пела прекрасно. Какие-то домашние праздники, застолья не обходились без того, чтобы ее не просили спеть, — рассказывает певец, — Я тоже хорошо пел с детства, еще маленьким меня тоже уговаривали спеть. Стеснялся и пел из-под стола.

Профессионально учиться музыке Евгению Дунаеву было некогда: пришлось пойти работать в 16 лет.

— В семье случилась трагедия: мама упала, сильно ушибла колено, и в итоге ногу ей пришлось ампутировать. До этого она много лет работала завхозом в детском саду № 4, но став инвалидом работу оставила. Мне, как старшему сыну (отец погиб на фронте в 1943 году) пришлось уйти из восьмого класса и пойти работать на Старотрубный, чтобы прокормить младшего брата и маму. Взяли на работу сначала подручным кузнеца, а потом уже и кузнецом. Так что было не до песен, да и доучиваться пришлось много позже — закончил десять классов, поступил в техникум.

Впервые всерьез Евгений Дунаев занялся пением уже став женатым человеком.

— Супруга у меня начала ходить в хор, который организовали у нас на Старотрубном, руководителем был Файбусович, — рассказывает Евгений Петрович, — Мне стало интересно, стал присматриваться, пошел как-то вместе с ней на занятие. Ребят в хоре было мало, больше девчата, а тут парень пришел! Попели, руководитель хора меня послушал и после репетиции, когда все уже собрались уходить, он сказал: «Так, а вот черненького мальчика попрошу остаться. Ты будешь у меня петь, твой голос мне понравился». С тех пор и пою.

IMG_8127

Евгений Петрович с удовольствием вспоминает, что довелось ему оттачивать певческое мастерство и под руководством известной в Первоуральске радиоведущей Софьи Кирст.

— Мало кто знает, что она не только блестящий журналист, но еще и отлично поет, — говорит Евгений Петрович, — Занятия с ней дали мне очень многое. Занимался со мной и Мусавир Хусаенов. Потом я пришел в ДК ПНТЗ, позвали меня в духовой оркестр «Серебряные трубы» солистом.

 Бог меня услышал

Репертуар Евгения Петровича разнообразен, но самые любимые песни — патриотические. Впрочем, на этом список не ограничивается. Так, например, в числе фаворитов — ария Мистера Икс из одноименной оперетты. С приходом в «Сольвейг» стал осваивать и духовную музыку.

— Помню, однажды был случай, мы пели в Екатеринбурге, в Храме-на-крови, стояли на хорах, а с них же хорошо видно, что происходит внизу, — лукаво улыбается Евгений Петрович, — у нас как раз была пауза. В храм вошла старушка, ну, как водится, крестится, иконам кланяется. И тут мы запели. Бабка где стояла, там и повалилась. Ну, ей помогли встать, увели куда-то. А потом нам рассказали: бабуся, когда в себя пришла, и говорит: «Сколько раз ходила молиться, просила у Бога помощи и сегодня только стала вновь свои просьбы озвучивать, как пение раздалось — услышал меня Господь».

 Внук в меня

Как говорит Евгений Петрович, пение для него всегда было лучшим отдыхом.

— Запоешь, и все переживания забываются. Спадает вся тяжесть, что накопилась. Песне ведь отдаешь всего себя, все, что чувствуешь. Меня учили: когда ты поешь — ты в песне. Ты должен чувствовать, что поешь. Перед выходом на сцену всегда немного волнуюсь, но волнение, наверное, чувствует каждый. А когда выйдешь и запоешь, то уже никого не видишь и не слышишь.

IMG_8139

Есть у Евгения Петровича и заветная песня. Поет ее для любимой жены. Она так и называется «Любимой».

— Любимая женщина все понимает, как никому не понять. Любимая женщина так обнимает, как никому не обнять, — неожиданно запевает Евгений Петрович, — А вообще, так получилось, что в семье певческий талант, кажется, не передался никому. Вот, внук на барабанах играть начал, в ДК ПНТЗ в студию ходит, может это от меня? Сейчас и дома у него везде барабаны, отец от него уже в соседнюю комнату прячется.

Концертный опыт у Евгения Петровича богатейший, причем поет он и на немецком, и на французском, и на итальянском.

 Мужчина и певец с большой буквы

Елена Шестакова, руководитель хора «Сольвейг»:

— Евгений Петрович пришел в «Сольвейг» первым, в 2000 году. Сначала даже не знала, что с ним делать — в хор пришли одни девушки! Потом уже в составе хора появились еще трое мужчин, тогда получилось создать смешанный хор. Работать с ним одно удовольствие, сколько конкурсов мы вместе выиграли, где только не выступали. Наш коллектив — одна большая, дружная семья, и Евгений Петрович у нас носит почетное звание папы.

Такой голос — это просто дар божий. Люди годами учатся, чтобы добиться такого шикарного, глубокого звучания. А Евгений Петрович даже нот не знает.

Елена Шестакова, руководитель коллектива "Сольвейг"
Елена Шестакова, руководитель коллектива «Сольвейг»

Конечно, когда мы репетируем, выступаем, партитуру он в руки берет и даже умудряется в ней ориентироваться, но в целом поет по слуху и как поет! Разумеется, годы берут свое, но голос у Евгения Петровича по-прежнему звучит, и память не подводит — весь свой репертуар он помнит наизусть. А сценическая выдержка какая! Молодым приходится многое объяснять, а Евгений Петрович… Он встанет, запоет и все, его здесь нет — он там! Артист, талант от природы.

У Евгения Дунаева уникальная память и своя собственная система работы с музыкальным материалом, второй такой я не встречала. Точно так же и с песнями на иностранном языке: запомнил и поет. А какая у него сила воли, какая концертная закалка!

Помню, был случай на фестивале «Адмиралтейская звезда», в апреле нынешнего года. Фестиваль этот международный, организаторы его из Санкт-Петербурга, а проводится он по разным городам России. И вот настал черед Свердловской области, коллективы съехались в Екатеринбург. Мы прибыли в 10 утра и узнаем, что нас поставили выступать самыми последними. Видимо, подумали, что раз мы из Первоуральска, добираться обратно нам проще, чем другим — близко же. И вот мы с 10 утра ждали своего выхода. На сцене оказались в первом часу ночи! Уже ноги затекли — в туфли не влезают, уже, кажется, и голос пропал, во рту все пересохло. Но уехать же не можем! Дождались своей очереди. И вот в районе полуночи Евгения Петровича приглашают на сцену. Петь он должен был «Ноктюрн» и «День Победы». Все, конечно, за него волнуются, все-таки день прождать, усталость, да и возраст дает о себе знать. Но нет! Он вышел и спел так, что на песне «День Победы» члены жюри конкурса встали и слушали его стоя. У них были такие глаза, мне кажется, что они были просто в шоке: вышел пожилой человек и поет, да еще таким голосом.

Второго такого Евгения Дунаева нет. И красота голоса у него идет изнутри, душа у человека хорошая. Ведь сколько людей обладают яркими, хорошими голосами, а их пение не цепляет, не задевает, не трогает душевных струн. А здесь от природы и сильный, и благородный голос. Очень красивый человек внутри. Мужчина и певец с большой буквы. Наша гордость.