«Преодоление»: Сашу Киняшеву раздражает, когда ее называют особенной

В 2009 году семья Киняшевых выиграла в областном конкурсе «Семья года». Участвовали и побеждали они в этих соревнованиях и в 2011, и в 2012 годах. Киняшевы — семья азартная, побед на их счету уже много. Но самая главная их победа — это дочка Сашенька.

Саша Киняшева и ее мама Наталья
Саша Киняшева и ее мама Наталья

«Драмкружок, кружок по фото, хор-кружок — мне петь охота». Стих Агнии Барто как нельзя точно характеризует Сашу Киняшеву. Свободной минутки у нее не бывает, день полностью расписан. Встретиться нам удалось около девяти часов вечера. И то девочка была занята.

— Завтра уезжать, а я еще свои долги в «художке» не сдала, — не отрываясь от мольберта, рассказывает Саша. — А вообще, для души рисую.

Больше всего девочке нравится заниматься графикой. Но мама уверяет, что у нее хорошо получается и акварель, и пастель. А самые удачные работы семья дарит близким.

— В 2009 году мой преподаватель отправил мои работы на выставку в Японию и Чехию. Мои работы там отметили, и я была в числе призеров. Это было очень неожиданно, — вспоминает Саша. — Педагог Ольга Владимировна говорит нам: «Пришли подарки с такого-­то конкурса». Я подумала: «Ну вот, опять мне ничего не достанется!». А тут меня награждают, я вообще опешила.

 Хочется быть художником

Сейчас Саша учиться на третьем курсе, признается, что вдохновение на нее находит по-­разному.

— У нас живут друзья в Билимбае. У меня там есть любимое место, куда я хожу и вдохновляюсь природой. Такая там атмосфера! Не передать словами! — делится девочка. — Иногда прям выплескивается из меня творчество, а иногда просто мама заставляет.

— Хочешь связать свою жизнь с творчеством? — спрашиваем мы.

— Ну, это второстепенно, а в первую очередь — медицина. Закончишь, а потом делай, что хочешь, — поправляет дочку Наталья Васильевна.

— Ну, это мама так думает…Мне все­-таки хочется быть художником. Такая свобода действий. Я доказываю маме, что искусство — это мое! После каждого семестра дарю маме свои работы. Еще на день рождения подарила ей зеркало, оформленной в технике декупаж. Могу показать еще одну свою работу.

IMG_8701

Саша отошла от мольберта, принялась искать еще одно свое творение, и мы заметили, что девочка немного хромает. Это единственное, что отличает ее от сверстников и напоминает о том, что при рождении ей поставили диагноз ДЦП.

— Это сделано абсолютно контурами, использовала я такую же рамку, которую маме дарила, — показывает свою работу Саша.

— Изначально мы пошли в «художку», чтобы привести в порядок мелкую моторику и научиться усидчивости. На подготовительных курсах мы провели семь лет. Потом преподаватель сказала, что у дочки получается, — вспоминает мама. — В десять лет она поступила на первый курс.

— Мне на первом курсе сложно было — руки-то трясутся. Пластилин поначалу не давался. Потом разработалась. Сейчас у нас «скульптура» идет, лепим из глины, мне пока тоже тяжело, — подхватывает маму Саша. — Есть, конечно, хорошие работы, но редко. Если у меня работы не получаются, я прошу преподавателя вернуть их обратно в глину, либо выкидываю. Слепила я кошку из гипса, его же никак не размочить, и я ее в окошко выбросила. Она была ужасная.

— Я пыталась ее спрятать, чтобы потом, через много лет, взять показать, но не успела, — говорит Наталья Васильевна. —  Саша говорила: «Мама, избавься от нее, я даже видеть ее не хочу!».

 Заберите себе это пособие

Саша Киняшева не видит различий между собой и сверстниками.

— Я считаю себя такой же, как они, несмотря на то, что я как­то особенно хожу, выгляжу. Меня раздражает, когда меня называют «особенным ребенком». Слово «инвалид» вообще не разрешаю при мне произносить, — говорит Саша. — Если мама вдруг забылась и сказала, я ее поправляю, говорю: «Забудь это слово!». Даже когда на английском изучали слово «disability» (инвалидность — ред.), мне так противно было, даже запоминать его не хотела.

Саше родители с детства внушали, что она — обычный ребенок.

— У дочки ДЦП с рождения, но мы никогда не ставили ее как-­то по-­особенному. Для нас она всегда была обычным ребенком. Друзья наши тоже общаются с Сашей абсолютно нормально, не делая каких­-то скидок, — рассказывает мама. — Конечно, бывает неприятно, когда идешь по городу, и люди прям, оборачиваются, голову готовы свернуть. Иной раз таким даже хочется нагрубить. В больших городах с этим по другому, никто там на нас не смотрит.

Наталья Киняшева, мама Саши:

— Раньше некоторые дамы мне говорили: «Повезло вам, дополнительные деньги у вас есть», — вспоминает мама. — Проснитесь! Заберите себе это пособие! Лишь бы у вас ребенок был здоров! Мне так обидно было, но некогда расклеиваться было, слезы пускать.

Кроме того, что некоторые «косятся», другие даже умудряются делать из недуга преимущество.

— Мне ребята говорят: «Везет тебе, на физкультуру не пойдешь!». А я бы с радостью одела форму и пошла бегать и прыгать, — рассказывает Саша. — Мне иногда хочется, например, английский заменить теми же танцами. Очень хочу пойти на восточные танцы, но времени у меня для этого пока нет.

 Даже готовить научилась

Наталья и Александр Киняшевы делали все, чтобы поставить дочку на ноги.

— С рождения ездили в Екатеринбург в центр «Бонум». В эти периоды про себя забываешь, четыре раза в год лежишь с ребенком в больнице по три недели. Была речевая задержка. Логопед меня ругал: «Почему с ребенком не занимаетесь? Дети в этом возрасте уже кубики из четырех картинок собирают!» Мне так стыдно было! Хотя мы и читали ей, и занимались по­всякому, — вспоминает Наталья Васильевна. — Мы тогда приехали домой, напокупали этих кубиков и на четыре, и на девять. Говорю ей: «Ничего не знаю! Давай тренируйся!». Просто обидно, когда ты все в ребенка вкладываешь, ноги массажируешь, атрофируешься от ее истеричных слез и начинаешь всю ее ломать. А врач говорит такое! В следующий раз мы туда приехали и всех там сделали! Разговаривать в два года стали!

Потом Киняшевы ездили на операцию в Курган. Делали ахиллопластику, подрезали сухожилия. Полтора месяца девочка носила на обеих ногах аппарат Илизарова.

IMG_8696

— После этого она еще долго не могла ходить, а потом ножка расправилась. Врачи нас хвалили, но предупреждали, что это недолговечно, — говорит мама. — Ребенок в рост пойдет, сухожилия не успеют нарасти, и ножка опять уйдет. Ну, так и получилось. Поэтому сейчас нога внутрь повернута. Я ей говорю: «Тебе же не пять лет! Можешь сама себя контролировать! Не нравится, что у тебя нога повернута, разверни ее и разрабатывай!».

Наталья Васильевна уверена, что надо работать над ребенком, и тогда все получится:

— Некоторые мамочки говорят, что им государство должно помочь. Да никто никому не обязан! Пока сама не начнешь вкладываться в ребенка, результата никакого не увидишь. Мы развили моторику, научились говорить и ходить, исправили зрение, а главное, адаптировали. Она и в магазин сходить может, и в общественном транспорте самостоятельно передвигаться.

— Я все могу сама делать. Даже готовить научилась. Просто кушать захотела, а в холодильнике ничего, кроме яиц, не было. Так я научилась делать свое коронное блюдо — омлет, — делится Саша.

 Люблю выигрывать

К конкурсу «Семья года» Киня­шевы готовились тщательно. Придумывали «визитку», изучали историю семьи, составляли родословную, восстанавливали старые фотографии и даже готовили разные блюда для кулинарного конкурса. В итоге на городском этапе заняли второе место. Но на область все равно поехали, потому что «золотые» победители отказались участвовать.

— А на областном конкурсе мы уже победили. Вообще, у нашей семьи много талантов: папа играет на гитаре, мама хорошо готовит, поэтому сложно сказать, в чем наш секрет. Но я думаю, что победили мы благодаря нашему обаянию, — уверена Саша.

— В конкурсе участвовали ради дочки. Чтобы она не сидела в четырех стенах, чтобы она себя показала. Там много детей было, и они все друг с другом общались, — вспоминает мама.

— А мне еще как раз подарили самокат на день рождения. И я там рассекала по «Дюжонку!».

— Ой, у всех сердце замирало, когда Саша на самокате ездила. А ей все равно, она летает там с горки, — рассказывает Наталья Васильевна. — Нас так здорово этот конкурс зарядил! Такой подъем был! И у нас с мужем на работе дела в гору пошли, и Саша начала учиться. Потом съездили в путешествие в Москву и в Петербург.

Смотришь на Сашу и не веришь, что когда­то у нее были отклонения. Настолько она открытый, веселый и интересный человек. Саша отлично рисует, у нее очень хорошая дикция и богатый словарный запас.

Саша и Наталья Васильевна не могут договориться: дочка мечтает быть свободным художником, а мама хочет, чтобы дочь связала жизнь с медициной.
Саша и Наталья Васильевна не могут договориться: дочка мечтает быть свободным художником, а мама хочет, чтобы дочь связала жизнь с медициной.

— У нас такой хороший преподаватель, она была в Англии и много рассказывает о своем путешествии. Она нам фотки показывает и такое желание оказаться прямо сейчас там. Больше всего хочу побывать на аттракционе «Большой глаз». Это как колесо обозрения, с которого видно весь город, только оно движется очень медленно, свой полный круг совершает за час.

Кроме изучения языков, Александра пишет стихи, когда есть вдохновение, и ходит в дворовый клуб по выходным.

— Сейчас меня затянул биль­ярд. В дворовом клубе научилась. Теперь я прошу родителей сходить со мной в бильярдный клуб. Ух, я там поиграю! Я вообще азартный человек. Люблю соревноваться и выигрывать.

В рубрике «Преодоление» «Городские вести» рассказывают о тех людях, которые отличаются от стандартного понимания слова «нормальный». Наша цель показать, что их воля и стремление к целям служат примером для большей части общества. В своих публикациях мы будем придерживаться правила — не жалеть, ведь мы должны научиться  воспринимать инвалида как такого же обычного человека, как и мы. Еще одно наше правило — не молчать. Горожане должны знать, что люди с ограниченными возможностями здоровья есть и об этом нужно знать.

С помощью проекта мы хотим преодолеть дискриминацию людей с ограниченными возможностями, преодолеть барьер в общении между здоровыми людьми и инвалидами, помочь самим героям проекта преодолеть жизненные трудности насколько это в наших силах — одним словом, «Преодоление».