Первоуральский суд признал Степана Черногубова экстремистом

За три листовки и фото в интернете — 440 часов обязательных общественных работ. Такой приговор вынес сегодня первоуральский городской суд в отношении Степана Черногубова. В рамках уголовного дела он признан виновным в двух преступлениях, квалифицируемых по ч. 1 ст. 282 УК РФ: «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации».

 

Степан Черногубов
Степан Черногубов

Оскорбить,  унизить, опозорить

В зале суда Степан держится свободно: улыбается и даже смеется. Свою вину он признал полностью и ходатайствовал о рассмотрении дела в особом порядке. Слесаря-ремонтника ОАО ПНТЗ, студента второго курса факультета истории УрФУ Степана Черногубова обвиняют в экстремизме. Согласно материалам уголовного дела, озвучил которые старший помощник прокурора Олег Манягин, свое первое преступление Черногубов совершил в период с 17 ноября 2011 года по 3 мая 2013 года. Состояло оно в том, что,  зарегистрировавшись и создав свою страничку в популярной социальной сети «Вконтакте», Степан Черногубов начал размещать на ней фотографии экстремистского содержания.

Гособвинитель-Олег-Манягин-потребовал-наканание-для-степана-черногубова-в-виде-обязательных-общественных-работ-в-количестве-460-часов
Гособвинитель Олег Манягин потребовал наказание для Степана Черногубова в виде обязательных общественных работ в количестве 460 часов

— У Черногубова, поддерживающего экстремистские взгляды, испытывающего негативное отношение к евреям, а также к выходцам с Кавказа и  из Средней Азии по национальному признаку, возник умысел на совершение публичных действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды,  а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, — зачитывает обвинительное заключение Олег Манягин, — Черногубов начал размещать на своей странице  фотографии, с целью распространения идей и взглядов, содержащих негативную оценку лиц нерусской национальности,  а также демонстрируя нацистскую атрибутику, символику и текстовые записи, имеющие своей целью унизить, оскорбить, обесчестить, опозорить представителей иных национальных и религиозных групп:  евреев, представителей кавказских и азиатских народов.

Олег Манягин особо подчеркивает: в силу своего возраста и образования Степан Черногубов осознавал,  что его действия носят преступный характер и противоречат этическим и моральным нормам поведения в обществе, унижают национальное достоинство и пропагандируют исключительность граждан русской национальности. Все это противоречит не только нормам уголовного кодекса РФ, но и положениям Конституции РФ: ч. 2 ст. 19 и ч. 2 ст. 29.

Фотографии экстремистского содержания Степан Черногубов размещал регулярно на протяжении нескольких лет и, как гласит обвинение,  они содержали символику молодежных неофашистских групп, фото Адольфа Гитлера со свастикой, эсесовскую «Мертвую голову», фото, порочащее таджиков и многое другое — перечисление занимает десять минут.    Согласно заключению лингвистической экспертизы, в этих материалах содержится информация, направленная на возбуждение ненависти, либо вражды к «инородцам».

Адвокат Степана Черногубова — Александр Колотилин — обратил внимание суда на положительные характеристики подсудимого
Адвокат Степана Черногубова — Александр Колотилин — обратил внимание суда на положительные характеристики подсудимого

Но на этом молодой человек не остановился. Скопировав несколько картинок из интернета и распечатав их, он 29 апреля 2013 расклеил самодельные «листовки» на стенах горвоенкомата, ЕРЦ, а также на столбе на ул. Трубников.

— Изображения следующего характера: листовка с текстом «Смерть врагам тюркского народа», с фотографией человека в арафатке, куфии и с автоматом,  «Слава Турану», с изображением кулака, разбивающего символ российского государства — двуглавого орла, а также листовку с изображением флага Идель—Урал, — сообщил Олег Манягин, — Данные действия также подпадают под действие ч. 1 ст. 282.

Обратив внимание судьи Екатерины Елисеевой на характер преступлений — повышенную общественную опасность и значимость, Олег Манягин заявил, что сторона обвинения по каждому из эпизодов настаивает на назначении наказания в виде обязательных общественных работ по 300 часов, но учитывая сложение наказаний — в размере 460 часов.

 Экстремист или Робин Гуд?

После того, как суд удалился на совещание, Степан Черногубов, слегка поотнекивавшись, все же озвучил свою версию событий. Первый вопрос журналистов: почему, как соучастники в данном процессе, не привлечены представители интернет-ресурса «Вконтакте», откуда, собственно, Степан и копировал экстремистские материалы.

—  Этот вопрос надо силовикам задавать, которые дали этой группе в «Вконтакте» существовать в течение двух лет и не предпринимали в отношении них никакие действия, — комментирует Степан Черногубов, — По поводу листовок: я их расклеил с целью, чтобы на эту экстремистскую группу в интернете обратили внимание. Ранее я обращался в прокуратуру, но они не отреагировали. Администрация «Вконтакте»  также отказалась удалить эту группу. Сослались на то, что у нас свобода слова  и самовыражения, а значит,  запрещать они ничего не будут. Поэтому я взял изображения, которые там были выложены, добавил ссылку на эту группу, распечатал и расклеил как листовки, чтобы силовики впрямую увидели, чем занимается данная группа.

Главное, считает Степан, что он своего добился: после скандала с листовками,  экстремистскую группу «Вконтакте» закрыли.   Цена вопроса его не волнует, тем более, что до оглашения приговора он надеется: улицы мести не придется, просто будут вычитать 10% от зарплаты в течение всего срока  отработки.

— 460 часов — это примерно 20 рабочих дней. Ну,  вычтут тысяч пять, — оптимистично замечает Черногубов.

Однако суд решает немного по-другому:  признать Степана Черногубова виновным в совершении преступлений подпадающих под действие ч. 1 ст. 282 и назначить ему 440 часов обязательных общественных работ именно  в виде отработки,  а не денежного вычета из зарплаты. О том, что ему придется делать: махать лопатой, чистя улицы от снега,  или подобно банкиру Лебедеву ремонтировать детский сад, Степану предстоит узнать в уголовно-исполнительной инспекции Первоуральска. В случае уклонения от общественных работ, Черногубова могут лишить свободы — на день за каждые восемь часов.

 Кто «заказал» Черногубова

Степан Черногубов уверен: уголовное дело против него заведено не просто так, а с целью запугать его и заставить прекратить общественную работу.

— Все завертелось сразу после того, как мы собрались провести общественную экологическую инспекцию на ЗАО «Русский хром 1915». Собирались мы пойти и пошли 5 мая, а накануне, 4 мая 2013 года мне пригрозили, что если мы на Хромпик пойдем, у меня будут проблемы. И уже 6 мая в правоохранительные органы поступило заявление о совершении преступления по статье 282 УК РФ

 

Колесики закрутились оперативно

Михаил Фрибен друг Степана Черногубова уверен дело против Степана готовилось не один день

Михаил Фрибен, друг Степана Черногубова, присутствовавший на судебном заседании, уверен: уголовное дело против Степана готовилось заранее.

— Колесики закрутились очень оперативно.  Сегодня в суде звучали цифры: тысячу четыреста  какая—то там фотография. То есть было сделано как минимум 1400 скриншотов со страницы Степана «Вконтакте». Даже сами скриншоты, не считая того, что их еще необходимо нотариально заверить, в таких объемах сделать физически очень сложно за короткий срок. Понятно, что велась подготовка. Данные о том, кто подал заявление в правоохранительные органы,  являются закрытыми, согласно закону об оперативно—розыскной деятельности. Но один человек такой объем работы просто не мог провести. Явно работала группа.

 

Цель была благая

Поначалу в своем блоге  Степан Черногубов писал, что  листовки — не его рук дело,   и он этого не отрицает:

— Ну да, писал, что не я, потом стал сотрудничать со следствием.    Но изначально цель у меня была благая. Я осознавал, что сам могу понести за это ответственность.

 

То ли драка, то ли грабеж

Судимость у Степана Черногубова  не первая: он уже был осужден на 2,5 года условно по по ч. 1 ст. 161 «Грабеж».

— Ну, это только так квалифицировали. На самом деле была драка, в которой я участвовал и во время которой мой знакомый,  скажем так, взял у потерпевшего деньги. Я проходил как соучастник,  судимость уже погашена, — рассказывает Степан.