Стимулов служить стало больше — уверен новый начальник военного комиссариата Сергей Дарманов

В Первоуральске новое лицо. Кресло военкома первоуральского и шалинского районов вместо ушедшего на заслуженный отдых Владимира Усольцева занял Сергей Дарманов. Новый начальник военного комиссариата, несмотря на то, что живет в Екатеринбурге и каждый день проезжает 45 км, чтобы добраться до работы, уже составил представление, над чем ему придется поработать. «Светит» ли зданию военкомата ремонт, есть ли альтернатива срочной службе и почему призывники боятся идти в армию — в интервью «Городским вестям».

 

Сергей Дарманов
Сергей Дарманов

Боятся служить? Это стереотип

— Вы успели поработать в должности военкома уже около четырех месяцев. Поняли, на что нужно обратить внимание в первую очередь? Может, уже есть чем похвастаться?

— На ремонт намекаете? Хочется, конечно, чтобы здание отремонтировали. Соглашусь — ремонта здесь не было с момента постройки, а ведь зданию почти 50 лет.  Держится, буквально, на сотрудниках военкомата. Когда только прибыл сюда, то увидел крыльцо и ужаснулся — оно все было исписано надписями непонятного содержания. «Славянка» (военная управляющая компания) помогла — хоть ее и ругают, но помогла, крыльцо покрасила. У них ведь тоже, к несчастью, не только средства, но и лимиты.

— Помимо ремонта, какие планы себе ставите на ближайшее время? Может, пропаганда среди молодежи воинской службы, мол, как это престижно служить в армии…

— Привлечение средств массовой информации, социальная реклама — это необходимо делать. Например, сегодня проводим собрание совместно с начальником управления образования в ЦДТ — расскажу родителям, какие есть военные учебные заведения, о перспективах воинской службы. Молодые офицеры, например, прослужив два года, могут рассчитывать на поддержку государства при оформлении ипотеки.

— Это для тех, кто выбрал воинскую службу профессией. А сейчас в армии что изменилось? Все помнят рассказы про чан с клейкой  кашей на обед…

— Рацион питания существенно улучшился, убрали ненужные продукты, добавили новые. Если во времена моей службы выдавали два яйца по воскресеньям, то сейчас выдают каждый день по яйцу. И сок, и кофе, и мясо. Министр обороны сказал, что переходим к шведскому столу — нет сейчас бадьи с кашей, которую придется хлебать. Срочник может выбрать из нескольких блюд то, что он хочет именно сегодня. В каждой казарме сейчас душевая…

— Столько изменилось вроде бы, а призывники по-прежнему боятся идти служить в армию. Почему? 

— Это стереотип. Сейчас в стране проводится большая военно-патриотическая работа. Я сдавал нормы ГТО в свое время. У нас были «Зарницы» — военные игры. Потом страна развалилась, на армию много всего вылили, во многом обвинили. То, что люди продолжают думать об армии как о месте, где издеваются над людьми — это просто привычка. Сейчас у солдата два выходных дня — может в увольнение сходить, развеяться. Со связью проблем теперь нет — действует программа «Позвони маме» при поддержке МТС. Срочникам платят денежное довольствие — по 2000 рублей ежемесячно, переводят на банковскую карту.

— А как же «дедовщина»? Тоже упразднилась?

— «Дедовщина» у нас с детского сада начинается. Или со школы, когда старшеклассники ставят щелбаны младшим. В армии не получится увильнуть от своих обязанностей, переложить на кого-то другого. Всякое случается в мужском коллективе. На самом деле,  показательно, с каким настроем человек идет в армию. На призывной комиссии я спрашиваю: служить желаете? Ответы разные: да, не знаю, но бывают и те, которые откровенно говорят — «Нет, не желаю». Понятно, что у таких проблемы в армии будут.

Я отвечаю таким призывникам, чтобы повернулись и прочитали: «Защита Родины — это долг». Приходится давить на чувство ответственности. Вы, конечно, спросите — а для чего спрашивать, если мнение не учитывается? Чтобы на старте понимать, чего стоит человек, чтобы спрогнозировать, насколько трудно ему будет  служить, ведь от желания многое зависит.

План осенней призывной кампании по Первоуральску — 190 человек. На сегодняшний день призвано 103 человека.

 Год службы — это мало

— Какие проблемы со здоровьем у призывников вы наблюдаете в этом призыве?

— Чаще всего это проблемы со зрением и недостаток веса. Все зависит от среды, где воспитывается будущий призывник. В 90-е
годы, когда ребята приходили служить, они только начинали полноценно питаться, поправлялись. В армии почему мужают? Есть определенный распорядок дня — трехразовое питание, сон, занятия спортом.

— Одно время активно муссировалась тема альтернативной службы.   В этом году такая возможность выбора была? И куда направляют альтернативщиков?

— Пока желающих не было, а если появятся — то куда направить, решит председатель призывной комиссии. У нас это глава администрации Алексей Дронов.

— Чем отличается этот призыв от предыдущего. Может, девушки приходили?

— Девушки не приходили. Вообще, это мой первый призыв, пока сравнивать не с чем. Весной уже можно будет и аналогии проводить. На самом деле, варианты службы можно найти и для девушек. Если есть образование, то можно и психологом в часть отправить. Взять в руки автомат и бегать в мотострелковых войсках? На моей памяти таких экстремалок не было.

— Как вы считаете, год службы вместо двух — это хорошо или плохо?

— Как человек военный, я считаю, что год службы — это мало. Как показывает практика, техника, вооружение с каждым годом становятся все совершеннее. За год успевают получить только азы. Появляются новые тренировочные программы, которых раньше не было.

— Сейчас прорабатывается вопрос предоставить право выбора призывнику — год по призыву или два года по контракту. Как вы относитесь к этой инициативе?

— Как я могу к этому относиться? Личное мнение к закону не пришьешь. В любом случае, выбор — это хорошо.

—  Могут ли призывники выбрать, в какой род войск пойти служить?

— В первую очередь, зависит от здоровья. Если призывник проходит по всем параметрам, то направляют в десантные войска, ВМФ. Там, где здоровье нужно. Наши призывники служат в сухопутных, железнодорожных войсках. Как правило, ребята служат недалеко от дома — «Горный щит», например.

— Вы бывший военный…

— Бывших военных не бывает. Я полковник запаса. Нет, не госслужащий, в армии это называется гражданским персоналом Вооруженных Сил.

— Сколько раз вы подтягиваетесь?

— Раз восемь подтянусь. В лучшие годы 13-14. Для моего возраста подтянуться шесть раз — это «отлично». К сожалению, времени на поддержание физической формы не хватает. Утром приезжаю в 7:30 — уезжаю в районе 19 часов.

— Сейчас Сергей Шойгу выступает за то, чтобы вернуть погоны военным комиссарам. Как вы считаете, это правильно?

— Я вполне комфортно себя чувствую сейчас. Погоны, может, и вернут, но обратно меня не призовут. Сюда назначат военного, а я пойду на заслуженный отдых.

 

 

 Досье

Сергей Борисович Дарманов

Родился 12 августа 1966 года.

В 1984 году поступил в Челябинское высшее танковое командное училище им. 50­летия Великого октября

В 1988 году окончил училище и был направлен в Центральную группу войск в Чехословакию

В 1991 году после распада Советского Союза войска были выведены в Калининградскую область

В 1999 году был направлен в Дальневосточный военный округ. Служил под Уссурийском (поселок Липовцы) в танковом полку в должности командира батальона

В 2000 году поступил в общевойсковую академию ВС РФ (Москва)

В 2002 году окончил академию, был направлен в оперативный отдел штаба Второй армии в Самару. В сентябре этого же года прибыл в Екатеринбург для прохождения дальнейшей службы в должности старшего офицера оперативного управления штаба Приволжско-­Уральского округа. Дослужился до начальника отдела оперативного управления штаба военного округа.

Женат, воспитал двоих сыновей